Статья
2423 6 июня 2011 11:15

После Багапша

Внезапная смерть президента Абхазии ставит вопрос о дальнейшем развитии политической ситуации в республике и о выборе внешнеполитических приоритетов. Одержав победу на президентских выборах в 2009 году, Сергей Багапш закрепил за собой статус не просто президента, при котором состоялось признание независимости Абхазии Россией, но и лидера нации, способного выступать компромиссной фигурой для разрозненных абхазских элит. Признание независимости Абхазии предопределило дальнейшее политическое будущее Сергея Багапша, ставшего символом новой страницы в истории республики. В этом контексте также значимым достижением Багапша стало укрепление российско-абхазских связей, что позволило России прочнее утвердиться в республике и создать политический «плацдарм» для последующего признания независимости Абхазии.

Среди наиболее вероятных претендентов на кресло президента – вице-президент Александр Анкваб, премьер-министр Сергей Шамба и бывший вице-президент при Багапше Рауль Хаджимба. Все три потенциальных кандидата – представители «старой гвардии», занимавшие высокие государственные посты еще при президенте Владиславе Ардзинба. В его правительстве Анкваб занимал пост министра внутренних дел, а до того, как стал вице-президентом, возглавлял абхазский кабинет министров. Его «преемник» Шамба – бывший министр иностранных дел, за время своей дипломатической карьеры успевший обзавестись многочисленными контактами в российских и турецких политических и деловых кругах.

Рауль Хаджимба стал премьер-министром в 2003 году. Высказывался за валютный и таможенный союз Абхазии с Россией, осуществление скоординированной политики в области обороны и безопасности при сохранении Абхазией независимого статуса. Выборы в 2004 году едва не закончились гражданской войной. Тогда в борьбу за президентский пост вступил Рауль Хаджимба, которого назначил своим преемником президент Владислав Ардзинба. Уже тогда будущий вице-президент выступал за максимальное сближение Абхазии с Россией и отказывался рассматривать какие-либо варианты ее вхождения в состав Грузии.

Другими кандидатами являлись бывший министр иностранных дел Абхазии Сергей Шамба, бывший премьер-министр Абхазии Анри Джергения, председатель Народной партии Якуб Лакоба, а также глава абхазской энергетической компании «Черноморэнерго» Сергей Багапш.

Уход Багапша на некоторое время оживит политическую обстановку в республике, но в целом можно утверждать, что, в независимости от исхода досрочных президентских выборов, пророссийский курс останется приоритетом внешней политики Сухума. В то же время следует ожидать активизации в республике третьих стран, прежде всего, Турции, рассматривающей Абхазию в качестве одного из плацдармов для расширения своего влияния в Закавказье.

Интерес Турции в плотном включении в миротворческий процесс обусловлен несколькими факторами. Прежде всего, в Турции проживает самая крупная лоббистская организация Абхазии – Кавказский комитет солидарности с Абхазией, а сама республика с XV по XVII вв. входила в состав Османской империи. На сегодняшний день в Турции проживает более 500 тысяч абхазцев, в то время как в самой Абхазии их чуть более 300 тысяч. Признание Россией независимости этой республики предоставляет Анкаре возможность расширять контакты с абхазским руководством, акцентируя внимание, в первую очередь, на экономической и  религиозной близости турецкого и абхазского народов. Абхазский бизнес во многом ориентирован на соседа по Черноморью: например, Абхазия экспортирует до 20% круглого леса в Турцию, до 15% доходов от экспорта дает предоставление Турции в аренду абхазского шельфа Черного моря для ловли рыбы. 

С точки зрения интересов Грузии смена руководства Абхазии не станет переломным моментом, способным реанимировать проект «восстановления территориальной целостности Грузии». Потенциальные соискатели кресла президента Абхазии, среди которых как представители власти, так и оппозиционеры, ориентированы на максимальную фиксацию независимости Абхазии и закрытие вопроса о какой бы то ни было «реинтеграции».

Евгения Войко, Центр политической конъюнктуры России, специально для Актуальных Комментариев

8 апреля 2024 Колонки
ИИ-тократия
 ИИ-тократия Ярослав Барыкин о перспективах использования искусственного интеллекта в политике
29 марта 2024 Новости  Британия в поисках стратегии Великобритания выпустила новую стратегию применения санкций, в которой, по словам экспертов британских аналитических центров, описывается ряд критериев принятия решений, а также излагается подход к смягчению непредвиденных последствий и юридических рисков. Также британские эксперты проанализировали военный потенциал Великобритании и пришли к выводу, что он не оптимизирован для сдерживания России, поэтому стране нужно принять масштабную программу перевооружения. 22 марта 2024 Новости  Дипфейки — новое политическое оружие Правительства, которые распространяют дипфейки за рубежом, сталкиваются с риском утраты доверия собственного населения к СМИ и другим источникам новостей, утверждает группа экспертов американского аналитического центра CSIS. Это, в свою очередь, облегчит противникам распространение дезинформации, а внутренним субъектам будет проще использовать дипфейк, чтобы подорвать доверие общества к правительству и повлиять на выборы, а также уменьшить поддержку вооруженных сил страны, предупреждают эксперты в докладе «Government Use of Deepfakes: The Questions to Ask». 
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".