Статья
2308 2 декабря 2010 9:48

Послание обращено к нации

В общественных и политических кругах продолжается обсуждение Послания президента России Дмитрия Медведева Федеральному собранию страны.

«Тема очередного Послания президента – развитие демократии в России. Демократия у нас молодая, и требует развития: Послание президента - важный шаг на этом пути», - заявил на заседании Либерального клуба партии «Единая Россия» заместитель секретаря президиума генсовета партии по креативу и взаимодействию с политическими клубами , депутат Госдумы РФ Юрий Шувалов.

«В условиях молодости российской демократии существует опасность ее формализации. Возможность для реализации каждого человека будет только в соответствующих условиях: внимание власти к человеку играет здесь не последнюю роль. «Единая Россия», объединяющая огромное количество чиновников в регионах, должна очень критично отнестись к представителям власти на местах, проверить качество их работы. Начать следует с мэров городов, которые являются единороссами, но не пользуются поддержкой населения», - отметил Шувалов.

Представители Либерального клуба «Единой России» также поддержали предложение президента России об установлении двухлетнего переходного периода с более низкой ставкой обязательных страховых взносов для малого и среднего бизнеса.

На заседании клуба также обсуждался вопрос о возможности введения в ближайшее время налоговых послаблений для малого и среднего бизнеса, работающего в сфере высоких технологий. Члены Либерального клуба считают необходимым упростить работу в сфере социальной рекламы для общественных и некоммерческих организаций, которые занимаются поддержкой одаренных детей и инновационными образовательными программами.

«Нужно не просто поддерживать и обсуждать предложение президента о привлечении неправительственных организаций для экспертизы важнейших законопроектов - нужно уже сейчас привлекать их к такой экспертизе», - отметил в свою очередь руководитель Общественного совета при президиуме генсовета партии «Единая Россия» Алексей Чеснаков. «Если бы в свое время это было грамотно сделано, многие недостатки того же пресловутого 94-го закона были бы устранены еще на этапе обсуждения», - считает он.

По мнению Чеснакова, «ключевая проблема, выявившаяся после оглашения Послания 2010 года, та же, что и в предыдущие годы - власть, формируя такие серьезные сигналы обществу, идет намного впереди самого общества, зараженного вирусом патернализма и ожиданиями, что государство все и так сделает за граждан». «Для того, чтобы сломать этот настрой, предстоит еще очень много работать», - подчеркнул он.

Также в Москве состоялось заседание социально-консервативного клуба «Единой России», на котором было обсуждено Послание. Глава думского комитета по труду и социальной политике Андрей Исаев заметил, что Послание президента, безусловно, было разочарованием оппозиции.

«Они считали, что после известных слов Дмитрия Медведева об элементах "бронзовелости", прозвучит что-то дополнительное, но ни одной фразы, за которую они могли бы зацепиться, не было. Более того, президент начал с того, что поблагодарил правительство, думское большинство за принятие тех или иных решений», - сказал он.

Само Послание было и социальным, и консервативным, подчеркнул Исаев. «Оно консервативно, потому что ориентировано на традиционные ценности, поддержку семьи, детей, воспитание нового поколения россиян. Социально потому, что, несмотря на финансово-экономический кризис, президент еще раз подтвердил нерушимость социальных гарантий государства. Он дал ряд новых посылов к усилению социальной поддержки государством, в первую очередь семей и детей», - сказал депутат.

Заместитель председателя комитета Госдумы по гражданскому, уголовному, процессуальному и арбитражного Андрей Назаров назвал Послание манифестом социальной модернизации. Он также выделил отдельные тезисы о гармонизации законодательства
.

«Мы не можем не приветствовать усиление ответственности в тех направлениях, которые касаются преступлений против детей. Речь шла, в том числе, о том проекте, который подготовили депутаты от "Единой России". Он касался введения уголовной ответственности за продажу алкоголя детям», - сообщил он.

«Кроме того, было отмечено, что там, где степень общественной опасности достаточно низка, а это в большей степени касается экономических преступлений, будет возможность для большего маневра при выборе наказания. Больше ста статей, где убираются низшие пороги наказания. Вчера этот закон президент внес в Госдуму», - сказал Назаров.

Первый заместитель председателя комитета Госдумы по труду и социальной политике Ильдар Габдрахманов уверен в том, что Послание – это, в том числе, и обращение к нации. По его мнению, оно адресуется не только Федеральному Собранию, но всей политической элите, бизнесу, конкретному гражданину
.

«Послание носило стратегический характер, и главные аспекты были связаны с населением, демографией. Президент отмечал, что без увеличения количества населения страны трудно говорить о сохранении России статуса великой державы. И в то же время глава государства подчеркнул важность не только количественного прироста, но улучшения качества жизни граждан», - сказал Габдрахманов.

В Московском университете имени Ломоносова прошло заседание государственно-патриотического клуба «Единой России», посвященное Посланию президента Федеральному собранию.

«Уникальность Послания заключается в том, что разные люди всегда видят в нем то, что близко, понятно и дорого каждому», - заявила координатор клуба, депутат Госдумы РФ Ирина Яровая, подводя итоги встречи.

По мнению депутата, «сегодня в качестве национальных приоритетов определены: семья, образование, патриотическое воспитание». «Это было Послание к молодежи, о молодежи и для молодежи. Будучи наследниками великой страны, мы должны дать ответ новому поколению на вопрос о том, каким будет будущее России. И здесь, как мне кажется, задача государства - создать условия для самореализации», - отметила Ирина Яровая.

Президент в Послании Федеральному собранию поставил на первое место ценностные ориентиры как некий базис для движения вперед. «Модернизация нуждается в идейном наполнении -  молодежи нужна мотивация не на личный успех, а на успех России. А нам нужна обратная связь с молодежью, некий аудит, нужно понять, правильно ли то, что мы делаем», - заявила Яровая.

Послание обсудили также в Общественной палате РФ 2 декабря. Выступавший на встрече главный редактор журнала «Эксперт» Валерий Фадеев обратил внимание на ответ президента на бездеятельность правоохранительных органов, на слабость их реакций на повсеместное насилие.

«Ответ, который предлагает президент – гуманистический. Он предлагает задуматься о решении тех задач, которые уходят за горизонт не только выборов в парламент, не только выборов президента 2012 года, они выходят за горизонт десятилетий. Проблема детства, семьи, проблема налаживания нормальной жизни граждан… Мне кажется, это очень правильный ответ, который может быть позволит нам искать и найти продуктивные решения, в том числе и проблемы борьбы с насилием», – заявил Валерий Фадеев.

Комментарии экспертов

Слушая Послание, я искал там политику. И я ее там нашел. Послание было абсолютно политическим, более того, Послание фактически было развернутым объяснением того, почему «Единая Россия» должна выиграть выборы в следующую Госдуму. Может это не так очевидно, может это не было сказано впрямую, но совершенно ясно из того, что сказал президент, из тех инициатив, которые он предложил и того курса, который он обозначил, те стратегические линии трансформации и управленческой системы, и политической системы, и экономики, и социальной сферы. Эти  линии требуют преемственности власти.

Само послание Медведева 2010 года полно цитатами, аллюзиями к посланию Путина 2006 года. В том Послании Путина впервые речь зашла о демографической проблеме. Оно было углубленной ревизией пройденного пути в этом направлении, с предложениями что изменить и что добавить в ту политику, которая уже проводится.

Тема детей – это тема преемственности. Тема детей – это вопрос о том, что останется после нас. В послании была цитата из Черчилля, а я напомню другую цитату: «Политик ориентируется на следующие выборы, а государственный деятель – на следующие поколения». Это известная, почти избитая цитата. В этом смысле, конечно, выступление президента не было выступлением политика, оно было выступлением государственного деятеля.

То, о чем говорил Медведев – это вещи,  которые касаются того, что будет со страной через 25-30 лет. Причем, это то будущее, которое уже сегодня управляет настоящим. Исходя из прогнозных перспектив того, что будет происходить в 2050 году, многие уже сегодня пересматривают свои инвестиционные стратегии, свои долгосрочные планы, свои жизненные планы. Думают, где будут жить, как будут покупать недвижимость, где собираются учить детей. Речь идет не просто о будущем, которое когда-то наступит, а о будущем, как о некой унитарной конструкции, сидящей в головах. Она уже сегодня управляет настоящим и влияет на него очень сильно. Поэтому меняя отношение к детям, к детству, меняя отношение к подготовке поколенческой смены, ты тем самым мы уже сегодня влияем на вполне операциональные критерии, вплоть до таких вещей как стоимость недвижимости или более общие показатели качества жизни здесь и сейчас, сегодня.

Поэтому мы понимаем, что выход из краткосрочного горизонта планирования, из жизни одним днем или от кампании к кампании, когда горизонт планирования не выходит за рамки собственно избирательного цикла, это и есть то, о чем на самом деле было Послание. Оно было о том, как добиться того, чтобы базовые стратегические идеи и принципы оставались неизменными, чтобы можно было реализовывать длинные проекты, размером с жизнь одного поколения, безотносительно к колебаниям политического курса, безотносительно к изменениям, связанным с победой той или другой силы в конкурентной борьбе на выборах. Как сделать, чтобы можно было всерьез, предметно обсуждать как будут жить дети через 20-30 лет, как реализовать политику преемственности.

Впрочем, понятно, что сегодня единственный способ обеспечить преемственность тех начинаний, той политики, которую проводит президент Медведев – это добиться большинства на выборах в следующую Госдуму, поскольку никакого другого гаранта этой преемственности сегодня в нашей системе просто нет.

Президент в своем Послании обращается  к депутатам Государственной думы, к Федеральному собранию, к уважаемым гражданам. Любопытно, что он не обращается к членам правительства и другим представителям исполнительной власти, которые сидят в зале.

Если брать данное Послание, то у него было два конкретных адресата. Это государственный аппарат и социальные группы, которые каждый раз скрывались под той или иной темой, которую президент считал нужным поднять.

Когда глава государства говорил об экологии, сразу представлялось наличие определенных инициативных групп экологов, которые могли бы быть или которые реально существуют и занимаются той или иной темой, связанной с экологией предприятий и так далее.

Когда он говорил о детях, сразу возникало представление о благотворительных фондах, которые с риском для себя обеспечивают лечение больных детей, либо в нашей стране, либо за рубежом.

Когда он говорил о местном самоуправлении, опять же возникало представление о том, что в регионах существуют и, по всей видимости, активно действуют социальные группы, которые реализуют конкретные инициативы на местах.

Ну и собственно говоря, демография. Тут, правда, разные есть социальные группы. И те, которые планируют рождаемость, и те, которые борются с планированием рождаемости. И те, которые обеспечивают какие-то безопасные формы абортов, и те, которые выступают против них. Но, во всяком случае, за понятием «демография» стоит определенная социальная сфера.
Мне кажется, смысл президентского Послания заключается в обнаружении социальной базы, в том числе политической базы для собственной деятельности.

Ведь государственный аппарат, согласно общим теоретическим представлениям,  никогда не существует сам по себе, он действует под влиянием каких-то импульсов. Либо под влиянием политических импульсов, исходящих от политических объединений и партий. Либо под влиянием социальных импульсов. В авторитарной системе государственный аппарат повинуется импульсам, исходящим от одного человека. В демократической системе – под влиянием общества. Вся ситуация заключается в том, что президент хочет и понимает что главные импульсы исходят от разных социальных объединений. Иногда политизирующихся, как в случае с Химкинским лесом и движением за его защиту, иногда остающимся вне политики, как те силы, которые боролись за историческую застройку Москвы.

Но, тем не менее, мне кажется, главный мотив этого вполне политического послания состоит в том, что таковой  силой должны стать социальные инициативные группы, если они существуют. И опора на них и может стать движением в сторону реформирования государственного аппарата, конечно, в той ситуации, когда политические объединения с большими сложностями транспонируют свои собственные импульсы в сторону исполнительной власти.

Я оценил то, что сказал президент о СМИ. И, хочу сказать, что скорее, здесь надо начинать с регионов. Там можно будет обкатать модели, когда деньги гарантируются средствам массовой информации из налогов, это деньги налогоплательщиков. А управляют этими средствами массовой информации какие-то общественные комитеты или общественные комиссии без участия государства вообще. Деньги налогоплательщиков управляются общественными комитетами, общественными советами. Я думаю, это могло бы очень серьезно повлиять на ту атмосферу, которая складывается в регионах.

Мы видели, что происходит в процветающем Краснодарском крае. Дороги там есть серьезные, магазины там хорошие, доходы у граждан высокие, но при этом ужасающая атмосфера насилия, и как будто бы об этом никто не знает. 20 лет об этом никто не знает. И как без средств массовой информации на это вообще можно было повлиять? Причем, я подчеркиваю, не обязательно должны быть частные средства массовой информации. Напротив, общественные СМИ для нас будут лучше.

Второй важный пункт, на который я бы обратил внимание – это попечительские советы. Президент рекомендовал создавать попечительские советы во всех детских домах, но мне кажется, близко к этому стоит тема школы. И я думаю, что в школах к основным решениям тоже надо как-то больше привлекать ответственных и адекватных родителей. Сейчас в школах деньги за дополнительные услуги вносить запретили, учителя боятся эти деньги брать, их могут чуть ли не посадить за это в тюрьму. А как же им жить? Как-то ведь надо существовать, какие-то должны быть выработаны новые формы доходов учителей. В школах тоже нужно создавать общественные советы и наблюдательные советы, которые бы управляли финансами, причем не только независимыми финансами, но и финансами, собственно, самой школы, как это происходит в целом ряде стран, в первую очередь, в Великобритании.

Природоохранная деятельность –  тоже тема очень важная. У нас, не считая времени кризиса, уже десять лет был экономический рост. Промышленность развилась совсем другая, не та, что была в девяностые годы. Об охране природы мы все эти годы экономического роста вообще не думали. Эта тема не присутствовала в повестке дня. Экономический рост восстановился и еще десять лет, возможно, будет бурным. Пора всерьез поднимать тему охраны природы.

И последнее замечание, которое я хотел сделать, о таком ассиметричном, я бы сказал, ответе президента на ту атмосферу насилия и бездеятельности правоохранительных органов, слабости их ответа на повсеместное насилие. Ответ, который предлагает президент – гуманистический. Он предлагает задуматься о решении тех задач, которые уходят за горизонт не только выборов в парламент, не только выборов президента 2012 года, они выходят за горизонт десятилетий. Проблема детства, семьи, проблема налаживания нормальной жизни граждан… Мне кажется, это очень правильный ответ, который может быть позволит нам искать и найти продуктивные решения, в том числе и проблемы борьбы с насилием.
 

Надо сказать, что те документы, которые уже приняты по детям и детству, нуждаются в серьезной в доработке. Я думаю, что мы должны усилить эту работу, тем более что ее каркас нам понятен. Сейчас высветился целый ряд, с одной стороны, позитивных шагов, о которых нужно говорить, с другой –  задач, которые на протяжении многих лет продолжают стоять в полный рост.

Из позитивных моментов, пару лет назад в Петербурге создан центр помощи несовершеннолетним, подвергшихся насилию. Это уникальное объединение, поскольку это одновременно работа следственных органов, частных фондов, общественных организаций и медицинских учреждений. Это первая попытка комплексного создания модели выявления, сопровождения и реабилитации детей. Причем, если бы не опора на профессиональную общественную группу в Петербурге, то вряд ли удалось бы достичь таких результатов, а результаты, на самом деле, весьма серьезные. За два года значительному количеству детей и родителей была оказана профессиональная помощь.
И эта работа имеет продолжение. Далее раскрывать эту тему будут Госдума, Общественная палата и другие органы и ведомства. Затем последует создание в Следственном комитете специальных подразделений по этому определенному виду преступлений – насилию над детьми, и такая работа уже ведется, Александр Бастрыкин ее  начал.

Все это началось с разумного предложения прировнять насилие над детьми к наиболее тяжким преступлениям, и сконцентрировать работу с этими преступлениями в едином следственном органе. Эта работа включает в себя создание базы лиц, совершивших подобные преступления, чтобы никто из этих людей никогда не смог проявиться ни в одном регионе страны в детсаду или школе.

Теперь о нерешенном. Мертвым грузом лежит на нас с 2005 года документ о надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы. Не сможем мы исполнять те законы, которые приняли, если не сможем фиксировать местоположение и действия этой публики. Она сохраняет свою опасность, если и мы не знаем? где она окажется в следующий момент.

Стоит обратить особое пристальное внимание также на обеспечение конфиденциальности информации о потерпевших детях. Потому что тиражирование изуродованных тел детей в Bнтернете и по телевидению, открытое называние имен, фамилий….  Нужно понимать, что при всем уважении к работе СМИ, которые не хотят оставить без внимания эту проблему, потерпевшим людям предстоит жить дальше, и, наверное, можно найти другой способ донесения информации помимо публикации фото и видео с изуродованными телами.

Еще одна из важнейших тем, всплывшая не так давно – это учащающиеся случаи похищения детей одним из родителей. Даже не смотря на решение суда о совместном воспитании, о регламенте встреч, остаются родители, чаще всего мамы, не имеющих никаких шансов по современным законам получить доступ к собственному ребенку. Для справки скажу, что в Соединенных Штатах и Европе за такого рода похищение полагается до 5 лет тюрьмы. Или же ребенок изымается у обоих родителей сразу и помещается в приют до тех пор, пока они не разберутся между собой. Здесь, наверное, нам больше подходит в качестве меры наказания уголовная ответственность, потому что идея, связанная с помещением ребенка в приют мне видится сомнительной. И так у нас дети страдают, а уж в наших приютах.… Не хочу никого обидеть из членов общественных организаций, но приют –  тяжелое испытание.

К сожалению, в Послании мне не довелось услышать ответ на письмо, которое мы писали от имени Общественной палаты президенту относительно борьбы с преступностью. Ситуация с Кущевской не единичная, просто она случайно всплыла и вскрылась, и мы увидели на ее примере плоды плачевного состояния отечественного правосудия.
Впрочем, очень хорошо, что президент продолжает говорить о гуманизации правосудия, ведь это принципиальная вещь. Дмитрий Медведев шел с этой инициативой на выборы, и я думаю, что пора начать соответственную  работу поактивнее. Президент говорил в первую очередь о дифференциации наказания, имея ввиду, что тяжкие преступления должны повлечь за собой тяжкие наказания, а впервые совершенные преступления должны караться всего лишь штрафом, работами, или другой формой коррекции, но не тюрьмой.

Еще один тезис Медведева: сила суда не в жестокости, а в неотвратимости справедливого наказания. Миссия правосудия не только карать, но и исправлять. Есть еще одна миссия правосудия – защищать гражданина, чьи права попраны преступлением. Есть соответственная миссия государства, прописанная в 52-ой статье Конституции, о доступе к правосудию и компенсации причиненного вреда. В этой области не происходит ничего, не смотря на то, что президент провел в прошлом году заседание Совета безопасности, который полностью был посвящен защите прав потерпевших граждан.

Тогда были даны исчерпывающие поручения, но в течение года мы не увидели по ним никакого продвижения. Зато мы видим, что, например, в станице Кущевская граждане отказывают правосудию в сотрудничестве. Не ясно, как проводить расследование этого дела в такой ситуации. Граждане исчерпали надежду на защиту себя и своих близких, и исчерпали доверие к правоохранителям. Между тем,  абсолютно резонно, что во всем мире потерпевший гражданин является главной фигурой правосудия, потому что именно с его заявления начинается преследование преступника. Без его помощи и без сотрудничества с ним система не в состоянии пресечь преступную деятельность воров, убийц и организованных групп.

Где место наших потерпевших я комментировать не буду. Я думаю, многие сталкивались, к сожалению, в своей жизни с ситуациями, когда они выступали как потерпевшие, и в результате, им становилось ясно, что основная задача системы правосудия – отчетность и преступник, как фактор отчетности, а не восстановление прав гражданина и оказание ему помощи.

Почему мы настаиваем на компенсационной программе – вот же президент говорит о том, что нужно штрафовать, значит, штрафы должны быть серьезными. За коррупцию нужно обдирать до нитки, преступление на почве алчности должно караться раздеванием до трусов и потерей всего нажитого непосильным преступным трудом. Все фонды мировые, которые выплачивают компенсации гражданам, пострадавшим от тяжких преступлений, или пенсии детям, оставшимся без родителей, которые были убиты,  все эти фонды формируются из конфискатов. И тогда государство имеет еще один мощнейший рычаг контроля за своей правоохранительной системой – финансовый.

Поговорите откровенно со службой приставов в России, и они, возможно, скажут вам честно, что нет никакой возможности, реально добившись решения суда о компенсации, эту компенсацию получить. А этих компенсаций продолжают ждать люди. Инвалиды, оставшиеся такими из-за того, что их сбил какой-то пьяный придурок, люди с изнасилованными детьми, жертвы «Хромой лошади», которым неизвестно как теперь расхлебывать то, что произошло, люди, оставшиеся в Кущевской, которым нужна и правовая помощь, и психологическая.

Абсолютно разделяя идею президента о дифференциации наказания, я предлагаю нам всем подумать о смещении акцента работы правосудия в сторону защиты прав законопослушного гражданина.
 

Очень важный вопрос поднял президент об общественных дебатах, которые в соответствии с законами он признал как норму. Мы помним, что дебаты, которые были по закону о полиции, многими критиковались. Критике подвергались некоторые их технологии, но в принципе они действительно состоялись и теперь будут приняты за модель. Эту модель глава государства попросил доработать свою администрацию. В словах Дмитрия Медведева была заложена идея сотрудничества президентской администрации с компетентными общественными организациями, заинтересованными именно в том, чтобы создать работающую технологию дебатов, которую можно запускать по любому вопросу, но таким образом, чтобы в них участвовали действительно компетентные люди, чтобы получавшийся результат можно было дальше политически применить. Здесь и зарыта собака. Все все время говорят: «Вот вы критикуете, а конкретно, что делаете?». В разработке этой технологии, мне кажется, могла бы принять участие Общественная палата и общественные организации.

Что касается контроля, о котором говорит президент, то здесь, прежде всего, шла речь о контроле за средствами массовой информации. Что могут сделать социально ориентированные организации?  Средства массовой информации – они в чьей собственности на местах? Не в государственной, все они скрыто приватизированы местными властями. Та ситуация, которая сложилось в станице Кущевская, намного раньше стала бы очевидной, если бы существовали мало-мальски реальные средства массовой информации на Кубани. А там ведь была даже оппозиция, но мы не слышали голосов оппозиции в течение этих пятнадцати лет.

Остается вопрос, как именно будет идти процесс становления независимых средств массовой информации, узурпированных местными властями. Их нужно определить то ли в частную, то ли в общественную собственность. Здесь и нужен будет контроль, поскольку это зона непосредственного интереса общественных организаций гражданского общества. По этим вопросам нужно будет составить определенный реестр задач для Общественной палаты. Здесь очень много мелких деталей, с которыми ОП РФ предстоит разобраться.

Контроль за пенитенциарными учреждениями –  очень конфликтная тема. Здесь мы уже ухитряемся вызывать обиды по формированию контролирующей инстанции у давно работающих правозащитников. Мне кажется, имеет смысл хоть один раз составить «маршрутный лист», «маршрутную карту» где, в каких точках Общественная палата может включиться работой своих комиссий, комитетов и групп. Какие вопросы откорректировать и предложить непосредственно заинтересованным товарищам сверху.
 

Уникальность Послания заключается в том, что разные люди всегда видят в нем то, что близко, понятно и дорого каждому. Сегодня в качестве национальных приоритетов определены: семья, образование, патриотическое воспитание. Это было Послание к молодежи, о молодежи и для молодежи. Будучи наследниками великой страны, мы должны дать ответ новому поколению на вопрос о том, каким будет будущее России. И здесь, как мне кажется, задача государства - создать условия для самореализации. Но это вопрос к личности, к гражданину. Здесь следует вспомнить слова Солженицина о том, что «все экономические преимущества суть и следствие преимуществ духовных».

Образование - уникальный институт, который воспитывает личность и гражданина. В рамках Совета по качеству образования при президиуме генсовета «Единой России» мы приступили к обсуждению закона об образовании сразу, после его появления на сайте министерства образования. Это не просто отраслевой закон. Это закон общенациональный. Нет ни одного человека, для которого этот закон не был бы важен.

Для более детальной проработки этого документа, мы в рамках рабочей группы создали несколько профильных секций. Кроме того, мы широко обсуждали на Совете концепцию духовно-нравственного образования. Министерство образования взяло этот документ на вооружение при разработке образовательных стандартов. Но этого, наверное, недостаточно. Необходим общественный договор. 

Президент в Послании поставил сегодня на первое место ценностные ориентиры, как некий базис для движения вперед. Модернизация нуждается в идейном наполнении -  молодежи нужна мотивация не на личный успех, а на успех России. А нам нужна обратная связь с молодежью, некий аудит, нужно понять, правильно ли то, что мы делаем. Именно поэтому мы обсуждали Послание президента в МГУ. Университет мы считаем той интеллектуальной площадкой, где молодежь готова содержательному разговору о том, что мы могли бы в будущем реализовать.

Например, ГПК предложил (нами уже подготовлены эти законодательные инициативы) ужесточить ответственность не только за продажу алкоголя детям, но и за продажу табачной продукции. Нонсенс, реклама табака на улицах запрещена, но вместе с тем, сигареты легко можно купить в любом киоске, расположенном вблизи школьных учреждений или стадионов. Кроме того, клуб считает, что в отношении организаторов подпольных казино должна быть установлена уголовная и административная ответственность. Ситуация с незаконными игорными заведениями сегодня выглядит просто неприличной. Сам запретительный закон может сработать в полной мере только с наступлением санкции. Их мы и предлагаем.  

Мы надеемся, что правительственная программа патриотического воспитания будет конкретизирована и у нее появится координационный центр, например, Министерство образования. Именно это ведомство, как нам представляется, на государственном уровне должно отвечать за это направление работы.

Что касается приоритетов национальной безопасности, то выделяемые 20 триллионов рублей не должны стать просто освоенными деньгами. Они, наверное, должны быть, в том числе, направлены на создание современных лабораторий, где могли бы найти прикладное применение творческие, интеллектуальные знания, которые есть у наших молодых ученых. Мы предлагаем, создать независимый экспертный совет при Совете безопасности. У нас очень много авторитетных экспертов с огромным опытом, которые, к сожалению, сегодня не задействованы. В рамках работы Совета они могли бы определят, на какие изыскания нужно тратить бюджетные деньги, где и как размещать те или иные оборонные заказы.

Что касается общественной реакции на президентское Послание, то коллеги из оппозиции разочарованы. Они считали, что после известных слов Дмитрия Медведева об элементах застоя, после нескольких других высказываний, которые говорили, якобы, о падении тренда «Единой России», прозвучит еще что-то новое, дополнительное, что позволит им выстраивать ту нынешнюю схему действий, которая во многом является паразитирующей.

Эта схема должна помочь им вбивать клин между президентом и премьером с одной стороны и между президентом и партией «Единая Россия» с другой стороны. Однако, ни одной фразы, ни одного предложения, за которое они могли бы зацепиться в реализации этой цели, в послании не было.

Более того, президент начал с того, что очень активно поддержал правительство, одобрив антикризисную программу, которую оно реализовывало, и сказал, что только благодаря реализации этой программы мы сегодня имеем возможность для постановки и решения новых задач.

Президент неоднократно благодарил думское большинство за принятие тех или иных решений, показывая тем самым свою солидарность и свою со-работу с партией «Единая Россия». Само по себе Послание является в высшей степени социальным и консервативным. Оно в этом смысле подарок для социально-консервативного клуба нашей партии. Оно консервативно, потому что ориентируется, в первую очередь, на семейные ценности, поддержку семьи, детей, воспитание нового поколения россиян, которое должно стать патриотичным (кстати, слово патриотизм президент употребил рекордное для посланий всех лет количество раз) и при этом образованным, современным,  энергичным и конкурентоспособным. Формированию этого нового поколения, в первую очередь, уделено внимание в президентском послании.

Послание социально, потому что, не смотря на финансово-экономический кризис, в котором продолжает жить Россия, президент еще раз подтвердил нерушимость социальных обязательств государства. Это означает, что все разговоры о повышении пенсионного возраста, об отказе от индексации зарплат, денежных пособий, отказе от нынешнего порядка индексации пенсий – оставлены за бортом. Президент сказал, что всего этого не будет.

И еще один важный момент: глава государства дал ряд новых посылов к усилению социальной поддержки государством, в первую очередь, семей и детей. В этом отношении всегда, когда президентское Послание звучит, определенная группа аналитиков пытается посмотреть, было оно либеральным или патерналистским. Данное послание не могло не быть патерналистским. Оно заключает к себе отеческое отношение, и к детям другого отношения быть не может, к детям не может быть либерального отношения в том смысле, что это отношение заботы, иначе страна не отеческая, если она не заботится о своих детях. Поэтому здесь есть посыл к усилению социальной защиты и поддержки.

Я бы особо хотел подчеркнуть, что президент, на мой взгляд, очень серьезно обратился к регионам и к местному самоуправлению. Он сказал, что на федеральном уровне созданы определенные механизмы поддержки семьи и детства. В первую очередь, материнский капитал, который успешно работает. Затем реализация программы получения жилья для молодых семей, это существующая сегодня система пособий.

Напомню, что совсем недавно мы принимали решение о повышении пособия по уходу за ребенком в возрасте до полутора лет, а сейчас мы предельный размер этого пособия также повышаем – это очень важно и значимо. И могу сказать, что при этом, президент сказал, что свою долю должны в эту программу привнести регионы и муниципалитеты. Он привел пример регионов, где выделяется семьям с тремя и более детьми бесплатный земельный надел и сказал, что что-то аналогичное должен выделять каждый регион. Он сказал, что каждый регион должен создать свой семейный капитал, найти свой сторону поддержки семей с тремя и более детьми. И он сказал о налоговых вычетах, которые будут получать семьи, имеющие трех и более детей.

Конечно, это тоже проблема региональных бюджетов. Важно, что это прозвучало сейчас, когда в регионах ведется второе чтение бюджетов, потому что им нужно будет некоторые вещи переосмыслить. Понятно, что формальные решения еще не приняты, но они будут приняты  в самое ближайшее время, а это значит, что регионам придется перестраивать во многом свою работу, перестраивать философию своего бюджета.

Что нужно сделать? Указанные пути – это существенное сокращение на целых 20% бюрократического аппарата, что должно дать безусловную экономию для бюджета.

Далее - избавление от лишней собственности. Вот здесь я призвал бы к осторожности, президент сказал именно о лишней собственности.  Дело не в том, чтобы избавляться, скажем, от водоканала или от органов самоуправления. Речь идет тех организациях и учреждениях, которые непрофильные, которые не нужны для исполнения реальных государственных курсов.  Многие из таких предприятий убыточны на сегодняшний день, и с другой стороны, это, конечно, даст в случае приватизации дополнительные доходы региональным бюджетам.

Очень важный момент в послании – характеристика нынешнего состояния политической системы. Вот здесь оппозицию тоже ждало разочарование, никаких сенсаций. Президент счел, что те решения, которые именно «Единая Россия» провела через Государственную думу в течении последних двух лет, которые совершенствовали нашу политическую систему, усиливали роль партии, эти решения себя оправдали и единственное, о чем он просит нас, – транслировать эти же решения на уровни местного самоуправления.

Никаких дополнительных новых механизмов, то, о чем мечтали наши оппоненты, в частности, закон об оппозиции, о том, что она в любом случае все получит, даже если за нее никто не голосует, ничего подобного не было предложено.

Предложено было эту схему считать законченной к выборам депутатов Государственной думы, которые состоятся в декабре следующего года. Но данную схему президент предлагает наполнить реальным демократическим содержанием. Что это означает? Он подчеркивает: зачастую оппозиция увлекается формальными чертами и признаками демократии, забывая о сущности демократии, об участии населения, граждан в принятии управленческих решений. Глава государства говорит о том, что нужно сделать власть более открытой, чиновников – более эффективными и подчиняющихся давлению позиции населения.

Я думаю, что здесь наш социально-консервативный клуб мог бы выступить инициатором и обратиться к Совету партии с определенным предложением. Сейчас в определенные сроки, например в течение нескольких месяцев провести заслушивание на всех региональных политсоветах мэров городов, глав районов, которые были выдвинуты при поддержке партии. Не просто заслушивание их собственными партийцами, нужно предварительно объявить об этом в печати и предложить гражданам все вопросы, которые у них возникают, все претензии, которые у них возникают по отношению к органам местного самоуправления.

Чтобы партия в данном случае выступила в роли приводного ремня от общества к власти. Надеюсь, что если мы это сделаем, мы будем вправе обратиться и к представителям оппозиционных партий, которые имеют своих представителей во власти, имеют своих руководителей, с тем, чтобы они точно также заслушали под критическим углом то, чего они не сделали и какие претензии к ним есть со стороны населения.

Еще одна вещь, о которой сказал президент – это форма общественных слушаний. Она должна быть утверждена и на региональном, и на местном уровне. И та задача, которую уже ставила «Единая Россия» – переход к демократии участия, должна решиться. Это означает, что без соответствующих структур, которые представляют общественный интерес по данному вопросу, вопросы рассматриваться не должны. Как не должны без участия профсоюзов и работодателей рассматриваться вопросы, затрагивающие социально-трудовую сферу. Как не должны без участия организации инвалидов рассматриваться вопросы и приниматься решения, касающиеся интересов инвалидов. Не должны без участия потребителей рассматриваться вопросы, связанные с ценообразованием и качеством торговых услуг. Не должны без участия союза пенсионеров рассматриваться вопросы, касающиеся пенсий и поддержки старшего поколения.

То есть, должен быть утвержден принцип: прежде, чем закон будет принят,  нужно обязательное участие в предварительном его обсуждении структур, представляющих гражданское общество, интересы людей. Я думаю, что это главное, на что нацеливает нас Послание президента.
 

Тема очередного Послания президента – развитие демократии в России. Демократия у нас молодая, и требует развития: Послание президента - важный шаг на этом пути.

В этом смысле правильно то, что на уровне МСУ создается возможность для более активного участия партий в выборах, и идея президента получит нашу поддержку.

В условиях молодости российской демократии существует опасность ее формализации. Возможность для реализации каждого человека будет только в соответствующих условиях: внимание власти к человеку играет здесь не последнюю роль. ЕР, объединяющая огромное количество чиновников в регионах, должна очень критично отнестись к представителям власти на местах, проверить качество их работы. Начать следует с мэров городов, единороссов, которые не пользуются поддержкой населения.

Часто говорят о том, что неправильно, что Послание оглашается, когда бюджет уже сверстан. Но гораздо важнее то, что Послание включается в общественно-политический процесс – начинается дискуссия вокруг президентских инициатив. Так было с инициативами прошлого года, касавшимися, в основном, инновационного развития. Уже сейчас есть инициативные группы, которые формируют повестку для. Повестку диктует не государство – государство ставит приоритет.

Какие приоритеты лично я увидел в этом Послании, которые могут стать темой для формирования политической повестки? – задался вопросом Ремизов. - Первый и главный – опережающие инвестиции в человеческий капитал. Это одна из возможных стратегий модернизации. Она не такая как в Китае, где основные опережающие вложения идут в инфраструктуру. И мне бы не хотелось, чтобы слова президента об инвестициях в будущее поколение считали лирическим отступлением.

Второе, что отличает это Послание от предыдущих, – это переориентация государства с уровня жизни на качество жизни. Качество жизни, как индикатор, отражает и вопросы экологии, и безопасности, и качества культурно-информационной среды. Пока это больше напоминает вектор, чем конкретный инвестиционный план. Это предложение инвестиционный план сформировать.

В разговоре о многодетных семьях и вообще о количестве детей в семье важен не только и не столько экономический вопрос, сколько отношение общества к такому явлению. Во многом мы сегодня сами относимся к семьям с большим количеством детей как к  маргинальным. И мне кажется, что этот вопрос важно решить именно внутри общественного сознания. Нужно, чтобы иметь много детей было не просто существенным в том числе финансовым плюсом для самой семьи, но и  чтобы факт наличия большого числа детей приносил семье престиж в обществе. Вот у меня три ребенка, у меня четыре, а  у меня пять – это должно быть предметом гордости на общественной поляне.

Мне кажется, чрезвычайно важным для решения подобных проблем является усиление роли некоммерческих организаций в социальной сфере. Ведь НКО - это именно та сфера, которая удерживает прямую взаимосвязь власти, закона и общества с каждым отдельным гражданином Российской Федерации.

Такая возможность новой реализации для НКО в социальной сфере, я имею в виду возможность оказания этими организациями государственных услуг детям и их родителям, о чем в числе прочих вопросов говорил в Послании президент, кажется мне беспрецедентной возможностью. На сегодняшний день именно так происходит во всех странах мира. Во всех цивилизованных государствах социальные услуги населению оказываются по конкурсу именно некоммерческими организациями. Дополнительно они еще и финансируются благотворительными организациями, и очень серьезно в этой области используется возможность добровольчества.

Тем самым, предоставляемые услуги получаются более качественными. Экономически они не ущемляют тех бюджетных средств, которые на это тратятся,. Но зато качество услуг и тот неформальный подход, с которым они реализуются некоммерческим сектором, конечно, на порядок отличается от того, который присутствует сейчас. Мне кажется, это большая сфера деятельности. И роль гражданского общества в реализации Послания является ключевой.

А в целом я считаю, что это Послание было очень человеческим, другими словами, нацеленным на решение тех сложностей, с которыми российский гражданин сталкивается едва ли не каждый день. 

Сегодня мы они понимаем, что отложенный процесс воспитания поколения 90-х годов, тот демографический провал, который произошел в те годы, не должен повториться. Второго такого провала мы позволить не можем – качество нового поколения должно быть другим.

Я еще раз услышал, что комитет по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству не остался без работы - дано несколько указаний в этой сфере. За последние два года мы рассмотрели более двадцати подобных законопроектов, и все они направлены на изменение судебной системы. Она должна стать более справедливой.

Мне показалось правильным то, что в ближайшее время будет внесен закон об установлении двухлетнего переходного периода с более низкой ставкой обязательных страховых взносов для малого и среднего бизнеса. Здесь мы как политическая сила должны высказать свою точку зрения – такой переход должен быть введен для всякого бизнеса вне зависимости от деятельности.

Послание насыщено реальной политикой, то есть это послание реального политика. Я как партийный чиновник с большим удовлетворением увидел определенную дословность в том, что инициировала партия, в текстах президента и в его установках. И партийные проекты – будь то «Детские сады – детям» или «IT прорыв», или «Доступная среда для инвалидов» – это все наши темы. То, что мы ввели в политическую повестку, становится установками к  исполнению правительством и соответствующим образом должно быть обеспечено мандатами.

Было приятно услышать то, что говорил президент об институализации политики на местном уровне. Мы на заседании партийного клуба говорили о том, что следует напрямую добиваться того, чтобы на местном уровне практика совмещения партийных должностей и должностей руководителя администрации считалось неправильной. И это дополнительно институализирует нашу партию и дополнительно институализирует партии вообще. Я думаю то, что звучит на заседании Либерального клуба в этом смысле должно получить свое продолжение и в наших общепартийных установках.

Послание, кроме того что насыщено реальной политикой, достаточно инновационно в подходах к политике социальной. По-моему у нас традиционные подходы к социальной политике при всей важности этих тем. А здесь мы увидели установку на социальную политику, обращенную в будущее. Подошло время к тому, чтобы инвестировать в будущее. Да, это красиво названо «в наших детей», но, тем не менее, это действительно существенная инновация. Почему это важно? Я напомню, что есть такой парадокс Дэвиса в социологии, когда протест вызывает не абсолютное, а  относительное недовольство, когда появляются обманутые ожидания. Поэтому введение проектов вдохновляющего будущего и обеспечивающего это будущее в социальной политике очень важно.

По-разному можно относиться к тому,  что происходит с российским образованием. Но то, что прозвучало об одаренных детях, о необходимости переучивания учителей, это ставки не на деньги, а на таланты. На мой взгляд, это, прежде всего, сигнал элитам. Сигнал дан, но мне кажется, здесь должен был быть и некий масштаб заявки. Необходимо вообще формирование национальной системы выявления и продвижения талантов. В системе образования нужно возвращаться к тому, что было отчасти утеряно. Спецшколы, но не для детей богатых, а именно для одаренных – вот это ключевой посыл, прозвучавший от президента. Нация нуждается в качественных элитах. Обеспечение модернизации кадрами требует переакцентировки, или, по крайней мере, появления дополнительных акцентов, уже не уравнительных, а выявляющих и продвигающих то, что называется гордостью нации. Эти акценты должны выставляться,  начиная с начальной, средней и высшей школы и заканчивая интеграцией во власть и в те же самые институты модернизации.

Что мне хотелось бы сказать как либералу. Вы знаете, что сказал Кеннеди, то, что он говорил когда лунную программу предъявлял: «Не спрашивай, что Америка должна сделать для тебя, спроси, что ты должен сделать для Америки». Для нас, либералов, президент на самом деле дал достаточно много установочных даже не точек, а я бы сказал, отточий. Переформулирую цитату в вопрос из произведения Стругацких «Хищные вещи века»: «Каждая скотина все время норовит спросить, что нас ждет, хоть бы одна сволочь спросила, что я должен делать». Мне кажется это сказано немного грубовато, но мы – те, от кого хоть что-то зависит, и мы считаем,  что должны подходить, анализируя послание, именно с этой позиции.

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".