Комментарий
2 Июля 2015 16:17

Порошенко занимается укреплением своей власти, а не децентрализацией

Ростислав Ищенко политологРостислав Ищенко

Ростислав Ищенко
политологРостислав Ищенко
В Донецкой народной республике объявили о решении провести местные выборы. По словам главы ДНР Александра Захарченко, на Донбассе вынуждены «ради спасения минских договоренностей самостоятельно приступить к их выполнению». «Мы начинаем действовать немедленно, не дожидаясь, когда Киев образумится и вернется за стол настоящих, а не фейковых переговоров», – заметил он.

Читайте по теме: ДНР спасает «Минск-2»

– С чем связана эта инициатива? Об этом и многом другом «Актуальным комментариям» рассказал президент Центра системного анализа и прогнозирования, украинский политолог Ростислав Ищенко.

– Насколько происходящее вписывается в минские договоренности?

– В принципе, в контекст минских соглашений вписывается всё что угодно, потому что минские соглашения подписаны о стабилизации ситуации, о прекращении боевых действий. Но поскольку они все равно изначально не выполнялись, не выполняются и выполняться не будут, то я бы никаких действий ни донецких властей, ни луганских, ни уж тем более Киева не рассматривал бы в контексте минских соглашений.

На первом этапе гражданской войны регулярные государственные структуры на Донбассе были разрушены. Причем в некоторой степени самими же ополченцами того периода, которые прогоняли народных мэров, не воспринимали народных губернаторов, я уж не говорю о местной власти, которая была избрана еще при Януковиче. И в результате фактически тыловых структур или нормального гражданского управления на Донбассе не осталось.

Первые выборы, которые там проходили и которые дали возможность фактически избрать глав регионов, начали частично легитимацию и обустройство какой-то новой власти. Захарченко сам был из тех людей, вышедших на улицы с автоматами, и власть он получил таким образом. Тем не менее эта власть всегда потом требует легитимации на выборах. Вот легитимация уже случилась, Захарченко работает.

Но по мере укрепления нормальных структур государственности в Луганске и Донецке этот процесс требует продолжения. Тем более что сейчас его можно действительно списывать на минские договоренности и говорить – вот видите, нужны были выборы – мы провели выборы, и население поддержало.

Поэтому я думаю, что здесь основную роль играет внутренняя потребность в легитимации структур государственного управления, а побочную играет привязка к минскому процессу.

– Как отреагирует Киев, на ваш взгляд?

– А какая разница? Киев ни на что хорошо не отреагирует. Для Киева, что бы ни сделали в Донецке и Луганске, это просто очередная подлость уже просто потому, что Донецк и Луганск существуют. Киев ничего исходящего с этих территорий нормально не воспримет.

– Порошенко внес в Раду проект изменения конституции, который предусматривает децентрализацию власти при сохранении унитарной модели государства, насколько это возможно?

– Это как раз классический пример, когда украинская власть решает свои проблемы, в частности, решает проблему укрепления власти Порошенко и в какой-то степени даже централизации управления государством. Но при этом она говорит, что действует ровно в рамках минского процесса и принимает законы о децентрализации.

Собственно, ничего такого, что могло бы как-то позитивно отразиться на переговорах Киева с Донецком и Луганском в этом законопроекте нет, скорее, наоборот. И Порошенко сам сказал, что не будет там никаких уступок ни Донецку, ни Луганску. Но, тем не менее, законопроект подается как составная часть минских соглашений.

– Вчера, когда Порошенко презентовал поправки в конституцию, он сказал, что, может быть, Рада внесет и вопрос о возможности выдвигать импичмент президенту. На ваш взгляд, пойдет на это Рада и пойдет ли сам Порошенко?

– Вообще-то закон об импичменте должен быть, так или иначе, принят. И более того, должен быть закон, предусматривающий отстранение президента от власти.

Понятно, что в парламентских республиках, там, где президент избирается парламентом, тот, кто избирает, тот его и отзывает: парламент избрал и может в любой момент попросить вернуться. А в президентских республиках, где президент избирается всенародно, обычно таким механизмом отзыва президента служит импичмент, потому что бывает всякое, президент законодательство нарушает, например.

Поэтому такой закон было бы вполне логично принять, и более того, такие положения есть в конституции. И я так полагаю, что они не будут отменяться. Скорее, наоборот, они должны дополнительно регулироваться. Но что сделает Рада, а что не сделает – Порошенко виднее.

Беседовала Лина Вискушенко
  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".