Статья
1646 9 октября 2013 14:09

Правительственный час для Ливанова

Приоритетом нового учебного года станет переформатирование ЕГЭ, заявил министр образования и науки Дмитрий Ливанов в ходе «правительственного часа» в Государственной думе. Министр также подчеркнул, что «приоритетом нового учебного года станет такое переформатирование ЕГЭ, которое обеспечит его большую честность и справедливость». В этом усилий только одного федерального центра недостаточно, считает министр, «нетерпимость к жульничеству на экзаменах должна стать ключевой характеристикой каждой школы, каждого пункта проведения экзамена».

«Честность ЕГЭ станет важнейшим критерием оценки руководителей образования на всех уровнях», - отметил Ливанов, уточнив при этом, что речь идет не столько о практике контроля, сколько о культуре понимания экзамена.

«В целях совершенствования системы ЕГЭ мы обеспечим повышение информационной безопасности как на федеральном, так и на региональном уровне, модернизируем технологию проведения ЕГЭ, доставки экзаменационных материалов», - сказал министр. «Будет открыт банк заданий и для экзамена после 9 класса, и для ЕГЭ», - подтвердил он.

Напомним, кампания ЕГЭ в 2013 году прошла на фоне многочисленных сообщений о нарушениях: публикации в сети до начала экзаменов заданий и ответов на них, развитии ЕГЭ-туризма, использовании мобильных телефонов, нарушениях правил приема экзаменов самими организаторами. Ливанов в июле заявлял, что банк заданий ЕГЭ должен быть максимально открытым, отмечая, что необходимо усилить работу над дополнительными вариантами экзамена, чтобы иметь возможность их заменить при форс-мажорных обстоятельствах.

Дмитрий Ливанов считает политическим популизмом и демагогией обсуждение темы своей отставки.

Ранее сообщалось, что КПРФ намерена потребовать отставки Ливанова в среду на «правительственном часе» с его участием. 

«Поскольку я не самонанятый работник, то я работаю до тех пор, пока есть доверие со стороны моего работодателя… Я рассматриваю это как политический популизм, как демагогию, нежелание и неспособность к конкретной работе», - сказал Ливанов, передает РИА Новости.

 Министр пригласил депутатов Госдумы к конструктивной работе по проблемным направлениям.

«Мы всех приглашаем к конструктивной работе по решению тех проблем, которые у нас есть», - сказал Ливанов.

 Ранее депутаты пообещали задать министру образования ряд острых вопросов. 

Так, первый вице-спикер нижней палаты Александр Жуков после Совета Думы в понедельник, 7 октября, заявил журналистам, что, «судя по вопросам, которые представили фракции, больше всего будет интересовать порядок аттестации вузов, совершенствование Единого госэкзамена и еще ряд тем», сообщает сайт «Единой России».

В свою очередь, член комитета Госдумы по образованию Григорий Балыхин отметил, что «вопросов к министру накопилось достаточно», и один из главных - о снижении расходов федерального бюджета на 2014-2016 годы В этой связи парламентария беспокоит, какие меры предпринимаются министерством и каких направлений в сфере образования и науки это может коснуться.

Еще один вопрос касается мониторинга эффективности вузов. «Интересно знать, как проводимый министерством мониторинг вузов учитывает специфику регионов - социально-экономическую, этнокультурную? Считает ли министерство возможным проводить мониторинг региональных образовательных учреждений высшего образования по отдельным направлениям, соответствующим потребностям региона с учетом их программ развития?", - перечислил Балыхин, слова которого приводит ИТАР-ТАСС.

Депутат также предположил, что Ливанов в своем выступлении затронет тему ставки на лидеров в образовании. «Мы знаем, что экономика субъектов РФ держится на кадрах, которые готовятся преимущественно региональными учебными заведениями, - сказал Балыхин. - При ликвидации региональных вузов субъекты лишаются такой возможности». В связи с этим ему хотелось бы узнать, каким образом предполагается решить проблему кадрового дефицита и регионов, и муниципалитетов.

«Также, мне видится, стоит обратить внимание на то, что в общеобразовательной школе, особенно сельской, наблюдается существенный разрыв между молодым и старшим поколениями учителей», - продолжил член профильного комитета. «Готов ли Ливанов поставить в правительстве вопрос о финансовой целевой поддержке из федерального бюджета молодых учительских кадров, как это уже сделано для молодых врачей?", - сформулировал он вопрос.

Балыхин уверен, что министр не обойдет своим вниманием и тему ЕГЭ, а также вопрос о защите от интернет-утечек вариантов ответов на экзаменационные задания.

Со своей стороны депутат Госдумы Владимир Бурматов сообщил, что его «больше всего интересует коррупция в министерстве образования - при проведении реорганизации вузов, распоряжении финансами и имуществом».

Комментарии экспертов

Если говорить конкретно о едином государственном экзамене, на самом-то деле истина где-то посередине между автоматизированным, холодным, условно говоря двоичным кодом «да» и «нет», в виде теста, и живым собеседованием. Другой вопрос, что если такой двоичный код можно обеспечить по всей России, то собеседование достаточно сложно обеспечить, чтобы были абсолютно одинаковые интервьюеры. Да, безусловно, при развитии коммуникационных технологий можно все это проводить через интернет, сформировав некую группу беседующих, и её «натянуть» на всю страну, но в таком случае возникает вопрос, сколько должно быть специалистов в этой группе, чтобы единый госэкзамен не растягивался на месяц, а то и на два. 

Поэтому вот эту часть живого общения и неформальное проявление учащимимся своих способностей (кто-то хорошо в тестовой форме отвечает на вопросы, а кто-то в живом общении готов проявлять себя) берут на себя творческие группы профильных вузов, и те баллы, которые учащиеся могут набирать еще в школе, чтобы они были засчитаны в том числе и для поступления в вузы, - всевозможные олимпиады и так далее, эта система работает. 

Другой вопрос в том, что если депутатов сильно не устраивает то, как проводится единый государственный экзамен, что им мешало за последние лет десять, в течение которых он проводится, принять закон о ЕГЭ, а не лаять на министра либо со своих мест, когда он выступает в аудитории, либо с телеэкрана, когда им предоставляют доступ? Это всё не реальная какая-то активность, а традиционное разыгрывание политических ролей: либо отвлечь внимание, либо выпустить пар. 

У нас одни и те же темы: тема ЭГЕ и соответственно, министр образования, Фурсенко, Ливанов, кто-угодно; тема пенсий и социальной защиты, соответственно обсуждали Зурабова, а теперь Голодец; и тема ювенальной юстиции. Учитывая, что всё это только пар, а никакого движения нет, следовательно, я делаю такой вывод: что-то опять не в порядке с политической повесткой. 

Если депутаты обвиняют министра образования в том, что что-то не в порядке с экзаменами или что министерство погрязло во взятках, а сам министр не толерантный, то я хотел бы уточнить, что во взяточничестве обвиняют те люди, которые получают откаты за любое действие, а в проблемах с ЕГЭ обвиняют те, у которых есть куча выявленных косяков в кандидатских и докторских диссертациях. Вопрос простой: а судьи кто?

Относительно отставки Ливанова, Владимир Владимирович Путин тем и отличается и потому обоснованно и является реальным политиком, что его действия невозможно просчитать. Он принимает решения, но это его решения, а не решения экспертного сообщества или решения общества, навязанные ему. Тот, кого невозможно просчитать, невозможно обыграть. И, собственно говоря, политика - это прямое действие. До тех пор, пока тебя не просчитали, ты всегда в выигрыше. Как только тебя опережают на шаг, ты уже не активный игрок, а просто следуешь какому-то курсу. Теперь, что касается отставки: она не произойдет до тех пор, пока не будет для этого наиболее подходящий момент. У нас политика, к сожалению, не реальная, а политика симуляторов. Отставка правительства - в развитых странах это еще и некое переформатирование элит. С учётом того, что у нас не меняются элитные группы, единственное, что отставка может решить - это снижение градуса социальной напряженности. На наиболее значимые посты назначают людей, которые вызывают наибольшее раздражение. Они всё время вызывают огонь на себя. То, что депутаты нагавкали на министра, это автоматом отвело общественное внимание на вопросы образования и  ЕГЭ. Хотя в общем, если не устраивает не ЕГЭ, было достаточно времени для того, чтобы ввести проект соответствующего закона и внести в него необходимые изменения.  

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".