Статья
25 Мая 2010 0:01

Последний звонок

Последний звонок
Фото: MAGPHOTO

<p>Последний школьный звонок прозвенел в этом году для 840 тысяч выпускников российских школ. Министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко поздравил сегодня школьников с «последним звонком» и заявил, что ЕГЭ объективно отразит их знания.</p>
<p>«Особые слова хочу сказать сегодняшним выпускникам. Ребята, для вас наступает ответственная пора. Впереди единый государственный экзамен. Убеждён, что он объективно отразит все знания, которые вам удалось накопить в течение школьных лет», - сказал Фурсенко в своем поздравлении, распространенном во вторник пресс-службой министерства.</p>
<p>Он пожелал удачи выпускникам на экзаменах и выразил уверенность, что ЕГЭ «сделает поступление в выбранное вами образовательное учреждение справедливым, простым и удобным».</p>
<p>Праздничные мероприятия проходят в 44 тысячах 536 образовательных учреждениях. К одиннадцатиклассникам присоединятся и те, кто заканчивает школу, доучившись до 9 класса.  Таким образом, выпускников будет более двух миллионов, передает Интерфакс.</p>
<p>Однако, как отмечают в министерстве образования, число выпускников школ в России снижается. «В этом году выпускников меньше, чем мы хотели бы, поэтому мы подчеркиваем, что сегодня каждый выпускник на вес золота. Он должен получить хорошее образование, после этого прийти в экономику страны и быть эффективным в работе и востребованным», – заявил ранее министр образования России Андрей Фурсенко.</p>
<p>При этом надо заметить, что от выпускников ждут не только прихода в экономику страны. На юношей рассчитывает еще и российская армия, где идет реформа, сокращен срок службы до одного  года и где каждый выпускник – это потенциальный призывник, который тоже на вес золота. В Минобороны существуют различные идеи, как в этом году организовать призыв, некоторые из них могут создать сложности для поступления ребят в вузы.</p>
<p>Если говорить о самом образовании, то в последние годы на школьников буквально обрушились нововведения. О реформе образования говорили не одно десятилетие, и вот настало время, когда привычные экзамены сменил ЕГЭ. В прошлом году единый экзамен стал обязательным, вузы столкнулись с новым для себя способом набора студентов. Были выявлены проблемы и недостатки, однако можно сказать, что тестирование вошло уже в практику, открыв, вероятно, для школьников из регионов новые возможности поступления в престижные вузы.</p>
<p>Однако перемены для российских школ, по всей видимости, только начинаются. В стадии принятия находится закон о госучреждениях, который предполагает, что учреждения образования и здравоохранения могут сами на себя  зарабатывать. <br />
Данная инициатива сразу же вызвала массу дискуссий в обществе, не приведет все это  к платному среднему образованию. Как сказал сам президент Дмитрий Медведев, в последнее время ему лично и в правительственные структуры поступали разные обращения с просьбой отказаться от принятия такого закона.</p>
<p>Он обратил внимание на один из вопросов, который задается общественностью. Речь идет о якобы переходе на платное среднее образование после принятия данного законопроекта. «Общий ответ – нет, никакого перехода к платному образованию не предполагается и из закона не вытекает, остаются прежние нормы предоставления образовательных услуг. И, во-вторых, что немаловажно, по сути, эти правила уже действуют в значительной части регионов, потому что они вводились там в экспериментальном порядке в период национального проекта, и они ни к чему негативному в этом плане не привели», – заявил президент.</p>
<p>Министр образования Андрей Фурсенко подтвердил, что этот закон только улучшит конституционную норму о том, что среднее образование является бесплатным. «Кроме того, на конкурсной основе можно будет получить бесплатно среднее специальное и высшее образование», – добавил министр.</p>
<p>Как бы то ни было, убедиться в пользе или, наоборот, негативном влиянии закона можно будет только после его введения. И здесь задача экспертов и законодателей предусмотреть все последствия и убрать лазейки для злоупотреблений.</p>
<p>Заметим также, что тема образования звучала сегодня и на Всемирном русском народном соборе, который открылся в храме Христа Спасителя. «Каждый из учителей должен давать обет хранить высокую нравственную чистоту жизни, святость брака, быть примером для подрастающего поколения», - сказал патриарх Кирилл на Соборе.  По его словам, «это должна быть своего рода клятва Гиппократа». Патриарх призвал каждого педагога, выбирающего эту профессию, помнить о том, что педагогика – «это область аскетики». Эта работа, по словам патриарха, «связана с подвигом самоистощения, когда люди отдают себя, свою энергию, свои силы, а если надо, то и жизнь».</p>
<p>Говоря о коммерциализации образования,  Патриарх Кирилл назвал эту практику опасной. «Попытки превратить образование в сферу коммерческих услуг чужды национальной традиции, народному менталитету и просто опасны», - заявил глава РПЦ. Патриарх призвал помнить, что образование «не сводится к просто накачке ребенка житейски полезной информацией". По его словам, "миссия образования, в первую очередь, заключается в передаче не только знаний, но и моральных норм».</p>
<p>Предстоятель Русской церкви напомнил также, что в этом году в 19 регионах России введен экспериментальный курс «Основы религиозных культур и светской этики». Патриарх выразил мнение, что успешное преподавание этого предмета «поможет снижению конфликтности в обществе и созиданию мира между людьми». Он признал, что введение этого предмета не обходится без трудностей, однако подчеркнул, что его «общее впечатление положительное».  «Верю, что последствия внедрения этого предмета мы скоро почувствуем и увидим», - добавил патриарх Кирилл.<br />
 </p>
Комментарии экспертов
<p>Закон о госучреждениях, который касается, в частности, школ, является достаточно инновационным для Российской Федерации и заключается он в том, чтобы вводить два типа учреждений – казенные, которые находятся полностью на государственном финансировании, и автономные. Они имеют право предоставлять платные услуги – в принципе в мире практика распространена в некоторых странах, суть заключается в том, чтобы повысить эффективность услуг. Пока что эффективность в госсекторе поддержать крайне сложно, сектор расширяется, его необходимо финансировать, поскольку идет реконструкция, и бюджет с этим не справится.</p>
<p>Плюс ко всему падает эффективность самих частных учреждений – здравоохранения, образования и иже с ними, это приводит к тому, что растет коррупция. Чтобы нивелировать этот эффект, необходимо создать стимул для самостоятельного развития организаций и учреждений, создания конкурентной среды, потому что пока у всех все одинаково  – нет смысла увеличивать эффективность образования и здравоохранения.</p>
<p>Это первый шаг, второй шаг в некоторых отраслях и направлениях – как, например, ранее в образование было введено подушевое финансирование – тоже не очень ординарная мера, но в общем контексте реформы проходит.</p>
<p>В отношении данного закона можно сказать, что он подразумевает базовый набор  компонентов обеспечить за счет государства, и далее вводить дополнительные курсы, которые существенно улучшают шансы по подготовке к тем или иным предметам и экзаменам.</p>
<p>Здесь нужно эффективно сработать Рособрнадзору и Росздравнадзору, потому что во многом от них будет зависеть эффективность реформы.</p>
<p>Как правило, при наличии закона очень важную роль имеет практика его применения. Закон о госучреждениях фактически расширяет возможности для образовательных учреждений в части той или иной организационно-правовой формы существования, что влечёт различные формы взаимоотношения с государством с точки зрения финансирования и различные формы взаимоотношения с родителями. Поэтому закон сегодня расширил возможности.</p>
<p>Сейчас очень важно, как будет реально осуществляться его реализация в субъектах, потому что ответственность за ситуацию в детских садах и школах лежит на субъекте – впрочем, так же как и полномочия. Федерация определяет только государственную политику в этом направлении. А для образовательных учреждений очень важно, каким они способом будут переходить, какие документы им нужно готовить, какие последствия наступают в том или ином случае. Конечно, некоторое волнение присутствует, но оно связано с отсутствием знаний по конкретным ситуациям.</p>
<p>Стандарты по количеству о объему дисциплин однозначно будут, и это есть ответственность государства. Именно на реализацию этого стандарта и выделяется государственное финансирование, которое в подавляющем большинстве регионов выделяется в форме подушевого финансирования. Расчёт денег на конкретного ребёнка строится, исходя из задач обеспечения государственного стандарта в полном объёме.</p>
<p>Что касается призывной компании, под которую попадают выпускники школ, то это всегда сложно, когда правила игры меняются часто. Это сложно всегда и в любой сфере, будь то налоги, будь то экономическое состояние предприятие, будь то образование, культура. Поэтому люди и дети тоже сейчас вынуждены подстраиваться под быстро меняющуюся ситуацию. Мы живём в быстро меняющемся мире. И поэтому важно, чтобы у людей выработалась привычка следить за этими вопросами ежедневно, чтобы они обнаруживали новые правила не тогда, когда они уже наступят не на ту дорожку. Они должны знать о них сразу и иметь возможность скорректировать свою линию поведения с точки зрения выстраивания личностной трассы, личностного роста, личной карьеры.</p>
14 Ноября 2016 Общество  Детям чиновников запретят учебу за рубежом В Думу внесен законопроект о запрете на обучение детей чиновников за границей. Документ подготовил коммунист Валерий Рашкин. По мнению экспертов, эта инициатива нежизнеспособна и не преследует иных целей помимо пиара КПРФ. 31 Августа 2016 Общество  Россияне сократили траты на сборы к школе В 2016 году россияне на четверть сократили траты на подготовку школьников к началу учебного года. Расходы на подготовку детей к школе составили 14,8 тысячи рублей. Это на 26% меньше, чем в 2015-м, когда родители тратили в среднем 20 тысяч. 20 Августа 2016 Главное  Премьер пообещал стабильность учителям Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев заявил, что ситуация с зарплатой учителей выглядит «благопристойно». Однако основным вопросом по-прежнему остается то, как не допустить нового снижения уровня зарплат.
  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".