Статья
1356 25 мая 2010 0:01

Последний звонок

Последний школьный звонок прозвенел в этом году для 840 тысяч выпускников российских школ. Министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко поздравил сегодня школьников с «последним звонком» и заявил, что ЕГЭ объективно отразит их знания.

«Особые слова хочу сказать сегодняшним выпускникам. Ребята, для вас наступает ответственная пора. Впереди единый государственный экзамен. Убеждён, что он объективно отразит все знания, которые вам удалось накопить в течение школьных лет», - сказал Фурсенко в своем поздравлении, распространенном во вторник пресс-службой министерства.

Он пожелал удачи выпускникам на экзаменах и выразил уверенность, что ЕГЭ «сделает поступление в выбранное вами образовательное учреждение справедливым, простым и удобным».

Праздничные мероприятия проходят в 44 тысячах 536 образовательных учреждениях. К одиннадцатиклассникам присоединятся и те, кто заканчивает школу, доучившись до 9 класса.  Таким образом, выпускников будет более двух миллионов, передает Интерфакс.

Однако, как отмечают в министерстве образования, число выпускников школ в России снижается. «В этом году выпускников меньше, чем мы хотели бы, поэтому мы подчеркиваем, что сегодня каждый выпускник на вес золота. Он должен получить хорошее образование, после этого прийти в экономику страны и быть эффективным в работе и востребованным», – заявил ранее министр образования России Андрей Фурсенко.

При этом надо заметить, что от выпускников ждут не только прихода в экономику страны. На юношей рассчитывает еще и российская армия, где идет реформа, сокращен срок службы до одного  года и где каждый выпускник – это потенциальный призывник, который тоже на вес золота. В Минобороны существуют различные идеи, как в этом году организовать призыв, некоторые из них могут создать сложности для поступления ребят в вузы.

Если говорить о самом образовании, то в последние годы на школьников буквально обрушились нововведения. О реформе образования говорили не одно десятилетие, и вот настало время, когда привычные экзамены сменил ЕГЭ. В прошлом году единый экзамен стал обязательным, вузы столкнулись с новым для себя способом набора студентов. Были выявлены проблемы и недостатки, однако можно сказать, что тестирование вошло уже в практику, открыв, вероятно, для школьников из регионов новые возможности поступления в престижные вузы.

Однако перемены для российских школ, по всей видимости, только начинаются. В стадии принятия находится закон о госучреждениях, который предполагает, что учреждения образования и здравоохранения могут сами на себя  зарабатывать.
Данная инициатива сразу же вызвала массу дискуссий в обществе, не приведет все это  к платному среднему образованию. Как сказал сам президент Дмитрий Медведев, в последнее время ему лично и в правительственные структуры поступали разные обращения с просьбой отказаться от принятия такого закона.

Он обратил внимание на один из вопросов, который задается общественностью. Речь идет о якобы переходе на платное среднее образование после принятия данного законопроекта. «Общий ответ – нет, никакого перехода к платному образованию не предполагается и из закона не вытекает, остаются прежние нормы предоставления образовательных услуг. И, во-вторых, что немаловажно, по сути, эти правила уже действуют в значительной части регионов, потому что они вводились там в экспериментальном порядке в период национального проекта, и они ни к чему негативному в этом плане не привели», – заявил президент.

Министр образования Андрей Фурсенко подтвердил, что этот закон только улучшит конституционную норму о том, что среднее образование является бесплатным. «Кроме того, на конкурсной основе можно будет получить бесплатно среднее специальное и высшее образование», – добавил министр.

Как бы то ни было, убедиться в пользе или, наоборот, негативном влиянии закона можно будет только после его введения. И здесь задача экспертов и законодателей предусмотреть все последствия и убрать лазейки для злоупотреблений.

Заметим также, что тема образования звучала сегодня и на Всемирном русском народном соборе, который открылся в храме Христа Спасителя. «Каждый из учителей должен давать обет хранить высокую нравственную чистоту жизни, святость брака, быть примером для подрастающего поколения», - сказал патриарх Кирилл на Соборе.  По его словам, «это должна быть своего рода клятва Гиппократа». Патриарх призвал каждого педагога, выбирающего эту профессию, помнить о том, что педагогика – «это область аскетики». Эта работа, по словам патриарха, «связана с подвигом самоистощения, когда люди отдают себя, свою энергию, свои силы, а если надо, то и жизнь».

Говоря о коммерциализации образования,  Патриарх Кирилл назвал эту практику опасной. «Попытки превратить образование в сферу коммерческих услуг чужды национальной традиции, народному менталитету и просто опасны», - заявил глава РПЦ. Патриарх призвал помнить, что образование «не сводится к просто накачке ребенка житейски полезной информацией". По его словам, "миссия образования, в первую очередь, заключается в передаче не только знаний, но и моральных норм».

Предстоятель Русской церкви напомнил также, что в этом году в 19 регионах России введен экспериментальный курс «Основы религиозных культур и светской этики». Патриарх выразил мнение, что успешное преподавание этого предмета «поможет снижению конфликтности в обществе и созиданию мира между людьми». Он признал, что введение этого предмета не обходится без трудностей, однако подчеркнул, что его «общее впечатление положительное».  «Верю, что последствия внедрения этого предмета мы скоро почувствуем и увидим», - добавил патриарх Кирилл.
 

Комментарии экспертов

Закон о госучреждениях, который касается, в частности, школ, является достаточно инновационным для Российской Федерации и заключается он в том, чтобы вводить два типа учреждений – казенные, которые находятся полностью на государственном финансировании, и автономные. Они имеют право предоставлять платные услуги – в принципе в мире практика распространена в некоторых странах, суть заключается в том, чтобы повысить эффективность услуг. Пока что эффективность в госсекторе поддержать крайне сложно, сектор расширяется, его необходимо финансировать, поскольку идет реконструкция, и бюджет с этим не справится.

Плюс ко всему падает эффективность самих частных учреждений – здравоохранения, образования и иже с ними, это приводит к тому, что растет коррупция. Чтобы нивелировать этот эффект, необходимо создать стимул для самостоятельного развития организаций и учреждений, создания конкурентной среды, потому что пока у всех все одинаково  – нет смысла увеличивать эффективность образования и здравоохранения.

Это первый шаг, второй шаг в некоторых отраслях и направлениях – как, например, ранее в образование было введено подушевое финансирование – тоже не очень ординарная мера, но в общем контексте реформы проходит.

В отношении данного закона можно сказать, что он подразумевает базовый набор  компонентов обеспечить за счет государства, и далее вводить дополнительные курсы, которые существенно улучшают шансы по подготовке к тем или иным предметам и экзаменам.

Здесь нужно эффективно сработать Рособрнадзору и Росздравнадзору, потому что во многом от них будет зависеть эффективность реформы.

Как правило, при наличии закона очень важную роль имеет практика его применения. Закон о госучреждениях фактически расширяет возможности для образовательных учреждений в части той или иной организационно-правовой формы существования, что влечёт различные формы взаимоотношения с государством с точки зрения финансирования и различные формы взаимоотношения с родителями. Поэтому закон сегодня расширил возможности.

Сейчас очень важно, как будет реально осуществляться его реализация в субъектах, потому что ответственность за ситуацию в детских садах и школах лежит на субъекте – впрочем, так же как и полномочия. Федерация определяет только государственную политику в этом направлении. А для образовательных учреждений очень важно, каким они способом будут переходить, какие документы им нужно готовить, какие последствия наступают в том или ином случае. Конечно, некоторое волнение присутствует, но оно связано с отсутствием знаний по конкретным ситуациям.

Стандарты по количеству о объему дисциплин однозначно будут, и это есть ответственность государства. Именно на реализацию этого стандарта и выделяется государственное финансирование, которое в подавляющем большинстве регионов выделяется в форме подушевого финансирования. Расчёт денег на конкретного ребёнка строится, исходя из задач обеспечения государственного стандарта в полном объёме.

Что касается призывной компании, под которую попадают выпускники школ, то это всегда сложно, когда правила игры меняются часто. Это сложно всегда и в любой сфере, будь то налоги, будь то экономическое состояние предприятие, будь то образование, культура. Поэтому люди и дети тоже сейчас вынуждены подстраиваться под быстро меняющуюся ситуацию. Мы живём в быстро меняющемся мире. И поэтому важно, чтобы у людей выработалась привычка следить за этими вопросами ежедневно, чтобы они обнаруживали новые правила не тогда, когда они уже наступят не на ту дорожку. Они должны знать о них сразу и иметь возможность скорректировать свою линию поведения с точки зрения выстраивания личностной трассы, личностного роста, личной карьеры.

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".