Статья
3 Сентября 2010 6:51

После Клинтон

<p>В августе 2010 года в США появились слухи о возможной отставке государственного секретаря США Хиллари Клинтон с занимаемой должности. Согласно одной из версий, увольнение Клинтон может состояться в первой половине 2011 года. Основным поводом для такого решения является растущее раздражение высших кругов администрации и лично президента США Барака Обамы результативностью дипломатических действий госсекретаря. Как указывают СМИ, в Белом доме остались недовольны усилиями Клинтон по развитию политико-экономических отношений с КНР в мае с.г. и восстановлению доверия в политическом диалоге с Пакистаном и Афганистаном в июле.<br />
<br />
Возникновение слухов о потенциальной смене руководителя Госдепартамента является целенаправленной информационной «утечкой», выгодной ближайшему окружению Обамы. Подобные «пробросы» позволяют в очередной раз подчеркнуть, что только доверенные советники Обамы реально «делают» внешнюю политику США. Госсекретарь выступает в их игре подчиненной фигурой, сменить персональный «профиль» которой им, при соответствующем желании, не составит особого труда.<br />
<br />
Тем не менее, вероятность отставки бывшей первой леди США с занимаемой должности пока остается относительно небольшой. Как правило, государственные секретари работают полный срок легислатуры той или иной администрации, то есть не меньше четырёх лет. Связано это с тем, что руководители Фогги Боттом входят в число основных политических лиц того или иного кабинета. И их замена расценивается оппонентами и общественностью как симптом серьезных проблем внутри правительства. По этой причине смена госсекретаря в «середине пути» проводится в исключительных случаях. Стимулом к такому шагу могут стать: крупный провал американской дипломатии; открытый аппаратный конфликт между Советом национальной безопасности и Государственным департаментом (как было, например, в 1980 году, когда противоборство советника президента Джимми Картера по национальной безопасности Збигнева Бжезинского с госсекретарем Сайрусом Вэнсом привело к отставке последнего); возникновение в среде политических советников президента претензий на получение контроля над должностью главы Госдепа. Формально ни одного из обозначенных симптомов пока в явной форме не наблюдается, что ограничивает возможности Обамы по санкционированию отставки госсекретаря.<br />
<br />
Однако заметно повысить вероятность ухода Клинтон с поста руководителя Госдепа может её личное желание принять участие в президентских выборах 2012 года. Рейтинг президента Обамы в настоящее время является достаточно нестабильным. И он может заметно ослабнуть, в случае если республиканцы победят на осенних выборах в Конгресс, а основные социально-экономические реформы администрации не принесут желаемого эффекта. В такой ситуации нельзя исключать, что Клинтон захочет побороться с Обамой за право представлять Демократическую партию в 2012 году. К такому ходу её будут подталкивать не только собственные амбиции, но и настрой её окружения, включая мужа, бывшего президента США Уильяма (Билла) Клинтона. Принятие решения об участии в избирательной гонке означает, что Клинтон может добровольно покинуть пост государственного секретаря. Причем пойти на такой шаг она должна не позднее лета 2011 года. Именно в июне-августе 2011 определятся основные участники демократических праймериз (предварительных выборов). Тогда же начнется процесс формирования предвыборных команд кандидатов. Для Клинтон, которая в силу своего политического статуса может претендовать только на выдвижение от Демпартии на пост президента, принципиально важно вступить в гонку в течение лета следующего года.<br />
<br />
Принятие решения об участии Клинтон в избирательной кампании будет зависеть от состояния рейтинга популярности Обамы и уровня претенциозности «ближнего круга» госсекретаря. Если команда хозяйки Фогги Боттом посчитает электоральную ситуацию благоприятной (а пока ситуация развивается именно по такому сценарию), Клинтон без особых раздумий покинет свой пост. Политическая карьера для неё на порядок важнее, чем преданность администрации Обамы. Но в случае относительной стабильности позиций действующего президента, возвращения Клинтон в «большую политическую игру» может и не произойти. В то же время высокое влияние электорального фактора на мотивации государственного секретаря позволяет остановить внимание на пуле её возможных преемников.<br />
<br />
«Претендентом №1» на место Хиллари Клинтон является сенатор от штата Массачусетс Джон Керри. В послужном списке этого политика, обладающего большим личным влиянием в Демократической партии, активная деятельность в Сенате, борьба с Джорджем Бушем-мл. на выборах президента в 2004 году и последовательная поддержка Барака Обамы в ходе предвыборной кампании-2008. Большую часть своей карьеры Керри специализировался на вопросах политико-экономического развития США (с 2001 по 2009 год он возглавлял сенатский Комитет по малому бизнесу и предпринимательству). Однако после избрания Обамы президентом, сенатор от Массачусетса оказался вовлечен и во внешнеполитические дела. 6 января 2009 года он сменил Джозефа Байдена на посту председателя Комитета по иностранным делам Сената. С этого времени Керри начинает курировать на Капитолии вопросы отношений США с Афганистаном и Пакистаном (то есть два наиболее сложных направления внешней политики действующего кабинета). Причем его участие в работе по трекам не ограничивается традиционным парламентским контролем и рассмотрением профильных законодательных инициатив. Керри - полноценный член «пакистано-афганской команды» администрации Обамы, напрямую вовлеченный в процесс разработки, согласования, принятия и реализации решений в отношении Исламабада и Кабула. О коридоре реальных функциональных возможностей Керри в области внешней политики говорит хотя бы тот факт, что он неоднократно выступал в качестве официального представителя президента США на переговорах с пакистанским и афганским руководством. Подобное участие в делах говорит о том, что Керри целенаправленно подготавливается Белым домом к более ответственной роли во внешнеполитическом аппарате администрации. И наиболее соответствующей его текущему статусу в Сенате является должность государственного секретаря.<br />
<br />
Возможность назначения Керри главой Госдепартамента является очень высокой. Персональные шансы сенатора от Массачусетса станут максимальными, если Хиллари Клинтон примет решение участвовать в предварительных выборах 2012 года. В этом случае Обама и его окружение, скорее всего, обратятся к нему с предложением возглавить Государственный департамент в числе первых. Обладает Керри необходимым потенциалом и для «выдавливания» Клинтон с занимаемого поста. Особенно если Белый дом сможет извлечь ощутимые дивиденды из его усилий на пакистанском и афганском направлениях. Решение «проблемы АфПак» с деятельным участием Сената может быть использовано Обамой как формальный повод в пользу отставки Клинтон и её замены на одного из лидеров клана Кеннеди.<br />
<br />
Вторую строчку в списке потенциальных сменщиков Клинтон на посту государственного секретаря занимает Джеймс Стейнберг. Первый заместитель главы основного внешнеполитического ведомства кабинета Обамы является как по своим индивидуальным качествам, так и по занимаемой должности человеком «номер два» на Фогги Боттом. Он регулирует взаимодействие между Госдепом и СНБ по вопросам политического планирования, участвует в согласовании внешнеполитических решений с «ближним кругом» Обамы и выступает в качестве главного официального консультанта Клинтон по международной проблематике. Несмотря на достаточно жесткую азиатско-тихоокеанскую специализацию (в числе приоритетных профессиональных интересов Стейнберга - отношения с КНР), знания первого зама госсекретаря простираются далеко за пределы Восточной и Юго-Восточной Азии. В частности, Стейнберг прекрасно разбирается в вопросах функционирования американского государственного механизма и работы пула ведомств, отвечающих за активность США на мировой арене. Первый заместитель Клинтон в полной мере может рассматриваться как творческая личность, обладающая самостоятельным внешнеполитическим мышлением. Наличие таких качеств вместе с занимаемой в настоящее время на Фогги Боттом позицией автоматически делают Стейнберга одним из ведущих претендентов на место бывшей первой леди США.<br />
<br />
Шансы выдвижения Стейнберга государственным секретарем можно оценить как относительно высокие. Его пребывание на посту шефа Государственного департамента по всем критериям выгодно «ближнему кругу» президента. В этом случае Фогги Боттом будет руководить не лидер влиятельной политической группировки, которым является Хиллари Клинтон, а «свой человек», к тому же не претендующий на влияние внутри Демократической партии (круг интересов Стейнберга ограничивается внешней политикой). Против аппаратного роста Стейнберга играет его текущая позиция в иерархии Госдепа. В американском госаппарате перевод с позиции первого зама госсекретаря на должность госсекретаря, как правило, не практикуется. Человек, находящийся на посту первого заместителя, рассматривается как и без того достаточно влиятельный игрок в иерархии Фогги Боттом. Тем не менее, в случае соответствующего «политического спроса», повышение Стейнберга вполне возможно. Всё будет зависеть от персональных мотиваций Обамы и внутриполитических амбиций Клинтон.<br />
<br />
В роли «тёмной лошадки» среди возможных преемников Хиллари Клинтон выступает бывший сенатор от штата Небраска Чак Хейгел. Официально этот видный представитель Республиканской партии не относится к числу фигур, оказывающих ощутимое влияние на формирование внешней политики действующей администрации. Однако Хейгел регулярно привлекается командой Обамы для реализации неформальных инициатив по наиболее важным для Белого дома территориальным трекам. Например, в 2009 году Хейгел входил в число «теневых» эмиссаров Вашингтона в ходе «вводных» переговоров с Кремлем. В частности, 10 марта 2009 года он принимал участие в консультациях с президентом РФ Дмитрием Медведевым как сопредседатель независимой консультативной Комиссии по изучению политики США в отношении России. Серия таких полуофициальных встреч (в которых был задействован и бывший государственный секретарь США Генри Киссинджер) позволила демократическому кабинету подготовить «почву» для последующих предметных переговоров с Москвой, став прелюдией к «перезагрузке». Вовлечение в них Хейгела - не просто дань уважения его политическому влиянию в Республиканской партии. Это отчетливое свидетельство того, что бывший сенатор от Небраски входит в кадровый внешнеполитический резерв действующей администрации. Раскрытие его реального исполнительного потенциала будет зависеть от желаний Обамы и его окружения.<br />
<br />
Вероятность привлечения Хейгела на позицию государственного секретаря будут напрямую зависеть от амбиций команды вице-президента США. Если Байден и его окружение упрочат свое влияние на Обаму (например, за счет установления контроля над должностью начальника аппарата Белого дома), им окажется вполне по силам санкционировать смещение Клинтон и назначение своего кандидата. Причем такое кадровое решение может быть обосновано необходимостью налаживания более конструктивного взаимодействия с GOP, позиции которой в Конгрессе после осенних выборов (пройдут 2 ноября с.г.), согласно прогнозам, способны заметно укрепиться. В этом случае кандидатура республиканца Хейгела (располагающего давними и тесными связями с Байденом и его окружением) может оказаться вполне оптимальной.<br />
<br />
Наиболее статусным представителем когорты послов, который мог бы претендовать на пост государственного секретаря, является Джон Хантсмен. Вес главы дипломатической миссии США в Китае определяется уже одним только местом его работы. Пекин в настоящее время входит в число самых приоритетных контрагентов Вашингтона на мировой арене. Причем КНР воспринимается рядом высокопоставленных представителей администрации (в частности, Стейнбергом и старшим директором СНБ по делам Азии Джеффри Бадером) как стратегический партнер Соединенных Штатов, уравновешенное сотрудничество с которым обеспечит восстановление американского лидерства на мировой арене. В этой ситуации посол США в Китае является одним из главных политических игроков, от которого напрямую зависит практическая реализация идеи американо-китайского партнерства.<br />
<br />
В то же время, реальные шансы Хантсмена на назначение государственным секретарем можно оценить как достаточно средние. В числе потенциальных претендентов на эту должность он будет «теневой» фигурой. Подобный статус посла США в КНР объясняется тем, что он во многом выступает как «дублер» Стейнберга. Оба они, так или иначе, представляют «китайскую группу». Однако если первый заместитель госсекретаря является её неформальным лидером, то Хантсмен относится к числу центральных, но не ключевых фигур. В случае появления у «китайцев» реальной возможности оспорить право контроля над позицией государственного секретаря, они, в первую очередь, будут ориентироваться на Стейнберга (к тому же поддерживаемого влиятельной группой Кеннеди и восточным истеблишментом в аппарате Госдепартамента). Продвижение же Хантсмена станет возможно в случае отказа Стейнберга от участия в аппаратной игре или его отставки с поста заместителя Клинтон.<br />
<br />
Усилить кадровый потенциал посла США в КНР может Республиканская партия. В случае победы GOP на выборах в Сенат и Палату представителей, которые состоятся в ноябре, кабинет Обамы утратит текущий контроль над Капитолием. Процесс оперативного согласования внешнеполитических решений с Конгрессом значительно усложнится. В этой ситуации Обаме и его окружению может понадобиться человек, который мог бы восприниматься республиканскими фракциями в парламенте как «свой», способный обеспечивать их лояльность по отношению к курсу правительства. При таком положении вещей Хантсмен (равно как и Хейгел) способен войти в шорт-лист потенциальных «умиротворителей» усилившейся оппозиции. Во-первых, потому что он является одним из «новых лидеров» GOP и его мнение по вопросам внешней политики будет для республиканских конгрессменов достаточно весомым. А, во-вторых, на позиции государственного секретаря Хантсмен мог бы как нельзя лучше олицетворять «примирение» демократической администрации с республиканским Конгрессом по внешнеполитическим вопросам. Идея двухпартийного консенсуса, являвшаяся одним из функциональных императивов команды Обамы в первой половине 2009 года, в случае потенциального назначения Хантсмена способна обрести новую жизнь. При этом сам бывший губернатор штата Юта мог бы заменить в пуле влиятельных республиканцев, входящих в состав кабинета, министра обороны Роберта Гейтса, который намерен уйти в отставку в 2011 году.<br />
<br />
<strong><em>Максим Минаев, ведущий эксперт Центра политической конъюнктуры, специально для Актуальных Комментариев</em></strong></p>
  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".