Статья
1124 6 февраля 2011 22:55

Практика и теория индиви- дуальной психологии

Первая переведенная на русский язык книга австрийского психолога, основоположника одного из наиболее известных направлений психоанализа.

Комментарии экспертов

Только после того, как прочитаешь эту книгу, начинаешь более-менее внятно осознавать, что значит быть немцем.

Оказывается все дело не в чистых рубашках, не в белобрысости с синеглазостью, и не в отсутствии азиатских кровей. Весь секрет таился в парадном прусском шаге. Это вывод следует слегка уточнить: в особенности муштры, при котором этот шаг вырабатывается. Спору нет, каждая армия стремится к тому, чтобы выправкой и статью ее солдаты не отличались от патронов в пулеметной ленте. Все как один стройные, подтянутые, все полны энергии, все заряжены на победу. Вот только достичь в этом деле тевтонских высот толком не получилось ни у кого.

Многие могли бы сказать про современный Новый Свет, мол, посмотрите, как точно они выдерживают свой образ. На это можно ответить просто: двенадцать разгневанных скотоводов никогда не смогут идти в парадном марше, культура не та. Им доступно только наивное крестьянское показывание себя перед девушками родного поселка и не больше. Что ни говори, но для всего хорошего нужна школа, история, инерция традиции и еще много чего. И если здесь и сейчас этого нет, то можно точно констатировать что и в ближайшем будущем его не появиться. Тогда вопрос: так что же есть такое у немцев, чего нет у других культурных и не очень народов?

Если довериться тексту Адлера, то ответ придет сам собой и без всяких усилий. В представлениях немцев о психологии нет, не было и никогда не будет места для такой медицинской категории как болезнь. Для Адлера душевнобольной немец — это оксюморон из разряда «молчаливый итальянец» или «жизнерадостный финн». Если вы спросите, какой же тогда с точки зрения профессора немец бывает, то он вам прямо ответит: немец бывает честный или симулянт. В тексте вы последнего термина не встретите, так как автор старательно маскирует его словом «невротик», что сути дела никак не меняет. Определение ему дается апофатически, то есть через отрицание тех славных качеств, которыми обладает честный немец.

Этот последний называется честным из-за того, что всю свою жизнь тратит на решение трех главных задач. Он должен найти себе рабочее место, должен найти себе женщину и обязан выбрать для себя пивную. Решение первой задачи даст ему деньги на жизнь и шанс реализовать свою волю к власти (без этого у них никуда). После этого немец переходит к поискам женщины, способной по состоянию здоровья родить ему достаточное количество Зигфридов и Вильгельмов. Надо особо отметить, что Адлер крайне негативно относится к частой смене партнеров. Здесь его любимый лозунг: одна девушка всегда больше чем две. На третьем этапе немец находит себе приличную пивную, где он сможет позволить себе отдохнуть душой от трудов по решению первых двух задач. Отдых должен быть самый традиционный и состоять из пива, клецек и открытой лекции какого-нибудь оратора. А теперь самое главное: все, что хоть на йоту выходит за рамки этого жизненного плана, является верным признаком симулянтства. Если у вас есть работа, но нет женщины и пивной — вы симулянт и просто уклоняетесь от исполнения ваших естественных обязанностей. Если все хорошо с пивной и женщиной, но нет работы — то же самое.

Эта универсальная шкала измерения пригодности для жизни позволяет в два счета определить того, кто стоит перед вами. Все просто, разумно и очень прозрачно. Сам Адлер видел суть работы психоаналитика в том, что бы убедительно сказать человеку кто он такой на самом деле есть «и после этого скрестить руки на животе». Если это честный немец, то он быстро поправит свои дела и сможет снова идти в ногу со своими товарищами. Если же это симулянт, то он начнет нести чушь про свое высшее призвание, глубинную одаренность и прочие тонкие сферы. У таких надо отбирать прусские документы, выдавать билет до Парижа и силком сажать на поезд.

В Германии нет места для бездельников и лоботрясов! Основной посыл здесь в том, что если ты жив, то ты сможешь справиться с Планом Альфреда Адлера. У тебя нет, и не может быть никаких оправданий, потому что в человеке, по сути, нет ничего кроме этого плана. Поэтому когда марширует честный немец, у него в голове есть только четкость его шага. Все, что отвлекает, грозит высылкой в Париж, где до конца дней придется носить шарф и кушать черт знает что. Во всем этом, как говорил господин Мюллер из известного кино, лежит знание сути, простой человеческой сути без всяких выкрутасов незрелых голов.

Альфред Адлер, «Практика и теория индивидуальной психологии», М.: Академический проект, — 240 с.

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".