Комментарий
1589 2 ноября 2010 15:47

После твиттера

Михаил Бударагин публицистМихаил Бударагин

Михаил Бударагин
публицистМихаил Бударагин

Распространенная еще пять-шесть лет назад мысль (а точнее переложение старой идеи Ролана Барта на новый лад) о том, что скоро в Сети писателей будет больше, чем читателей, и от этого все то ли выиграют, то ли проиграют, довольно скоро сменилась идеей о торжестве видео-контента, а не так давно переросла в святую веру о скором пришествии твиттера.

Писателей больше не стало (в основном расплодились фотографы – они выкладывают в Сеть все, от котиков до «маршей несогласных), видео-контент в основном так и остался телевизионным форматом (исключения крайне редки, и сейчас навскидку вряд ли кто-то вспомнит всемирно известного производителя видео в сети – одна-две программы вроде «Нереальной политики» еще не делают явление массовым), а твиттер, не прошло и года, стал уже совсем не тот.

После твиттера – оглушительная тишина. Раз в год обязательно появлялось нечто, что должно было «изменить все представления о…» и радикально, как это говорится, «переформатировать пространство». Теперь же – когда стало понятно, что твиттер – это просто еще одна (не слишком удобная, кстати) рекламная площадка для спама и усовершенствованный чат – на роль покорителя новых горизонтов претендентов не видно.

Все социальные сервисы, которые можно было придумать, уже придуманы. После «Вконтакте» и Фейсбука, которые уже почти освоены как работающие маркетинговые инструменты, при нынешнем уровне развития Сети совершить прорыв почти невозможно – нужно придумывать не очередную платформу для общения, а что-то действительно новое, что-то, действительно ломающее все представления о том, что такое «быть онлайн».

С точки зрения корпоративного менеджмента все существующие социальные сети – просто хорошая площадка для освоения: пока растет число пользователей, можно увеличивать продажи. Но с политической точки зрения соцсети – негодный инструмент: и рост числа пользователей в случае с политическим влиянием, скорее, размывает, а не расширяет аудиторию.

И то, что политический инструментарий не работает в Сети, и то, что вся истерика с блогами, которые якобы должны были «очеловечить» политику, сошла на нет – свидетельствует о том, что попытки политических активистов отыграть у менеджмента социальные сети – бессмысленное занятие.

Единственное, что имеет хоть какой-то смысл, пока рывок не совершен – создание своих собственных сетей, уже сразу сугубо политических, никак не связанных с обсуждением фотографий, походов в кино и ресторанов. Не нужно обезьянничать на чужих агорах, нужно придумывать свои собственные: благо примеров подобных инициатив масса – от какого-нибудь сайта, на котором дальнобойщики обмениваются заказами до форума молодых мам, собирающихся заниматься танцами. Все это прекрасно существует и без социальных сетей, используя их только как ресурс, значение которого не стоит преувеличивать.

Если так называемый «политический Рунет», не возьмет за основу эту довольно здравую логику, он так и останется бегающим за каждой новинкой неофитом, которому так грустно в седьмой раз разочаровываться в том, что все пошло не так.

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".