Статья
6715 12 ноября 2009 0:03

Послание Федеральному Собранию

Закончилось шестнадцатое по счету Послание президента Федеральному Собранию, второе послание Дмитрия Медведева, почти полностью посвященное будущему, инновациям и модернизации.

Послание заняло 1 час 40 минут. Выступление президента прерывалось аплодисментами 49 раз.

Престиж России не может определяться достижениями прошлых лет, убежден президент РФ Дмитрий Медведев.

«Престиж Отечества и национальное благосостояние не могут до бесконечности определяться достижениями прошлого», - заявил глава государства в своем обращении к Федеральному Собранию в четверг.

Он отметил, что производственные комплексы по добыче нефти и газа, обеспечивающие львиную долю бюджетных поступлений, ядерное оружие, гарантирующее безопасность страны, промышленная и коммунальная инфраструктура - все это создано большей части еще советскими специалистами.

«Иными словам - это создано не нами. И хотя это до сих пор удерживает нашу страну на плаву, но стремительно устаревает», - подчеркнул Д.Медведев. Он признал, что все, что было создано советскими специалистами, «до сих пор позволяет удерживать страну на плаву», но все это уже устарело морально и физически.

«В основе моего представления о будущем лежит глубокая убежденность в неотвратимости и возможности обретения Россией статуса мировой державы на принципиально новой основе», -заявил Д.Медведев.

Модернизация России в XXI веке будет основываться на ценностях и институтах демократии, а российское общество станет обществом умных, свободных и ответственных людей, заявил президент РФ Дмитрий Медведев.

«В XXI веке нашей стране вновь необходима всесторонняя модернизация. И это будет первый в нашей истории опыт модернизации, основанный на ценностях и институтах демократии», - сказал Д.Медведев в четверг в Послании Федеральному Собранию. По его словам, настало время нынешнему поколению россиян «поднять Россию на более высокую ступень цивилизации».

«Вместо примитивного сырьевого хозяйства мы создадим умную экономику, производящую уникальные знания, новые вещи и технологии, полезные людям. Вместо архаичного общества, в котором вожди думают и решают за всех, станем обществом умных, свободных и ответственных людей», - подчеркнул президент.

В России «вместо архаичного общества, в котором вожди думают решают за всех, будет создано общество умных, свободных и ответственных людей». «Вместо отсталой экономики, мы создадим новую экономику, основанную на уникальных знаний, новых идей и технологий, которые будут полезны людям», - сказал Дмитрий Медведев.

«А на мировой арене вместо сумбурных действий, продиктованных ностальгическими предрассудками будем проводить мирную внешнюю политику, основанную на прагматичных целях, - подчеркнул Медведев. - Мы построим современную Россию, устремленную в будущее, займем позиции в международно разделении труда».

В ходе модернизации российская «экономика должна переориентироваться на реальные потребности людей», заявил Дмитрий Медведев. Он пояснил, что это относится к вопросам безопасности, здравоохранения, доступа к энергии и информации.

В первую очередь, отметил президент «важнейшим направлением работы является развитие производства лекарственных средств и медицинской техники». Медведев отметил, что «стимулирование производства отечественных лекарств и оборудования будет осуществлено, в том числе, и через государственные закупки». «Уже через 5 лет доля отечественной продукции на лекарственном рынке должна составить не менее четверти, а к 2020 году - более половины всех препаратов», - заявил президент. «Вот в чем цель», - отметил он. «Кроме того, поручаю разработать и внести в Государственную Думу проект закона, регулирующего порядок обращения лекарственных средств, и что крайне важно - требования к их безопасности», - заявил Медведев. «Мы обязаны оградить людей от поддельных фальшивых лекарств», - добавил он.
 
Модернизацию и технологическое обновление всей производственной сферы страны необходимо начать немедленно, от этого зависит будущее страны. Медведев призвал «извлечь уроки из событий прошедшего периода», когда в условиях роста цен на нефть, «у многих были иллюзии, что структурные реформы могут подождать». Тогда, напомнил Медведев, «было отдано предпочтение форсированию роста старой сырьевой экономики», а инновационным продуктам не было уделено должного внимания.

«Необходимо начать модернизацию и технологическое обновление всей производственной сферы», - заявил глава государства, подчеркнув, что это - вопрос будущего страны.

Переход к рациональной модели потребления энергоресурсов является приоритетом развития российской экономики, сообщил президент РФ. Он отметил, что уже в ближайшее время будут запущены программы по установке приборов учета. «Граждане должны платить только за реально потребляемые ими услуги», - сказал Медведев.

Президент также напомнил, что уже начался переход к использованию энергосберегающих ламп. В следующем году планируется модернизация коммунальных сетей. В результате предпринятых мер в большей мере будут учитываться доходы каждой семьи. Также будут введены энергосервисные контракты.

Программы энергосбережения, по словам Д.Медведева, планируется реализовать и в государственном секторе. «Нам нужно не только наращивать добычу полезных ископаемых, но и добиваться лидерства как в традиционной, так и в альтернативной энергетике», - подчеркнул он.

Президент России Дмитрий Медведев заявляет, что российские товары обладают низкой конкурентоспособностью на мировом рынке.

"Конкурентоспособность нашей продукции позорно низка", - сказал Д.Медведев, обращаясь с посланием к Федеральному Собранию.

Он отметил, что российские бизнесмены по-прежнему предпочитают продавать то, что создано за пределами страны.

Президент РФ Дмитрий Медведев считает, что форма госкорпорации в нынешних условиях бесперспективна. «Я считаю эту форму в современных условиях в целом бесперспективной», - сказал Д.Медведев в четверг в обращении к российскому парламенту.

По его мнению, «корпорации, которые имеют определенные законом временные рамки работы, должны по завершении деятельности быть ликвидированы, а те, которые работают в коммерческой, конкурентной среде, должны быть со временем преобразованы в акционерные общества, контролируемые государством».

«В дальнейшем они либо сохранятся в государственном секторе, там, где нам это необходимо, или будут реализованы частным инвесторам», - сказал Д.Медведев. Он также заявил, что необходимо провести независимый аудит госкорпораций.

Дмитрий Медведев обещает в ближайшее время вернуться к вопросу о снижению налогов. «Очевидно, наша налоговая система все еще нуждается в совершенствовании», - сказал Медведев в Послании Федеральному собранию. «Дискуссия о том, какие налоги и по каким ставкам должны взиматься в нашей стране, не закрыта», - отметил он.

«Кризис затруднил принятие решений по снижению налоговой нагрузки, но к этим вопросам надо будет в ближайшее время вернуться, и мы обязательно это сделаем», - пообещал президент.

Дмитрий Медведев пообещал господдержку только тем сильным компаниям реального сектора экономики, которые имеют выверенный и четкий бизнес-план. «В дальнейшем мы будем помогать только тем, у кого есть четкие планы повышения эффективности и реализации высокотехнологичных проектов», - заявил сегодня президент РФ, выступая в Кремле с ежегодным Посланием к Федеральному собранию.

«Неэффективные предприятия должны пойти процедуру финансового оздоровления или уйти с рынка, - подчеркнул глава государства. - Их защита путем установления высоких торговых барьеров не будет продолжаться вечно. Развитие производства происходит только там, где есть реальная конкуренция. Российским потребителям нужно создать доступ к недорогим качественным товарам и задача российских компаний научиться их производить».

Дмитрий Медведев особо отметил успех госпрограммы развития сельского хозяйства, подчеркнув, что результатом стали лучшие показатели роста агропрома среди всех отраслей, даже в период кризиса.

«Мы продолжим политику поддержки села и в будущем, - пообещал президент. - У нас есть все возможности, чтобы сделать сельское хозяйство одним из лидеров экономического роста на годы вперед. И в результате этого улучшить качество жизни на селе».

Президент РФ Дмитрий Медведев призывает на законодательном уровне изменить численность региональных парламентов в зависимости от масштабов и возможностей того или иного субъекта РФ. «По итогам консультаций с представителями общественных организаций и политических партий считаю необходимым: первое - ввести единый критерий установления численности депутатов органов законодательной власти субъектов Российской Федерации. Сегодня это делается абсолютно произвольно, что иногда приводит к труднообъяснимым результатам», - сказал Д.Медведев в четверг в своем обращении к российскому парламенту.

В частности, он обратил внимание на то, что «многомиллионное население экономически сильной Москвы представлено в городской думе 35 народными избранниками». «А в Народном хурале республики Тыва, экономические возможности которой, к сожалению, куда как более скромные по сравнению с Москвой, население в 30 с лишним раз меньше, заседает 162 депутата. Необходимо предусмотреть гибкий порядок постепенного выравнивания этих перекосов», - подчеркнул Д.Медведев.

Президент РФ Дмитрий Медведев считает необходимым отказаться от сбора подписей как от необходимого условия для участия в выборах. «Думаю, что в перспективе мы должны вообще отказаться от сбора подписей как метода допуска партий к выборам», - заявил он в четверг в своем послании к Федеральному Собранию. По его мнению, «такой же принцип можно установить и для муниципальных выборов».

Д.Медведев предлагает также ввести для партий, за которые на региональных выборах проголосовало более 5% избирателей, гарантии представительства в законодательном органе субъектов федерации.

Президент РФ Дмитрий Медведев предлагает навести порядок с досрочным голосованием на местных выборах, а также с голосованием по открепительным талонам. «Пора, наконец, навести порядок с досрочным голосованием на местных выборах», - сказал он. «Полагаю также необходимо проанализировать практику использования открепительных удостоверений, принять необходимые меры для предотвращения незаконных манипуляций», - отметил глава государства.

Говоря о досрочных выборах, Д.Медведев отметил, что законодательство строго ограничивает сроки досрочного голосования в случае президентских и парламентских выборов и четко определяет, в каких случаях оно используется. «Взяв именно эти нормы за основу, можно продолжить корректировки федерального и регионального законодательства», - сказал Д.Медведев.

Он также высказался за то, чтобы все партии имели равные возможности использовать муниципальные здания для проведения агитации в ходе избирательной кампании.

Президент РФ Дмитрий Медведев предлагает освободить политические партии, не представленные в Госдуме, но имеющие фракции в региональных Заксобраниях, от сбора подписей на региональных выборах. «Партии, не представленные в Госдуме, но имеющие фракции в законодательных собраниях субъектов Федерации, следует освободить от сбора подписей для участия в региональных выборах в соответствующих регионах», - сказал президент, выступая с Посланием Федеральному Собранию. Д.Медведев подчеркнул, что все партии, представленные в региональных парламентах, получат возможность формировать фракции.

«Им должно быть гарантировано, что из их представителей будут замещаться депутатские вакансии для работы на постоянной основе и на руководящих постах», - сказал президент.

«Было бы полезным, чтобы органы законодательной власти всех уровней как минимум одно заседание в году посвящали заслушиванию и обсуждению сообщений и предложений партий, не представленных в законодательных органах», - сказал также глава государства.

Президент России Дмитрий Медведев высказался за равное освещение в средствах массовой информации деятельности партий, представленных в региональных парламентах. «Механизмы реализации таких гарантий должны учитывать особенности медиарынка каждого региона, местную социальную и культурную специфику», - сказал Д.Медведев в четверг в ежегодном Послании Федеральному Собранию.

«Законодательные собрания тех субъектов Федерации, где это еще не сделано, могут использовать опыт Государственной Думы, наиболее важные заседания которой транслируются в сети Интернет в режиме реального времени. Самой Государственной Думе предлагаю организовать трансляции всех без исключения открытых пленарных заседаний. Я думаю, что этот опыт будет интересен и Совету Федерации, и, возможно, Конституционному суду», - сказал Д.Медведев.

Медведев заявил, что любые попытки дестабилизировать ситуацию в России «под демократическими лозунгами» будут пресечены. «Укрепление демократии не означает ослабления правопорядка», - сказал он в послании Федеральному Собранию. «Любые попытки под демократическими лозунгами раскачать ситуацию, дестабилизировать государство, расколоть общество будут пресекаться», - заявил он. «Как гарант Конституции, буду и впредь делать все возможное для укрепления институтов демократии в нашей стране», - заявил также Д.Медведев.

Президент считает, что одним тюремным заключением для коррупционеров проблему коррупции в России не решить. «Одними посадками проблему не решить, но сажать надо», - сказал он в четверг в своем Послании Федеральному Собранию.

Д.Медведев напомнил, что только за шесть месяцев текущего года было рассмотрено более 4,5 тыс. дел коррупционной направленности. Среди осужденных 532 представителя органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также более 700 работников правоохранительных органов.

«Эти цифры, к сожалению, свидетельствуют и о масштабах коррупции, поразивших наше общество», - подчеркнул президент.

Дмитрий Медведев отмечает беспрецедентный уровень коррупции и насилия на Северном Кавказе. «Скажем откровенно - уровень коррупции, насилия, клановости в северокавказских республиках беспрецедентен», - сказал он. Медведев высказал мнение, что многие проблемы Северного Кавказа появились вследствие того, что социально-экономическое развитие региона не было по-настоящему результативным. «Источник многих проблем, прежде всего, в экономической отсталости и отсутствии у большинства живущих в этом регионе нормальных жизненных перспектив», - подчеркнул президент.

Медведев высказал необходимость назначить лицо, ответственное за положение дел в Северо-Кавказском регионе. «Считаю необходимым разработать и ввести отдельные четкие критерии эффективности деятельности федеральных органов исполнительной власти по проблемам Северного Кавказа. Поручаю правительству в срок до 1 января 2010 года утвердить систему этих критериев и должен быть человек, лично ответственный за положение дел в этом регионе», - сказал он.

Штрафы и принудительные работы должны использоваться более широко в качестве уголовного наказания, заявил президент России Дмитрий Медведев. «Уголовное наказание, как на уровне закона, так и на стадии его применения, должно быть адекватным совершенному преступлению и, соответственно, лучше защищать интересы общества и интересы потерпевшего», - сказал он в четверг в ежегодном Послании Федеральному Собранию.

По словам главы государства, «в уголовном законе необходимо шире использовать так называемую административную преюдицию, то есть привлекать к уголовной ответственности только в случае неоднократного совершения административного правонарушения».

«Надо шире применять штрафы в качестве наказания за малозначительные преступления и преступления средней тяжести, не связанные с насилием», - считает глава государства.

Если же взыскать штраф невозможно, то, считает президент, необходимо применять принудительные работы. По его словам, их «необходимо ввести как самостоятельный вид наказания». «Неплохо использовать и такую меру пресечения, меру воздействия, как залог. При этом размер залога по отдельным категориям преступлений должен быть увеличен», - сказал Д.Медведев.

Президент РФ Дмитрий Медведев призывает серьезно заняться работой по очищению правоохранительных органов от недостойных сотрудников. «Должны быть приняты самые энергичные меры для очищения рядов милиции и специальных служб от недостойных сотрудников. Таких следует придавать суду», - сказал Д.Медведев в четверг в своем обращении к российскому парламенту.

Он заявил, что « работники этих структур будут предоставлять сведения о своем имуществе и имуществе членов своих семей «.

«Нужно жестко укреплять дисциплину, активнее заниматься внутренними расследованиями. Добиваться полного соответствия морально-психологических качеств личного состава высоким профессиональным требованиям», - добавил Д.Медведев.

При этом он призвал не забывать, что большинство сотрудников правоохранительных органов является честными людьми.

Президент России Дмитрий Медведев заявил, что будут приняты оперативные меры по недопущению ухудшения ситуации в моногородах, и поручил правительству за полгода утвердить программу содействия развитию моногородов и населенных пунктов, находящихся в наиболее сложных ситуациях. «Особое и очень важное направление - нормализация ситуации в моногородах. Их в России несколько сотен», - сказал он.

По словам главы государства, «живут в них более 16 млн человек и производятся значительные объемы товаров и услуг». «В ближайшие месяцы нам необходимо принять оперативные меры, чтобы не допустить резкого падения уровня жизни в моногородах. Это задача и органов властей всех уровней, и руководства предприятий», - подчеркнул Д.Медведев.

«В течение полугода правительство должно утвердить программу содействия развития моногородов, а также принять комплексные планы для тех населенных пунктов, которые находятся в наиболее сложных ситуациях», - заявил он в Послании Федеральному собранию.

«В таких городах и поселках надо создать условия для применения способности людей в самых разных сферах и, конечно, стимулы для частных инвестиций», - считает он. «Если же экономических перспектив для этого нет или они очень малы, нужно помочь людям переехать в более благоприятное для жизни и работы место», - отметил президент.

Социальные обязательства и впредь будут выполняться полностью, заверил сегодня президент РФ Дмитрий Медведев. «Социальные обязательства будут выполняться полностью, так и будет», - заявил он. В первую очередь, это «касается индексации пенсий», - отметил Медведев. Он напомнил, что они были повышены больше, чем планировалось - в 1,5 раза, а «в 2010 году будут не ниже прожиточного минимума».

Пособия по безработице были уже повышены «более чем в полтора раза», проводятся программы по трудоустройству россиян. По словам Медведева, «мы будем и дальше создавать условия» для трудоустройства людей, особенно для тех, которые «находятся под риском увольнения», а таких в стране «более одного миллиона».

Глава государства также подчеркнул, что надо «оказывать адресную поддержку» людям, в том числе в переезде в другие регионы, в создании собственного дела.

Дмитрий Медведев предложил изучить возможность сокращения числа часовых поясов в РФ и целесообразность сохранения практики двухсезонного времени. «Мы привыкли гордиться их количеством, потому что это казалось нам яркой иллюстрацией величия нашей родины. Это действительно так, но задумывались ли мы когда-нибудь о том, насколько столь дробное деление позволяет эффективно управлять страной? Не приводит ли к использованию слишком дорогих технологий?»,- сказал он. «Нужно рассмотреть возможность сокращения количества часовых поясов, конечно, надо просчитать все последствия такого решения. Это касается и целесообразности переходов на летнее и зимнее время. Здесь тоже нужно сравнить выгоды от экономии и очевидные неудобства»,- считает Медведев.

В августе в России был впервые за 15 лет зафиксирован естественный прирост населения. Об этом заявил сегодня президент РФ Дмитрий Медведев, выступая в Кремле с ежегодным Посланием к Федеральному собранию. «Рост пока незначительный, всего на тысячу человек, но все-таки это уже прирост, - подчеркнул президент. - Результат был достигнут прежде всего за счет известного национального проекта «Здоровье» и новой демографической политики, которой мы все занимаемся. Работа по этим направлениям будет продолжена, у нас есть все возможности сделать так, чтобы население нашей страны не уменьшалось, а росло».

В этой связи Медведев указал на необходимость «с особым вниманием относится к созданию мотивации и условий для здорового образа жизни». Президент согласился с теми авторами откликов на его статью «Россия, вперед!», которые писали, что показателем личного успеха должно стать скорее здоровье человека, а не количество заработанных им денег. «И если у молодежи появится привычка к занятиям спортом, то будут решены и такие острые проблемы как наркомания, алкоголизм, детская безнадзорность», - убежден Медведев.

Президент РФ Дмитрий Медведев заявил, что на всей территории России в течение пяти лет необходимо обеспечить широкополосный доступ в интернет, осуществить переход на цифровое телевидение и мобильную связь четвертого поколения. «Национальная сетевая инфраструктура должна гарантировать доступ к современным средствам связи в любой точке и, конечно, по разумным ценам. При этом цены на услуги в первую очередь должны снизиться для жителей Сибири и Дальнего Востока», - сказал Д.Медведев.

Президент отметил, что «приоритет в первую очередь должен отдаваться тем услугам, в которых заинтересовано большинство населения нашей страны, - прежде всего связи с Единой службой спасения и помощи при чрезвычайных ситуациях».

Д.Медведев сообщил, что Россия сегодня занимает 63 место в мире по уровню развития инфраструктуры связи. «Это очень плохо. Очевидно, что без изменений в этой сфере мы не можем двигаться дальше», - сказал он.

В ближайшие годы большая часть государственных услуг будет доступна через электронные каналы связи, заявил президент РФ Дмитрий Медведев. «Уже в следующем году государственные услуги будут доступны и через электронные каналы связи. Это, в частности, должно коснуться приема квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений, постановки объектов недвижимости на кадастровый учет и получения библиографической информации из государственных фондов», - сказал он.

«Через два года в такой электронной форме будет предоставляться не менее 60 ключевых государственных услуг. Вот в чем цель», - добавил президент.

По его словам, стратегические информационные технологии - это одна из ключевых отраслей, необходимых для развития страны. Так, отметил Д.Медведев, необходимо создавать суперкомпьютеры, так как без них многие отрасли промышленности просто не смогут быть конкурентоспособными.

Президент РФ Дмитрий Медведев призвал нынешние поколения россиян работать ради будущего страны, чтобы победить так же, как их отцы и деды победили в Великой Отечественной войне. Такими словами глава государства завершил свое второе Послание Федеральному собранию.

«В следующем году мы празднуем 65-летие Великой Победы, чествуем наших ветеранов, спасителей Отечества, героев, отстоявших нашу свободу, прошедших войну, поднявших страну из руин», - напомнил он. «Эти великие люди для каждого из нас не только действующие лица грандиозной исторической драмы: они для нас близкие родственники, в самом прямом, буквальном смысле этого слова», - сказал он.

«Мы - одной крови с теми, кто тогда победил», - отметил Медведев. «Стало быть, все мы - наследники победителей, и поэтому я верю в новую Россию», - сказал президент.

«Нужно помнить и уважать наше прошлое. И работать по-настоящему ради достойного будущего», - призвал глава государства.

«Мы преодолеем отсталость и коррупцию, потому что мы сильный и свободный народ. Достойный нормальной жизни в современном, процветающем, демократическом обществе», - заявил Медведев.

«Мы сами выбрали свой путь. Наши отцы и деды тогда победили. Теперь должны победить мы! - подчеркнул глава государства. - Россия, вперед!».

---

При подготовке Послания учитывались предложения представителей общественности и бизнеса. Свое видение основных направлений развития страны Дмитрий Медведев выразил в статье «Россия, вперед!».

Отклики на статью и предложения по содержанию приняты во внимание при формировании Послания 2009 года. 

Напомним, что нынешнее Послание стало вторым для Медведева и шестнадцатым в истории современной России.

Послание президента России Федеральному Собранию является, по Конституции, обязанностью главы государства. В нем излагается позиция по основным направлениям внутренней и внешней политики на текущий год и ближайшую перспективу, а также информация о важных решениях главы государства. Это главный программный документ российской власти. Он обозначает ориентиры того, какие проблемы, по мнению президента, являются приоритетными для страны и каким должен быть механизм их решения. Документ  касается как дел внутри страны, так и международной проблематики.

Комментарии экспертов

Дмитрий Медведев показал, что он держит руку на пульсе страны и разбирается в повестке дня. Мы видим, что он, например, назвал итоги выборов в  Мосгордуму труднобъяснимыми. На мой взгляд, это сенсационное заявление. Во-вторых, Медведев показал, что он следил за той дискуссией, которая велась вокруг Послания. Мне приятно отметить, что прозвучала идея о ежегодном докладе доклада губернаторов. Могу напомнить, что за неделю до Послания мы опубликовали исследование, посвящённые ежегодным посланиям губернаторов. Медведев обозначил важность этой темы.

Интересны были слова по Северному Кавказу. Они указывают на низкую вероятность сохранения у власти нынешнего главы Дагестана, полномочия которого заканчиваются в ближайшее время.

Некоторые инициативы Медведева своевременны, но половинчаты. Например, предложение по отказу от сбора подписей для партий прозвучало, но, к сожалению, было сказано, что это необходимо сделать в будущем, а не в ближайшее время. Мы знаем, что опыт ревизии того, что сказал президент в Послании, к сожалению, существует. Точно так же хотелось бы услышать более жёсткие характеристики института досрочного голосования, а вернее слова о целесообразности досрочного голосования и его полной отмены. 

Некоторые из слов Медведева могут быть восприняты сторонниками Михаила Ходорковского как жесты в их пользу. Слова о целесообразности снизить «посадки» и уйти от лишения свободы для тех, кто компенсировал понесённый государством ущерб, безусловно, не могут не восприниматься в контексте второго процесса над Ходорковским. 

Инициативы по госкорпорациям - достаточно яркие, но не хватало некоторой большей конкретизации по поводу того, какую из госкорпораций какая участь ждёт в ближайшее время. Важно то, что Медведев обратил внимание не только на госкорпорации, но и на госкомпании, где проблем имеется не меньше.

Другое дело – вопрос об инструментах, которыми будет реализовано Послание. Примечателен тот факт, что зал хлопал скорее на более банальных идеях и меньше воспринимал инновационные идеи. На мой взгляд, это тревожный знак для президента. Тем более, что не прозвучало инициатив по полноценному реформированию государственного аппарата, сокращению сроков документооборота и какому-то осмыслению деятельности Совета Федерации, который сегодня является достаточно мало осмысленной властной надстройкой.

Второе послание президента РФ делает акцент на модернизацию отечественной экономики. Устоявшаяся модель сырьевого фундаментализма в РФ изжила себя и начинает тормозить развитие отечественных отраслей. Более того на фоне ужесточения международной конкуренции активизация процесса крупномасштабной модернизации – условие выживания российских компаний. За последние годы государству удалось стабилизировать экономику, теперь государству необходимо сформировать площадки модернизации  и механизмы инновационного роста.

Как отметил президент РФ, основными направлениями экономического прорыва должны стать конкурентоспособные отрасли РФ с внешним потенциалом. К ним президент отнес технологии в области медицины, стратегические компьютерные технологии и программное обеспечение, энергоэффективность и энергосбережение, ядерные технологии, комические технологии.

Каждое направление получило свой пул стратегических проектов, реализация которых приведет к технологическим прорывам как в основной сфере, так и смежных отраслях. Инфраструктурой продвижения данных инициатив станет ОЭЗ, технопарки, бизнес-инкубаторы, образовательная и научная среда.

Предыдущее Послание президента было посвящено, в  первую очередь, проблемам  развития политической системы. В текущем же Послании сделан основной акцент на проблемах  модернизации, инновационной политике, проблемах образования и дальнейшем развитии российских демократических институтов, особенно на региональном и муниципальном уровне.

Новое послание более комплексное. Неслучайно оно получилось таким объемным. Конечно, количество проблем, стоящих перед страной, огромно. Президент счёл необходимым затронуть наиболее острые из них.

Я бы не сказал, что политические вопросы отодвинулись в Послании на второй план. Просто президент очень подробно останавливался на проблемах модернизации, а ведь она должна быть во всех сферах нашей жизни. Дмитрий Медведев говорил и о политике, и об обществе, и об экономике. Большинством людей модернизация воспринимается исключительно как модернизация технологическая, а это – большая ошибка. Медведев указывает, что модернизация должна касаться всех общественных институтов.

Вспомните знаменитую фразу Бисмарка о том, что битву при Садовой с Австрией выиграл прусский учитель. Так и Медведев понимает, что в условиях ужесточения глобальной конкуренции, в которых оказалась Россия, необходимо говорить, в первую очередь, о проблемах образования и общественных институтов. Общество должно быть устойчивым, чтобы инновации и так называемая «модернизация online» сопровождали наше развитие, а мы не останавливались через каждые 30-40 лет и спрашивали: «А мы модернизируемся или нет?» Поэтому Медведев говорит о непрерывном характере модернизации. Это очень важный момент в выступлении президента.

Если говорить о блоке вопросов, связанных с Северным Кавказом, то ключевым  вопросом, конечно, является возможная фигура ответственного за ситуацию в  регионе. Мы знаем, что в мировой истории и политической практике существуют различного рода институты (в том числе и персонализированные) лиц, ответственных за ситуацию в конкретной части страны. Мне кажется, когда у Северного Кавказа появится такой ответственный, который может совместить воедино работу и силовых, и политических ведомств для того, чтобы обеспечить более комфортные экономические и социальные условия для развития региона, то преодоление проблем в регионе станет более эффективным.

Кстати, важно отметить, что президент  очень точно дал сигнал, что никакие попытки радикальных изменений политической системы не пройдут. Он очень чётко дал понять, что будут пресекаться любые попытки воспользоваться словами о реформе политической системы для того, чтобы на самом деле её разрушить.

Некоторые эксперты говорят о проблеме кадров, которые будут воплощать инициативы президента в жизнь. Знаете, "других писателей у нас нет", как говорил "великий кормчий". От проблемы кадров не может зависеть вопрос, будем ли мы модернизировать страну, или нет. Мне кажется, все разговоры о том, что у нас нет кадров для решения великих задач, которые стоят перед нашей страной, прямо противоречат словам самого Медведева, который говорит, что в России живут внуки тех самых победителей, спасших страну. В конце концов, хватит малодушничать и всё время говорить «у нас нет кадров, у нас нет того, у нас нет сего». У экспертов, которые так считают, просто нет желания что-то делать, и поэтому они рассказывают о каких-то кадрах. А кадры в принципе найти можно.

Экономическая часть Послания пронизана двумя простыми идеями: прагматизм и эффективность, которые друг с другом стыкуются. В целом, президент считает госкорпорации бесперспективными, но какие-то могут быть преобразованы в акционерные общества, какие-то могут работать – всё зависит от эффективности. Госсектор разросся за время кризиса. Если он не работает, надо его уменьшать, стремясь к эффективности. Мне кажется, это ключевой момент.

То есть, для него уменьшение госсектора - не самоцель. Для него не самоцель и ликвидация каких-то госкорпораций или их преобразование. Для него цель – эффективность. Если эта эффективность будет теми или иными экономическими агентами продемонстрирована, они будут работать. В этой достаточно простой формуле и содержится суть того, что говорил Медведев.

Президент говорит, что государство будет поддерживать те проекты,  которые показали свою эффективность. «Собесов» быть не должно. Социальный подтекст послания  не предполагает распространение «собесов» на предприятия.

Акцентируя внимание на сельском хозяйстве, Дмитрий Медведев обращается таким образом к разным группам. Он пытается затронуть модернизацией и заинтересовать ею те институты и те слои общества, которых модернизация никогда не касалась.


 

Внешнеполитическая  составляющая Послания Президента Федеральному Собранию отражает базовую идею Дмитрия  Медведева, закрепленную им в предыдущем обращении. Она заключается в  необходимости реформирования существующей международной системы безопасности через построение и развитие новой ее архитектуры, усовершенствованной с учетом современных реалий меняющегося мира. Президент особо подчеркивает, что императивом российской внешней политики является неделимость принципов безопасности на евроатлантическом пространстве. Таким образом, продвижение ключевого российского внешнеполитического проекта будет входить в число приоритетов руководства страны и в будущем. На протяжении года с момента оглашения предыдущего Послания Дмитрий Медведев активно работал в направлении распространения идей и базовых посылов своей инициативы, доводя ее концепцию до многих участников процесса принятия внешнеполитических решений в Европе. В следующем году эта работа в силу сохранения актуальности обсуждаемой проблематики сохранится.

Принципиально новым моментом нынешнего Послания можно считать расширение функционального  наполнения реализации российской внешней  политики. Если в предыдущем обращении построение новой архитектуры безопасности в евроатлантике было ключевой идей Дмитрия Медведева, то в этот раз оно дополнено идеей о необходимости осуществления международной политики в интересах, прежде всего, российской экономики и продвижения национальных компаний и брендов за рубежом. Лейтмотивом внешнеполитической деятельности российского руководства, как и других форм деятельности, должна являться модернизация и осуществление технологического прорыва.

Прежде всего, необходимо отметить модернизационный драйв Послания Медведева. Он стал демонстрацией того, что власть очень хорошо понимает специфику политической культуры России и стремится быть ей созвучной. Из истории видно, что для реализации политики модернизации необходима Сверхидея и масштабность ставящихся перед обществом задач. В противном случае очень сложно выработать у граждан модернизационный пафос. С этим перекликаются и завершающие слова Послания относительно необходимости сохранения психологии победителей у элиты и населения РФ. Тем самым, перебрасывается «мостик» из века ХХ в век нынешний, от победы  народа в Великой Отечественной войне к грядущей победе в Великой Отечественной модернизации.

Соответственно, призыв к модернизации России в духе инновационного развития XXI века – является своего рода заявкой страны на лидерство в деле преодоления глобального кризиса. В то время, как другие страны, в том числе, ведущие, пока находятся в стадии решения тактических экономических и социальных проблем, президент РФ своим Посланием демонстрирует стремление смотреть в будущее, планируя использовать борьбу с кризисом не для реставрации докризисного «статус-кво», а для кардинальных прорывов в обновлении российского общества.

В этой связи модернизационная повестка дня предусматривает деятельность по двум направлениям: с одной стороны, модернизация мыслится как эффективное  и экономное освоение ресурсного потенциала страны (в противовес прежнему «расточительно-экстенсивному»), с другой – как прорыв в будущее на основе инноваций.

Что же касается «оперативной» части  Послания, то необходимо отметить особый акцент на технологической, а не политической модернизации страны. Таким образом, не оправдались ожидания либеральной части экспертного сообщества относительно возможности обнародования президентом плана «широких демократических преобразований». Более того, глава государства фактически подчеркнул, что для модернизации страны создана относительно устойчивая платформа власти и надежная партийная система, и все попытки «поменять коней на переправе» к добру не приведут.

В целом, «изюминку» Послания можно охарактеризовать как последовательность и предсказуемость. До последнего времени у нас подготовка этого документа представляла собой некий сакральный, а потому недоступный «простым смертным» процесс, который завершался обнародованием сакрального акта - Послания. Поэтому от него ждали неожиданных поворотов, «крутых» решений, «рубки с плеча». Эта была особенность так называемой «царской» модели управления, на которую Дмитрия Медведева пытались и до сих пор пытаются сориентировать некоторые заинтересованные в радикальных переменах игроки. Однако президент провозгласил переход (на самом деле уже наметившийся во времена президентства Владимира Путина) к менеджерской модели управления, где глава государства - первый из равных, модератор процесса.

Подтверждением этого служит и содержание Послания. Многие из заявленных позиций озвучивались президентом и ранее, пусть и в иной форме. Некоторые элементы речи (например, о переносе «10 пунктов» из прошлогоднего документа на региональный уровень) были обнародованы через «утечки» в СМИ задолго до официального оглашения документа. Таким образом, президент подтверждает свои слова об эволюционном пути развития России - ничего кардинально нового, но и расслабляться, пока неоднократно намеченные цели не достигнуты, не стоит. Правда, судя по его словам, расслабляться невозможно вообще, если не хочешь быть вытесненным на обочину мировых процессов. Таким образом, власть путем изменения дискурса готовит фундаментальный сдвиг в массовом сознании, элементом которого является ее нынешняя стилистика вообще и содержание Послания в частности. Речь идет о постепенном переходе от «крестьянского» стиля существования страны (кратковременные всплески активности - сталинская или петровская модернизации, а потом долгий период расслабленности, гарантирующий отставание, - брежневский «застой») к иному, более соответствующему требованиям 21 века. Он предполагает эволюционное, но постоянное и неуклонное совершенствование политических, общественных и экономических процессов - только так можно завоевать и удержать за собой одну из лидирующих позиций в мире.

Послание Президента РФ согласно закону должно быть обозначением основных направлений внутренней и  внешней политики государства. Второе президентское Послание Дмитрия Медведева было одним из тех, которые максимально соответствовали этой формулировке. По конкретике оно было похоже на правительственный документ: были охвачены практически все сферы социальной, экономической и общественной жизни страны. Часть из тезисов послания была дана в законченном виде с предложением конкретных решений, часть – в виде целеуказаний, достаточно конкретных для проработки и последующей реализации.

Как и было анонсировано, центральной темой Послания стала модернизация экономики и развитие общества. Модернизация России провозглашена центральной задачей государственной политики. В Послании продемонстрированы высокий уровень понимания проблем, стоящих перед страной, и достаточно уверенное представление о путях их решения. Повышение эффективности российской экономики, уход от сырьевой зависимости, необходимость улучшения технического оснащения предприятий, повышения производительности труда и поддержка высокотехнологичных и наукоёмких отраслей – это уже необходимые условия не только процветания, но простого выживания России как государства. Эти тезисы были заявлены в развёрнутой и конкретизированной форме. Не менее важна и социальная составляющая послания – чётко обозначено, что развитие человеческого капитала есть необходимое условие и модернизации экономики, и совершенствования российского общества вообще. В Послании объявлены основные направления этой политики в части поддержки образования, социального обеспечения и демократизации общественно-политической жизни в регионах. Серьёзные надежды даёт Послание инновационному бизнесу и научному сообществу.

Крайне важно и то, что Дмитрий Медведев в Послании чётко отмежевался от чересчур активной в последнее время группки политических авантюристов, предлагавших под видом модернизации демонстративный отказ от курса Владимира Путина и выдвижение вперёд политических маргиналов. Некоторые из них даже пытались ставить Дмитрию Медведеву какие-то ультиматумы, издевательски сомневались в его политическом весе и предлагали ему возглавить какие-то параллельные органы власти. Но все они остались не у дел.

Во-первых, Дмитрий Медведев однозначно дал понять, что никому не будет позволено раскалывать общество, прикрываясь демократическими лозунгами. Во-вторых, сам текст Послания и все сформулированные в нём предложения однозначно демонстрировали преемственность политического курса, слаженность работы президента и правительства. Но главное – Послание было по-настоящему профессионально, в его основу были положены конкретные социально-экономические предложения. Тем самым Дмитрий Медведев не оставил никакого поля для манёвра политиканам, пытающимися извратить смысл самого понятия «модернизация» и использовать его в своих недобросовестных авантюрах.

Самой фундаментальной и по объёму времени, которое это заняло при прочтении  текста Послания, и по числу конкретных предложений была первая часть, касающаяся модернизации экономики во всех аспектах, а также некоторых частей социальной сферы, образования, медицины, лекарственного обеспечения и пр. Те цели, которые поставил Медведев, производят большое впечатление.

Нельзя спорить с тем, что, допустим, обеспечение лекарственной безопасности для такой гигантской страны и крупнейшей военной державы, как Россия, является очень важной задачей, а у нас с этим в последние десятилетия было совсем плохо. И то, что минимум 50% лекарств к 2020 году необходимо производить внутри России – это правильно и сомнению не подлежит. Не буду указывать на другие аналогичные конкретные пункты, но не согласиться с ними невозможно.

Возникает только один вопрос – при таком  обилии конкретных, правильно поставленных целей, где гарантия того, что всё  это вообще будет выполнено? Сам механизм государственного управления, механизм политического управления, механизм управления экономикой, механизм административного управления не меняется: здесь ничего не предложено. Во всяком случае, на слух я не уловил никаких предложений президента относительно того, что здесь будет создано что-то новое.

Старые  механизмы руководства и управления, старые кадры, но очень широкая и  очень конкретная программа модернизации экономики. Будет ли она выполнена? Как всегда вопросы: «что делать?» (хорошо, если есть на него ответ) и «кто будет делать?», а уж цели и задачи и так очевидны.

О выходе из сырьевой зависимости и Медведев неоднократно говорил в этом Послании. Он же об этом говорил и раньше, и до него говорили. Но, тем не менее, ничего в этом направлении не произошло. Так что, главный вопрос заключается в том, где новые методы управления, руководства и новые кадровые наполнения, которые должны привести к достижению этих целей, коль до сих пор этого не произошло?

Что касается политической международной части, у многих было ожидание, что в эту сторону будет крен в послании, но, видимо, Медведев решил сосредоточиться на модернизационной программе относительно экономики и социальных сфер жизни общества. А то, что касается политических структур и международной части – видимо, он посчитал, что в своих предыдущих выступлениях он достаточно просветил публику относительно своих целей, и не стал уделять этому никакого принципиального внимания.

В Послании Федеральному Собранию Дмитрий Медведев озвучил ряд рекомендаций органам исполнительной власти регионов, направленных на расширение пространства демократии на уровне субъектов федерации. Речь идет о совершенствовании российской избирательной системы. Ключевые инициативы президента: введение единого критерия определения числа депутатов региональных законодательных собраний (в зависимости от численности населения), обеспечение гарантий представительства в законодательных собраниях партий, получивших на выборах в соответствующем субъекте более 5% голосов, освобождение непарламентских партий, представленных в региональных заксобраниях, от необходимости сбора подписей для участия в выборах в соответствующих субъектах.

Эти меры направлены на повышение качества представительства интересов граждан в органах законодательной власти на региональном уровне. Медведев также рекомендовал субъектам федерации принять законы о гарантиях доступа партий к региональным СМИ, усилить контроль за проведение досрочного голосования, поручил правительству обеспечить техническое переоснащение избирательных комиссий (переход к электронной системе подсчета голосов). Эти меры призваны повысить конкурентность и «прозрачность» избирательного процесса. Наконец, важной инициативой президента стало введение обязательной практики ежегодной отчетности глав регионов перед парламентами: это решение призвано усилить контроль за работой исполнительной власти субъектов федерации и повысить ее эффективность.

Важной темой Послания стала также разработка комплекса мер по повышению уровня социально-экономического развития регионов Северного Кавказа и усилению федерального контроля за ситуацией на Юге России. Дмитрий Медведев обоснованно отметил, что истоки многих проблем - «в экономической отсталости и отсутствии у большинства живущих в этом регионе людей нормальных жизненных перспектив». Подобная постановка вопроса вполне закономерна.

Анализируя  «всплески» активности боевиков в регионах Северного Кавказа, необходимо учитывать внутриполитические факторы, способствующие воспроизводству социальной базы для распространения экстремизма. Наиболее значимые – высокий уровень безработицы, широкомасштабная коррупция, неурегулированные внутриэлитные конфликты. Спецификой регионов Северного Кавказа является высокая доля молодежи в составе населения, что при недостаточном предложении рабочих мест увеличивает потенциал социальной напряженности. Особенности демографической структуры в сочетании с проблемами сферы занятости и низким уровнем жизни создают потенциал для распространения радикальных идей исламистского толка (защита «чистого» ислама от искажений и вооруженная борьба с «неверными») и пополнения новыми членами организаций «ваххабитского подполья».

Наиболее  проблемным регионом Северного Кавказа  на данном этапе является Ингушетия, и в контексте обозначенных президентом социальных приоритетов решение о дополнительном  финансировании республики выглядит вполне логично. Реализация программы социально-экономического развития Ингушетии общей стоимостью 32 млрд. руб. (это в три раза больше, чем собственный бюджет республики) начнется в 2010 г.

Предложения Дмитрия Медведева свидетельствуют  о том, что федеральный Центр вырабатывает новую модель управления северокавказским регионом. Помимо поручения правительству по формированию списка инвестиционных проектов, которым будет оказана адресная господдержка (в сфере энергетики и строительства, развития туризма и санаторно-курортного дела, сельского хозяйства и малого бизнеса), речь шла об изменении структуры органов федеральной власти, курирующих ситуацию в ЮФО. Президент предложил создать в составе федерального правительства должность ответственного за положение дел в северокавказском регионе. Это решение наряду с введением критериев эффективности работы органов власти в регионе отражает стремление Центра усилить контроль за ситуацией.
 

В своем послании президент демонстрирует философию эволюционизма. Его основной посыл - задачи модернизации нужно решать эволюционным путем. Модернизация должна быть ненасильственная и демократическая. Впервые в истории нам придется решать такие задачи демократическим путем, без репрессий. Тоталитарная модель не выдержала испытания временем.

Поэтому нельзя сказать, что Дмитрий Медведев возвращается к советской апологетике. Он держится  центристского ключа и находит компромисс, который выражается в нескольких постулатах: исключается мобилизация, перестройка,  либерализация и «снос до основания». Такой компромисс можно только приветствовать, причем он устроит все группы элит.

В истории президентских посланий произошло одно важное изменение. Сегодня термин «война против терроризма» сменился на «борьбу с терроризмом». За этими терминами стоит очень многое. Это означает, что на Северном Кавказе мы будем бороться с проблемой, а как таковых политических противников у нас там нет.

Не случайно в послании возникла тема молодежных лагерей на Кавказе. В действительности Кавказу нужно предложить какую-то повестку дня, иначе там начнутся исламские тенденции, и они есть. Кавказу мы даем деньги, рабочие места, организуем детский отдых. Это необходимо делать, иначе все будут в Аль-Каиде.

Анализируя текст, можно также говорить о том, что в нем затронуты не все вопросы, которые сейчас обсуждаются.  Есть вещи, которые  все стремятся обсуждать, а именно – "милиционеры- убийцы", "стынущие города". Послание, напротив, игнорирует эту сложившуюся повестку. Но дело в том , что в отношении нее ни у Кремля,  ни у близких к нему СМИ монополии быть не может. Первое что произойдет в результате, так это то, что в обществе начнут спрашивать: "А где рассмотрение интересующих нас вопросов?" И сразу же начнется информационная война, потому не прозвучали ответы на вызовы, которые считаются актуальными. Однако это вовсе не значит, что в послание от этого проигрывает. Просто в нем даны рецепты, что надо делать с государством. Говоря медицинским языков, государство здорово (это следует их речи президента) , но для того, чтобы сохранить здоровье в будущем, требуется предпринимать определенные меры.

 

 

Принципиально важной, если не сказать прорывной, является та часть Послания, которая  касается деятельности неправительственных организаций, потому что практика поддержки социально-ориентированных НПО, которая есть во всём мире, конечно, нужна и России. Долгое время в стране неправительственная деятельность воспринималась как исключительно политическая борьба. Большинству людей казалось, что правозащитник – это, так или иначе, борец с режимом или с недостатками этого режима, борец за политические права. Это, безусловно, имеет место и необходимость, но в большинстве случаев защита прав граждан касается социальной сферы.

Мы видим, что сейчас создаются движения защиты прав детей, инвалидов, автомобилистов и так далее. И эти движения – никак не меньший (если не больший) фактор стабильности для государства, ведь они защищают конкретные права огромного количества людей. Таким образом, формируется и социальная стабильность, и правовая культура в обществе.

Работа правозащитника - очень трудная и неблагодарная, потому что требует непосредственного контакта с людьми, находящимися в непростом эмоциональном состоянии, заниматься конкретными, зачастую многолетними проблемами, отстаивать права по судам или помогать людям, которые попали, как говорил президент, в трудную жизненную ситуацию. Правозащита – это, на самом деле, тяжелейший труд.

Конечно, правозащитная работа должна достойно оплачиваться. Кстати, в США, например, 30% рабочей силы составляют сотрудники именно неправительственных организаций.

Этой работе нужна поддержка. На сегодняшний день есть множество проблем: нет возможности снять помещение, нет возможности заплатить сотрудникам. Профессиональные люди, которые готовы тратить свои силы, время и жизнь на то, чтобы вместе с государством или там, где государство отстаёт, помогать гражданам в их правах, оказались в бедственном положении. И если мы хотим построить гражданское общество, то в первую очередь нужно поддерживать именно таких практиков. И налогообложение в этой области, и факт возможности получения грантов не только от президента раз в год через Общественную палату, но и от министерств и ведомств (у которых есть бюджеты на работу среди населения, но как эти бюджеты тратятся, мы не знаем) – вся эта работа, если её правильно выстроить и организовать, о чём сегодня сказал Дмитрий Медведев, есть реальный шаг к созданию настоящего гражданского общества, ответственности, взаимопомощи и правового просвещения. Поэтому для меня эта часть Послания была принципиальной. И не только для меня, потому что многим нашим коллегам просто не выжить без этих мер.

Что касается правоохранительной системы, то могу сказать, что я немного разочарована Посланием, потому что в ходе его подготовки мы озвучивали значительно более судьбоносные соображения, которые касались системного изменения уголовной политики, то есть серьёзного идеологического изменения. Видимо, пока президент не считает, что подошло подходящее время, или, может быть, в чём-то не согласен с нами.

Что касается того, что он сказал о коррупции  и о чистоте рядов МВД – не сказать об этом было невозможно на фоне последних событий, особенно вокруг органов внутренних дел. Насколько это повлияет? Будем надеяться, что те, кому это адресовано, услышат, хотя они слышат это не первый год, и пока заметных результатов не видно. Но, тем не менее, упорство, с которым президент повторяет эту тематику, через какое-то время может дать результат.

 Ключевая линия всего Послания: Медведев- преемник Путина. 

 
Не модернизация, не борьба с коррупцией, не пресловутые часовые пояса, за которые все языками зацепились. А именно преемственность. Шаг вправо, шаг влево от нее - расстрел.
 
Это слегка сняло напряжение и успокоило. "Крутого поворота" или отчетливой ставки на раскол тандема в Послании не обнаружено. И это хорошо!
 
Обилие вводных фраз "правительство должно..." и сразу нам показывают Путина. 
 
ВВП возводит очи горе и что-то либо вспоминает либо подсчитывает. С учетом того, что экономическая часть Послания писалась в тесном сотрудничестве с правительством, Путин, наверное, подсчитывал, успеют ли в правительстве к сроку, озвученному Медведевым.
 
Судя по Посланию, модернизация (по крайней мере, ее направления, вынесенные в приоритетные) - это продолжение и развитие идеологии нацпроектов. Тоже хорошо.
 
Обширная "кавказская" часть Послания (по продолжительности, насколько я заметил, как минимум, равная модернизации, вопросам развития школ и дальнейших изменений в партсистеме) говорит о том, что именно на этом поле в ближайшее время предстоит ожидать наиболее интересных кадровых рокировочек. Так что генерал-майорство Кадырова не случайно:)
 
Ну и концовка. Думается мне, что вместо прочувствованной тревоги за ветеранов и перед пафосным "Россия - вперед!" должно было быть что-то иное. Но иного не вышло, и это, как мне кажется, главный плюс Послания-2009 для Медведева-президента и для страны в целом.
 

Внешнеполитический сегмент Послания президента РФ Федеральному собранию стал инструментом фиксации сосредоточения российских внешнеполитических усилий на реализации прагматичного курса. Общие контуры такой линии были обозначены Дмитрием Медведевым в его выступлении на Ярославском форуме. В речи перед обеими палатами парламента они получили дополнительное закрепление, став, таким образом, главной постулирующей конструкцией внешней политики страны на ближайший год. Россия подтвердила свою приверженность конструктивной и рациональной линии поведения во внешней среде, основанной на защите собственных интересов и интересов международного сообщества.

Основным техническим средством реализации прагматичного курса России остается сетевая дипломатия, позволяющая Москве поддерживать относительно эффективный диалог с ведущими мировыми державами, как на двустороннем, так и многостороннем уровне. В глобальном контексте многосторонность – гарантия практического закрепления многополярности как важного условия сохранения текущего уровня влияния РФ во внешней среде. Далеко не случайно, что в связи с этим Медведев в своем выступлении уделил особое внимание таким наднациональным институтам как ООН и «Группа двадцати». Тем самым Москва акцентировала значимость данных объединений для завершения переформатирования системы международной политики в полицентричном формате. Относительно равным влиянием в нём всё больше обладают как страны Запада (прежде всего, США, ФРГ и Франция), так и новые центры силы (в частности, Россия, Индия, Китай и Бразилия).

В плане практических инициатив во внешней среде ведущим предложением Москвы остается идея создания новой архитектуры безопасности в Евро-Атлантике. Впервые актуализированная после окончания «августовской войны», она сохранит своё значение и в 2010 году. Данное предложение в случае её реализации в состоянии стать институциональной площадкой, ориентированной на выработку коллективных подходов по выходу из конфликтных ситуаций в пределах трансатлантического сообщества безопасности.

Для меня в этом Послании многое было очень новым. Я прямо сидел и заряжался. Огромное желание какой-то деятельности появилось после того, как я вышел из Кремля. Президент говорил о таких вещах, которые лично я много раз обдумывал, переваривал через себя. Допустим, я ехал в Москву с одной мечтой. Я вообще и поступил в МГТУ им. Баумана с мечтой создать новую энергию. Я мечтал изобрести токамак – устройство, которое позволяет контролировать реакцию термоядерного синтеза. Это действительно доступ к новой энергии. Когда я это услышал сегодня у президента, я просто офигел. У меня выросли крылья за спиной. Потому что то, что сейчас волнует молодёжь (инновационная деятельность, развитие и поддержка некоммерческих организаций) – это всё прозвучало у президента. Поэтому для меня это Послание было очень ценным. Эти час сорок пролетели просто в одну секунду.

Я считаю, что те инициативы, которые были озвучены в Послании президента, стали рывком в российской демократии. Центр тяжести начинает смещаться на региональный уровень. Все говорят про «вертикаль власть». Про это говорят люди, которые не осознают, что сейчас происходит в нашей стране. А ведь идёт стремление к более плоской организации, уменьшение количества посредников через информационные технологии. Президент публикует свой e-mail и общается напрямую с людьми. Сигнал, который раньше искажала толща чиновников (каждый из которых вносил своё и, в итоге, затормаживал систему), постигает адресата с помощью информационных технологий. 

Я для себя увидел (это было где-то в середине Послания) пять основных принципов: сохранение энергетики, то есть сохранить базу; найти новую энергию; космос – подняться до небес; изменить время; найти будущее и сохранить своё право на него – это модернизация, использование новых технологий, связи и так далее.

 Большинство тезисов и предложений, высказанных главой государства, сюрпризом не стали: в той или иной форме, это все звучало в более ранних выступлениях Медведева, в его интервью, на встречах с партиями и «общественниками», наконец, в статье «Россия, вперед!». Спорить со всем этим трудно: да, надо, да, назрело, да, давно пора, да, это у нас плохо, нет, этого не позволим, а вон с тем будем беспощадно бороться. 

 
Но есть момент, который лично меня весьма огорчает: важные и нужные предложения президента относительно, например, средней школы, тезис о поощрении духа новаторства в культуре, - все это важно и правильно, но, так скажем, не президентский уровень. Когда за разрешением своих горестей граждане огромной страны обращаются к президенту в блог, когда премьер-министр лично регулирует ценовую политику из супермаркета, когда глава государства вынужден решать проблемы на уровне средней школы, - это сообщает нам немало печального о качестве работы чиновников на местах, об уровне их инициативы и связи с гражданами.
 
Этот момент можно связать и с одним из наиболее запомнившихся мне тезисов послания – о необходимости «навести порядок» с досрочным голосованием в регионах. Общеизвестно, что подтасовки с использованием оного голосования отдельными представителями региональных элит преподносятся как свидетельство личной эффективности и высокого уровня доверия среди граждан: вот, мол, местные – за меня, а их не обманешь.
 
Осталось у меня и ощущение общей недосказанности. Так, например, заявление президента, что неэффективные компании должны будут уйти с рынка, а их защита путем установления высоких торговых барьеров не будет продолжаться вечно, - оно очень интересное. Но ведь ряд таких неэффективных компаний в РФ выполняют и социальную функцию, речь идет, в том числе, о градообразующих предприятиях. Как будут компенсированы подобные издержки, президент не сказал, не расставил и приоритеты. Что называется, тема не раскрыта.
 
Очень мало и заявлений по внешней политике. Мол, все сказанное в прошлом году, актуально и для этого. Меж тем, я абсолютно уверен, что если речь идет о модернизации страны, модернизирована должна быть и внешняя политика, она должна работать именно на процесс модернизации. Хорошо, что сделан хотя бы шаг, и президент дал наказ правительству до конца текущего года «разработать четкие критерии оценки результатов внешнеполитической деятельности для решения задач модернизации и технологического прорыва». Но у меня есть опасение, что над подобными критериями нужно работать несколько дольше, в противном случае, будет отписка, и внешняя политика РФ по-прежнему будет строиться на импровизации. Сие – одна из наших печальных традиций.

Есть несколько серьёзных, ключевых моментов Послания, раскрывающих принципы политики государства в области экономики. Президент обратил особое внимание на то, что пора перестать жить старыми заделами ещё советского времени (в первую очередь, за счёт торговли энергоресурсами), и пора внедрять новые технологичные производства и создавать такие условия для экономических субъектов, которые позволили бы им быстро внедрять новые технологии.

Впервые я слышу о том, что российской дипломатии ставится задача не только по привлечению инвестиций, не только по продвижению наших компаний и брендов за рубежом, но и по привлечению новых технологий в российскую экономику. Ещё с царского времени, к сожалению, российская и советская дипломатия всегда страдала тем, что занималась, в первую очередь, узко политическими задачами и, как правило, не занималась поддержкой экономики. Мне кажется, это очень важно, потому что это очень серьёзный рычаг для развития экономики в России.

Также очень важно то, что было сказано о серьёзных мерах поддержки некоммерческого сектора. Я думаю, что, как ни парадоксально это может звучать, экономика в целом может в значительной степени развиваться за счёт этого сектора общественной деятельности.

В целом то, что было сказано сегодня (мне кажется, это было очень эмоциональное и очень личное Послание), говорит о том, что у президента и правительства действительно существуют серьёзные планы на предстоящий год, и, несмотря на то, что кризис ещё не преодолён, тем не менее, есть очень серьёзный задел на будущее.

Очень важным мне представляется тот факт, что президент говорил о результатах деятельности правительства по поводу финансового сектора – то, что  финансовый сектор сейчас более-менее находится в стабильном состоянии, что сейчас важно, что деньги пошли  на вполне конкретные экономические проекты, в том числе связанные с модернизацией.

Россия перенимает модернизационный опыт других стран. Например, Китая. Ничего страшного в этом нет, просто у каждой страны - свой исторический опыт, и с этим ничего не поделаешь. У Китая учиться надо, но наивно рассчитывать, что Россия сможет этот опыт просто целиком как-то воспринять и в полной мере им воспользоваться.

Какими-то знаниями Россия воспользоваться сможет, а какими-то – нет. В конце концов Китай, несмотря на то, что у него есть колоссальные внутренние (в том числе и межнациональные) противоречия, но, все ровно, это страна с единой этнической основой.

А Россия - страна, безусловно, многонациональная. Плюс к этому она еще и арена противоборствующих сил, которые постоянно находятся в волнении, тревоге и каком-то предреволюционном состоянии. И только периодически возникают ситуации (зачастую связанные с авторитаризмом, к сожалению), когда Россия оказывается сильнее и движется вперед.

Кто-то, возможно, и таким опытом сможет когда-то воспользоваться. Может быть, и мы сейчас, сами того не понимая, пользуемся этим опытом в какой-то отраженной, своеобразной мере. Мы пользуемся не напрямую, не еще раз повторяя их ошибки, а учитывая их. Я уверен, что Медведев предполагает быть жестким в деле модернизации. Другого пути нет! Это понимают и Медведев, и Путин, и все присутствующие и отсутствующие в этом зале. Но жесткость жесткости рознь. Нам не подходит опыт, связанный со сталинскими методами! Нам не подходит еще какой-то опыт! Возможно, мы что-то возьмем у Китая, но расстреливать студентов... Поэтому, среди китайских подвигов есть и расстрел. Расстрел пошел в зачет экономических успехов Китая? Возможно, и пошел, потому что он стал основой социальной стабильности, но кто этот опыт решится сейчас перенимать?

Поэтому, в какой-то мере опыты чужой модернизации для нас представляются интересными. В какой-то мере можно что-то учесть – осторожное отношение к жизни и социально-политическим институтам. К тому, о чем мы говорили, когда мы бережно относимся к наработанному и лодку не раскачиваем, не допускаем драчки элит. Это очень важный момент, в этом смысле не раскачивать лодку – да, очень важный китайский опыт. Но и глупостей по ходу своего чудесного великого опыта Китай наделал грандиозное количество. Но в силу того, что по поводу каждой такой воробьиной войны революции и кардинальной смены власти не происходило, Китай умел пригасить это и извлекал какие-то уроки.

Конечно, нас, как оппозицию интересует отношение президента к политической системе, к выборам. Мы надеемся, что прозвучат замечания чиновникам, негативное отношение к попыткам использовать административный ресурс по кадровым вопросам. Возможно, будут новые предложения президента по экономике.

Мы очень согласны с его статьей "Вперед, Россия!". В таком же духе, мы в этом уверены, будет выдержано его послание Федеральному собранию. Вся политическая элита страны соберется на него и, я думаю, это будет историческое послание. Послание, на базе которого страна будет работать ближайшее десятилетие.

Самое главное, что нас интересует - свобода слова. Чтобы никто никому рот не закрывал, не было прессинга на парламентские партии. Чтобы были независимые суды. Вот мы хотим, чтобы была свобода слова стопроцентная, независимый суд - на сто процентов, и свободная пресса - сто процентов. Три по сто. Чтобы все мы чувствовали, что живем в самой свободной на свете стране. Чтобы не гремели выстрелы на улицах наших городов, и чтобы была ниже коррупция, вопрос о которой президент наверняка завтра затронет.

И менять, менять всю ельцинскую команду! Всем губернаторам, получившим назначение при Ельцине, нужно уйти в отставку! Вот Россель ушел, теперь давайте Шаймиев, Рахимов, Лужков, Максюта, Неелов, Савченко и так далее. Они должны уйти. Ельцин уже умер даже, а они все еще работают по 15-20 лет, бессовестные люди. Все должны написать заявление до Нового года, иначе Новый год они будут отмечать в другом месте - в камерах. Так что от послания президента мы ждем жесткости, четкости и свободы.

Доклад, представленный в качестве второго послания Президента Федеральному Собранию, превзошел мои ожидания. Глава государства выступил, на мой взгляд как твердый и надпартийный гарант Конституции.

Его выступление отличалось обстоятельностью и конкретностью. Формат послания был расширен и по времени (Дмитрий Медведев говорил 1 час 40 минут), и по содержательности. В своей речи Президент затронул все основные проблемные поля, которые сегодня открываются перед нашим государством и обществом.

Выявилось, что двухмесячный совет Дмитрия Медведева с народом, который начался после публикации его статьи «Россия, вперед!» и предложения гражданам присылать свои инициативы, оказался не пиар-ходом. Это был реальный механизм для того, чтобы отразить пульс жизни общества. Глава государства очень часто ссылался на конкретные инициативы как граждан, так и организаций.

Приятно было почувствовать, что и общение Дмитрия Медведева с представителями оппозиционных партий не пропало втуне. Как мы видим, целый ряд предложений, которые обсуждались после выборов 11 октября и касались демократизации политической системы, а также обеспечения надежности и прозрачности функционирования избирательной системы, нашли свое конкретное отражение в послании.

Это касается, в частности, предложения партии «Справедливая Россия» о предоставлении на региональном уровне депутатам от политических партий независимо от количества депутатских мандатов прав и возможностей полноценных фракций, обеспечения возможности их работы на постоянной, профессиональной основе. Эта наша инициатива отражена практически один в один.

Это касается и нашего предложения продолжить дискуссию относительно выборов по партийным спискам на муниципальном уровне.

Наконец, это касается также возможности дальнейшего обсуждения целесообразности применения таких форм голосования, как досрочное голосование и голосование по открепительным талонам. Такие процедуры должны соответствовать жестким нормам, принятым на федеральных выборах, чтобы вакханалия, которую мы видели на местных выборах 11 октября, больше не повторилась. Президент призвал все эти моменты тщательно обсудить и довести до принятия конкретных решений.

Если говорить о прошедших выборах, то мне очень понравилась фраза Дмитрия Медведева о том, что закон один для всех - в том числе для правящей партии.

Мы удовлетворены тем, что предложения партии «Справедливая Россия» в плане изменения избирательного законодательства нашли свое отражение в послании. Мы приветствуем все, что связано с технологизацией процедуры выборов, созданием мощной инфраструктуры избирательной системы по всей стране

Напомню, что наша кампания по выборам в Москве проходила под лозунгом «Большая перемена». К большим переменам Президент призвал нацию и сегодня. Накануне выборов 11 октября мы говорили о том, что перемены в Москве должны заключаться, в том числе, в увеличении количественного и качественного представительства москвичей в Московской городской Думе - 35 депутатов на 7,5 миллионов избирателей явно недостаточно. Президент использовал этот пример. И я надеюсь, что по части представительства не Туву будут приводить к параметрам Москвы, а Москву - к параметрам Тувы!

Если говорить о той части доклада, которая была посвящена экономической и социально-политической модернизации страны, то здесь мы поддерживаем направленность на конкретные жизненные интересы людей. Наши инициативы услышаны и использованы при подготовке послания. Что касается лекарственного и пенсионного обеспечения, то мы представили Дмитрию Медведеву конкретное предложение уделить внимание развитию социальных карт наших граждан. Они должны иметь хождение не только в рамках одного субъекта федерации, но по всей стране. Было сказано, что такая задача в течение двух лет должна быть решена.

Конечно, мы заинтригованы тем, кто конкретно будет отвечать за изменение положения дел на Северном Кавказе (я думаю, что ответа на этот вопрос долго ждать не придется). В этой связи у нас также есть ряд конкретных предложений. Было приятно услышать, что акцент будет сделан на социально-экономическом развитии региона. Наша партия разработала проект программы микрокредитования малого бизнеса на Северном Кавказе, и буквально завтра мы готовы представить ее Правительству РФ.

Важной мне кажется и прозвучавшая сегодня тема борьбы с коррупцией. Мы услышали целый ряд конкретных посылов. Хочу обратить внимание, что после фразы о том, что одними «посадками» дело не решить, но сажать надо, в зале было заметно оживление. Кое-кто заерзал стуле.

Если же говорить о докладе в целом, то я удовлетворен количеством конкретных поручений Правительству, которые имеют конкретные сроки и конкретную направленность. Смысл сегодняшнего послания сводится к тому, что кроме нас самих никто нас в светлое будущее не выведет. И мы надеемся, что сегодняшнее выступление, обращенное ко всему народу и призывающее к большим переменам в нашей социальной и экономической жизни, будет поддержано всеми слоями населения, всеми государственными органами, общественными организациями.

Для нашей партии Послание Федеральному Собранию имеет особое значение. «Единая Россия» выдвигала кандидатуру Дмитрия Анатольевича Медведева на должность Президента Российской Федерации, а значит, наше обязательство перед гражданами страны – содействовать Президенту в реализации задач развития страны.

Мы выполняем свои обязательства. «Единая Россия» стала той политической силой, которая обеспечила реализацию инициатив Послания 2008 года в законодательстве, причем эта работа была проведена в кратчайшие сроки. Как партия парламентского большинства мы сохраним высокие темпы работы Государственной Думы и при реализации Послания 2009 года.

Например, Президент внес комплекс предложений по развитию законодательства в сфере благотворительности, которые будут иметь большое значение для дальнейшего становления гражданского общества в России. 

Темпы нашей работы должны отвечать тем  условиям, в которых развивается  страна. А эти условия сегодня  определяются прежде всего глобальным экономическим кризисом. Так, Президент обратил особое внимание на ситуацию в моногородах, сформулировал ряд конкретных мер в этой связи. «ЕДИНАЯ РОССИЯ» будет принимать самое активное участие в их реализации.    

Нам нужно последовательно укреплять и развивать нашу политическую систему. Выдвинутые Президентом год назад и работающие на федеральном уровне предложения по усилению роли партий, обеспечению равного доступа их представителей к средствам массовой информации и ряд других мер было предложено реализовать на региональном уровне, а в отдельных моментах – и в муниципалитетах. Уверен, что новые инициативы Президента в политической сфере сыграют большую роль в дальнейшем развитии российских партий и честной политической конкуренции. 

Новое Послание Президента Федеральному Собранию стало содержательным документом, в  котором ключевое место заняли вопросы развития, – как политической системы, так и экономики, социальной сферы. Его по праву можно назвать модернизационным. И Президент детально остановился в своем Послании на приоритетных направлениях технологической модернизации – это медицина и фармакология, энергосбережение, ядерные технологии, связь и телекоммуникации, компьютерные системы.  

В числе конкретных задач хотел  бы также обратить внимание на инициативы главы государства по развитию инфраструктуры, по ускоренному переходу на современные стандарты и техрегламенты, адекватные расценки в строительстве, например, в строительстве дорог. Президент подчеркнул, что это является ключевым условием для повышения отдачи от инвестиций в инфраструктуру.   

В этом году появился новый формат подготовки Послания Президента, потому что многие задачи, поставленные в Послании, глава государства ранее обозначил в своем обращении к гражданам России. Состоялось активное обсуждение, которое шло в том числе в СМИ и в Интернете, и «Единая Россия» принимала в нем участие. 

Мы предлагали включить в текст Послания дальнейшие меры по снижению административного давления на бизнес, освобождению от уголовной ответственности налогоплательщиков, которые хоть и совершили налоговое правонарушение, но возместили ущерб. 

«Единая Россия» предлагала и другие, озвученные сегодня темы, в том числе связанные с развитием спортивной инфраструктуры и поддержкой спорта, совершенствованием системы образования.  

Многие из инициатив Президента перекликаются с тем, о чем заявляла партия парламентского большинства. Предложения по усилению ответственности чиновников, росту эффективности расходования бюджетных средств, в том числе и госкорпорациями, – все эти идеи не раз обсуждались на дискуссионных площадках клубов, а депутатами от фракции «Единая Россия» предлагались соответствующие законодательные инициативы. 

Обращение Президента «Россия, вперед!», так же как План Путина и Стратегия-2020, стали  теми основами, на которые мы опирались  при подготовке проекта нового Программного документа партии. Послание Президента прозвучало накануне нашего XI съезда, который состоится 21 ноября в Санкт-Петербурге. Безусловно, вопросы реализация Послания будут обсуждаться съездом, в том числе в связи с нашим Программным документом. Они будут отражены в решениях съезда. Мы направили Президенту приглашение принять участие в съезде, и мы убеждены, что это участие позволит «Единой России» лучше организовать свою дальнейшую работу.

Понимая всю значимость Послания Президента для определения стратегии развития России, я жду, прежде всего, объективной и всесторонней оценки сегодняшнего положения во всех сферах жизни государства.

В части социальных вопросов, уверен, Президент обозначит стратегические ориентиры решения проблемы российских моногородов. На мой взгляд, это одна из важнейших проблем страны. Сегодня в моногородах проживает почти четверть городского населения России, и в кризисный период моногорода могут стать очагами социальной напряженности. Мы просто не имеем права допустить повторения ситуации Пикалёво.

В блоке экономических вопросов есть смысл обратить внимание на проблемы формирования доходной части бюджета, рассмотреть перспективы повышения эффективности налоговой системы России, вернуться к вопросам введения дифференцированной шкалы подоходного налога. Эта мера позволила бы облегчить жизнь малообеспеченным слоям населения и, кроме того, оптимизировала бы систему доходов федерального бюджета.

В части государственного управления, я уверен, что Президентом будут озвучены меры, направленные на дальнейшую борьбу с коррупцией. Принятый Госдумой пакет законов нуждается в дополнении. Нам необходим ряд нормативных актов, направленных как на ужесточение наказания за служебные преступления, вплоть до уголовного преследования.

Кроме того, нам необходимы законы, направленные на оптимизацию всей системы госуправления. Внедрение инновационных технологий в управлении, оптимизация выполняемых государством функций и повышение прозрачности государственного управления - важнейший шаг к модернизации нашей страны.

Наконец, такая немаловажная тема, как культура, надеюсь, не будет обделена вниманием. Необходимо навести порядок в части сохранения  исторического и культурного наследия наших предков. Нами, на уровне Государственной Думы РФ, разрабатываются предложения по внедрению элементов частно-государственного партнерства в области охраны культуры.

Наука и образование, скорее всего, станут объектом пристального внимания Президента. Без поддержки со стороны государства в этом вопросе не обойтись. Но и политика реформирования этих сфер не должна носить радикальный характер. Пример ЕГЭ свидетельствует о том, что любое решение должно проходить процедуру широкого общественного обсуждения, ведь объектом его воздействия является будущее нашей страны.

Безусловно, это не полный перечень проблем, которых, вероятнее всего, коснется в послании Федеральному Собранию Президент. Государственная Дума, в свою очередь, приняв к сведению намеченные Президентом ориентиры, продолжит формировать законодательное поле страны.

8 апреля 2024 Колонки
ИИ-тократия
 ИИ-тократия Ярослав Барыкин о перспективах использования искусственного интеллекта в политике
29 марта 2024 Новости  Британия в поисках стратегии Великобритания выпустила новую стратегию применения санкций, в которой, по словам экспертов британских аналитических центров, описывается ряд критериев принятия решений, а также излагается подход к смягчению непредвиденных последствий и юридических рисков. Также британские эксперты проанализировали военный потенциал Великобритании и пришли к выводу, что он не оптимизирован для сдерживания России, поэтому стране нужно принять масштабную программу перевооружения. 22 марта 2024 Новости  Дипфейки — новое политическое оружие Правительства, которые распространяют дипфейки за рубежом, сталкиваются с риском утраты доверия собственного населения к СМИ и другим источникам новостей, утверждает группа экспертов американского аналитического центра CSIS. Это, в свою очередь, облегчит противникам распространение дезинформации, а внутренним субъектам будет проще использовать дипфейк, чтобы подорвать доверие общества к правительству и повлиять на выборы, а также уменьшить поддержку вооруженных сил страны, предупреждают эксперты в докладе «Government Use of Deepfakes: The Questions to Ask». 
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".