Комментарий
1156 30 октября 2009 0:00

Потеря Пятого

Виктор Топоров литературный критикВиктор Топоров

Виктор Топоров
литературный критикВиктор Топоров
Десятилетие, празднуемое 1 ноября телеканалом «Культура», совпало по времени с масштабной перестройкой отечественного телевидения, затеянной Национальной Медиа Группой и подхваченной руководством телеканала «Россия», в структуры которого как раз и входит нынешний юбиляр. 
 
Однако фактически всё переплетено в еще более тугой узел. 
 
В результате перестановок в НМГ два ранее независимые друг от друга канала – Пятый и РЕН ТВ – превратятся в сиамских близнецов, связанных единым новостным вещанием, забота о котором будет возложена (пока не понятно, в каком объеме) на нынешний канал иноязычного вещания «Раша Тудэй». Сиамские близнецы станут разнополыми: РЕН ТВ будет сориентировано на мальчиков, а Пятый канал – на девочек. При этом Пятый канал полностью переберется в Москву, оставив питерских телевизионщиков с улицы Чапыгина, 6, без работы (против чего они уже протестуют, сочиняя коллективные письма президенту и грозя еще более активными общественными выступлениями с привлечением телезрителей), а весь город на Неве – без федеральной «кнопки» как таковой. Правда, идейному и творческому руководству Пятого работа вроде бы уже нашлась: им предложено трудоустройство на вновь учреждаемом развлекательном телеканале «Россия-2», который, как задумано, оттянет значительную часть молодежной (и среднего возраста) аудитории как от профильных НТВ, СТС и ТНТ, так и от «гендерных» РЕН ТВ и Пятого. Пострадает спорт («Россия-2» возникнет на месте упраздняемого одноименного канала), зато в двойном, если не в тройном выигрыше должна оказаться культура – ведь ведущие сотрудники Пятого, которых переманивают на «Россию-2», никакие не развлекатели, а прежде всего культуртрегеры. Что произойдет с общественно-политическим вещанием (в первую очередь, демонстративно независимого РЕН ТВ), не понятно вообще никому. 
 
Во всех этих перестановках, частичных взаимопоглощениях и как бы дружеских слияниях разобраться до поры до времени невозможно. Прежде всего, потому, что суха теория, мой друг, а древо жизни вечно зеленеет. Или, переводя «Фауста» на черномырдинский, хотят как лучше, а получиться может (и, скорее всего, получится) как всегда. Уместно вспомнить и шутку о пылесосе, в разобранном виде украденном с родного завода, – как его в домашних условиях ни собирай, всё равно выйдет автомат Калашникова. В сухом остатке – юбилей канала «Культура» и потеря Петербургом федеральной «кнопки», - а о том, как эти два события связаны между собой исторически, я сейчас и напомню. 
 
Ближе к концу 1990-х Петербург окончательно утвердился в облыжном, как считали в городе, статусе криминальной столицы России. Став жертвой черного пиара (то есть бесчисленных милицейских сериалов, снимаемых в одних и тех же проходных дворах Петроградской стороны по соседству с «Ленфильмом»), город решил прибегнуть к пиару безукоризненно белому, для чего в бой были брошены лучшие силы во главе с ныне покойным академиком Лихачевым. Да, Петербург и впрямь столица России, - таков был лозунг этой рекламной кампании, - только не криминальная, а культурная! 
 
Близился пушкинский юбилей, в обозримой перспективе маячило трехсотлетие города, Пятый канал, растеряв героическое перестроечное прошлое, тем не менее, по-прежнему вещал на всю страну… Дело оставалось за малым: заманить в Петербург отличавшегося вошедшей в легенды непредсказуемостью первого президента России и вложить ему в уста (или, по тогдашнему, заставить его озвучить) заветный слоган о культурной столице. 
 
Как задумано, так и сделано. Ельцин приехал в Питер, встретился с Лихачевым, Пиотровским, Гергиевым и всеми прочими, кому такое положено по рангу, и громогласно провозгласил Петербург культурной столицей России. Культурной, понимаешь, а не криминальной!.. После чего, вернувшись в Москву, незамедлительно распорядился учредить канал «Культура» и передать ему федеральную частоту, на которой до тех пор вещал из культурной столицы Пятый… 
 
Так Петербург потерял федеральную кнопку в первый раз. И шел к ее возвращению – уже в нулевые годы – долго и мучительно. Отвоевывая у конкурентов одну региональную частоту за другой. Разработав и даже внедрив концепцию регионального телевидения как такового, регионального – но на всю страну сразу (правда, эта доктрина оказалась несостоятельной: местные новости из одних регионов не вызвали ни малейшего интереса у жителей других). Одновременно и параллельно с борьбой за возвращение федерального статуса Пятого канала, – а борьбу эту возглавила госпожа губернатор, – парадоксальным образом шло постепенное высвобождение канала из-под власти Смольного. Федеральное независимое телевидение, ориентированное прежде всего на вопросы культуры, –- таким виделся возрожденный Пятый канал своему руководству буквально накануне только что затеянной реорганизации. Несколько подпортил дело всемирный финансовый кризис, но… Кто честной бедности своей стыдится, и всё прочее! На Пятом последний год работали уже на медные деньги – и в основном в полубесплатном жанре «говорящих голов», - но все равно работали. 
 
Передачи Пятого в Москву с практической ликвидацией и вещания, и производства на улице Чапыгина, 6, не ожидал, разумеется, никто. 
 

Но ведь и десять лет назад никто не ожидал от августейшего визита непредсказуемого президента в культурную столицу аналогичного подвоха! 

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".