Статья
480 7 Июля 2010 0:01

Правительство отчиталось в Думе

Госдума на пленарном заседании рассмотрела антикризисный отчет правительства и информацию Банка России за первый квартал 2010 года, сообщает Интерфакс.

Отчет правительства представил министр финансов РФ Алексей Кудрин, информацию Центробанка - глава Банка России Сергей Игнатьев.

В сводном заключении профильного комитета по бюджету и налогам говорится, что антикризисные действия правительства РФ и Банка России в 2010 году направлены на поддержку социальной стабильности и обеспечение социальной защиты населения, снижение напряженности на рынке труда, расширение кредитования предприятий, поддержку внутреннего спроса, развитие малого и среднего бизнеса, реструктуризацию экономики моногородов. В целом представленные отчеты соответствуют законодательству, отмечают депутаты.

По итогам первого квартала 2010 года рост ВВП составил 0,6%. По сравнению с предыдущими кварталами темпы восстановления постепенно замедляются (в третьем квартале прошлого года рост ВВП составил 2%, а в четвертом квартале - 1,7%). Вместе с тем по отношению к марту 2009 года ВВП вырос на 4,9%.

По-прежнему сохраняется спад в строительстве. По итогам первого квартала 2010 года по отношению к соответствующему периоду 2009 года снижение составило 8,1%. В первом квартале 2010 года потребительская инфляция была весьма умеренной и составила 3,2% против 5,4% годом ранее, говорится в заключении комитета.

Однако положительные тенденции пока носят неустойчивый характер, считают парламентарии. Экономический рост и увеличение объема промышленного производства в одних секторах сочетается с падением в других. Российская экономика продолжает зависеть от конъюнктуры мировых цен на товары сырьевого экспорта. Сохраняется низкий внутренний спрос и неспособность российской промышленности его обеспечить, а также отсутствие в экономике "длинных" денег.

В федеральном бюджете на 2010 год предусмотрено 195 млрд рублей на реализацию дополнительных мер по поддержке отраслей экономики РФ, рынка труда и отраслей социальной сферы. С 1 января 2010 года были проиндексированы ежемесячные денежные выплаты отдельным категориям граждан, а также государственные пособия и социальные выплаты семьям, имеющим детей, на 10%, что выше прогнозируемого уровня инфляции 2010 года, говорится в заключении.

Депутаты отмечают, что в представленном отчете правительства отсутствует информация о финансировании отдельных мероприятий. Так, не указаны данные о субвенциях регионам на реализацию полномочий РФ в области содействия занятости населения в сумме 88,4 млрд рублей, о направлении средств на увеличение уставного капитала ОАО "Объединенная судостроительная корпорация" в сумме 2,5 млрд рублей, о субсидиях стратегическим организациям для предупреждения банкротства в сумме 4,5 млрд рублей, средствах на господдержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские хозяйства, в сумме 9,97 млрд рублей.

Кассовое исполнение расходов на реализацию антикризисных мер по состоянию на 1 апреля 2010 года составило 16,5 млрд рублей, или 14,3% от утвержденных бюджетных ассигнований. Комитет отмечает, что по отдельным мероприятиям кассовые расходы вообще не осуществлялись.

По итогам I квартала не выделялись субсидии организациям автомобилестроения и транспортного машиностроения на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам на технологическое перевооружение в сумме 2,5 млрд рублей. Это связано с тем, что правила предоставления этих субсидий, по данным отчета, еще не разработаны.

Депутаты указывают и на то, что до настоящего времени не разработан ряд антикризисных нормативных правовых актов в сфере налогового регулирования. Так, отсутствует законопроект, позволяющий субъектам малого предпринимательства применять упрощенную систему налогообложения вне зависимости от полученных доходов.

Депутаты рекомендуют правительству в дальнейшем представлять в отчете информацию о реализации ряда антикризисных мер в разрезе субъектов РФ.

Члены комитета также рекомендуют по итогам исполнения региональных бюджетов за первое полугодие 2010 года представить информацию о доходах консолидированных бюджетов субъектов - запланированных и фактически поступивших.
Кроме того, депутаты считают целесообразным особое внимание уделять в отчете правительства и информации ЦБ показателям, характеризующим социально-экономический эффект от реализации принимаемых мер.

В первом квартале 2010 года правительство совместно с Банком России также продолжали осуществлять комплекс антикризисных мер по поддержке финансового рынка и банковской системы страны. В этот период были скорректированы подходы к основным направлениям реализации антикризисной политики от расширения объема ликвидности в финансовой сфере и масштабного бюджетного стимулирования экономики к политике формирования стабильных макроэкономических условий для долгосрочного развития, говорится в заключении.

В отчетном периоде благодаря замедлению темпов инфляции и стабилизации ситуации на внутреннем валютном рынке ЦБ продолжал снижение ставок по денежно-кредитным операциям. В условиях относительной привлекательности вложений в рублевые финансовые активы в первом квартале наблюдалась тенденция к укреплению рубля.

В первом квартале 2010 года Банк России продолжил совершенствовать инструменты рефинансирования кредитных организаций, а также механизмы предоставления средств для целей регулирования ликвидности. В арсенале Банка России сохранились все дополнительные механизмы предоставления ликвидности, введенные в период кризиса, в том числе на длительные сроки, отмечают депутаты.

Валовой кредит Банка России кредитным организациям за первый квартал снизился почти в 2 раза - с 1,6 трлн рублей по состоянию на 1 января 2010 года до 0,9 трлн рублей по состоянию на 1 апреля 2010 года.

В отчетном периоде Агентство по страхованию вкладов (АСВ) совместно с Банком России продолжало осуществлять меры по предупреждению банкротства банков. Всего на финансирование процедур реструктуризации фактически использовано 328 млрд рублей, в том числе полученных в Банке России заемных средств - 190 млрд рублей и за счет имущественного взноса РФ в АСВ - 137,4 млрд рублей.

В первом квартале 2010 года большое внимание со стороны правительства было уделено развитию института ипотечных ценных бумаг как важного элемента финансовой системы страны.

В начале февраля наблюдательный совет Внешэкономбанка (ВЭБ) одобрил механизм рефинансирования ипотечных кредитов путем инвестирования средств накопительной части трудовой пенсии и собственных средств ВЭБа в облигации с ипотечным покрытием с целью стимулирования ипотечного кредитования и повышения его доступности для широких слоев населения.
В рамках одобренного механизма принято решение инвестировать средства общим объемом 250 млрд рублей. Учитывая, что спад в строительной отрасли в первом квартале 2010 года составил 8,1% по сравнению с первым кварталом 2009 года, развитие рынка ипотечных ценных бумаг, безусловно, будет способствовать повышению спроса и восстановлению объемов производства, считают депутаты.

По мнению члена комитета Госдумы по финансовому рынку Юрия Исаева, результатом мероприятий по финансовому оздоровлению является возврат доверия к банковской системе со стороны физических лиц и прекращение оттоков вкладов населения. «Согласно информации АСВ, в результате предпринимаемых мер по финансовому оздоровлению восстановлена ликвидность банков, в которых проводятся мероприятия по санации», - прокомментировал журналистам информацию ЦБ РФ депутат.

Госдума приняла сегодня поправки в федеральный бюджет на 2010 год и плановый период до 2012 года. Они предусматривают увеличение объёма расходов бюджета на текущий год более чем на 301 млрд рублей за счёт дополнительных доходов бюджета в сумме 833 млрд рублей. Оставшуюся часть доходов будет направлена на снижение бюджетного дефицита. 

Что касается выступления Алексея Кудрина, то главе Минфина задавались вопросы о возможности повышения пенсионного возраста, в ответ  Алексей Кудрин предложил созвать по этой теме научную конференцию. Дискуссия о возможности повышения пенсионного возраста активизировалась после выступления вице-премьера на Петербургском экономическом форуме.

«Я данное мнение высказал на Петербургском форуме в ответ на вопрос из зала, от кого-то из депутатов, и я как специалист по бюджетной устойчивости считаю, что этот вопрос неизбежен в перспективе», - заявил Алексей Кудрин в Госдуме.

«Считаю, что нельзя замалчивать этот вопрос, а нужно прямо и открыто его обсуждать. Требуется провести глубокие расчеты, обоснования, взвесить все внимательно, провести обсуждение между экспертами», - добавил он.

«Если это когда-то не сделать, мы не сможем поддерживать пенсию на том уровне, на который мы ее вывели. В этом году примерно на 200 тыс. сократится число активно занятого населения, в следующем году - еще на 300 тыс. Количество пенсионеров при этом, наоборот, растет, и эти «ножницы» будут увеличиваться. Нам нужно искать источники погашения этого разрыва и дефицита», - пояснил свою позицию вице-премьер.

Комментарии экспертов

Глава Минфина  в очередной раз представит отчет правительства. В период экономического кризиса роль министра финансов традиционно очень серьёзно возрастает во всех странах. Он становится объектом критики во всех странах без исключений – просто потому, что ему приходится принимать очень серьёзные финансовые решения, особенно в контексте сокращения объёма этих средств.

У Кудрина действительно были сложности в связи с его предложениями по увеличению пенсионного возраста, хотя в целом это общемировой тренд, и все, по крайней мере, европейские страны в той или иной степени увеличивают пенсионный возраст. Поэтому это может стать объектом критики. Но в целом выбор министра финансов неудивителен.

Сейчас готовится бюджет, идёт бюджетный процесс. Министр финансов традиционно удерживает все макроэкономические показатели, начиная от безработицы и заканчивая промпроизводством. Учитывая, что Минфин уже подготовил свой предварительный вариант и сейчас он обсуждается в правительстве, то он отлично ориентируется именно в прогнозной части и в итоговых частях экономики, то есть удерживает ситуацию в отраслях, в ключевых секторах, в том числе в топливно-энергетическом. Поэтому в этом отношении он будет достаточно компетентным докладчиком.

Традиционно с очень сложным отношением к Кудрину выступает парламентская оппозиция – просто потому, что Кудрин выступает в роли консерватора, то есть человека, который отслеживает более рациональное расходование ресурсов, поэтому часть является объектом критики. Традиционно на этом специализируется КПРФ, ЛДПР и «Справедливая Россия» - в меньшей степени. Судя по всему, такой расклад примерно и будет по отчёту правительства.

Скорее всего, отчёт будет относительно положительным. Ситуация за последние полгода на рынке труда изменилась в положительную сторону. Частично это произошло за счёт сезонных работ, частично за счёт программ правительства, в том числе программы утилизации автотранспорта, но определённые положительные решения здесь есть. А учитывая, что реальные доходы населения даже выросли по сравнению с 2008 годов и кредитные портфели также стали расти, это положительная позиция.

Негативная заключается в том, что экономика не совсем поспевает за рынком труда.  То же самое – с металлургией и с сырьевыми ценами. Нефтегазовый сектор также очень серьёзно зависит от внешней конъюнктуры. Скорее всего, основные вопросы будут связаны с экономической и социальной частями доклада. Здесь партии будут активно проявлять собственные инициативы и критиковать вице-премьера.

Поднятый министром финансов Алексеем Кудриным вопрос о повышении пенсионного общества сегодня жарко обсуждается. На прошлой неделе Бюро Высшего совета «Единой России» жестко и однозначно на этот вопрос ответило. Мы категорически против предложений Кудрина. Фракция «Единая Россия» в Госдуме никогда не поддержит это предложение.

Оппозиция же дружно поддержала эту инициативу, которая фактически означает отказ от социальной поддержки граждан, в первую очередь граждан пожилого возраста.

У нас сегодня низкая продолжительность жизни. И пока еще плохие условия труда. Мы считаем предложения экономически необоснованными. Маленькая и краткосрочная экономия в бюджете до 1,5% не учитывает новые расходы, которые понесет бюджет в случае принятия такого решения. Расходы на неизбежный и качественный скачок зарплаты бюджетникам на технических должностях. Сегодня их совокупный доход как правило состоит из маленькой зарплаты и пенсии.

Если пенсию отнимут, то они либо откажутся от этой работы и начнется кадровый голод, либо нужно будет резко повысить их зарплату, что вроде бы не планирует министр финансов. Он также не планирует и не учитывает дополнительные расходы на занятость населения. Он не учитывает экономического урона идее модернизации – задерживаясь на ответственных должностях люди пенсионного возраста, которые может и сами бы хотели уйти, будут лишать приходу на эти должности молодых специалистов.

Мы считаем, что у нас есть программа, которая позволяет решать проблему дефицита Пенсионного фонда и роста пенсий. Мы ее излагаем. Это сокращение вредных производств, которые приводят к тому, что 31% граждан уходят на пенсию досрочно. Это создание профессиональных пенсионных систем с дополнительным взносом работодателей там, где невозможно отказаться от опасных производств. Это повышение безопасности труда. Это более эффективная работа с накопительной частью пенсии, которая обеспечила бы ее рост выше уровня инфляции.

Мы не поддержим звучащие в этом зале призывы раскулачить накопительную часть пенсии и обложить дополнительным налогом тех работников, которые получают высокую зарплату. Мы понимаем, что эти меры краткосрочные и за них впоследствии придется расплачиваться бюджету Пенсионного фонда.

Безусловно, на вопрос о повышении пенсионного возраста в России есть различные точки зрения. Мне кажется обоснованной позиция Алексея Кудрина, поскольку за ней стоит экономическая логика. Кудрин выступает в данном случае как реальный политик, а не как популист.

В нашей стране это очень высоко ценится. Легко быть популистом, легко говорить то, что всем нравится, но трудно делать те вещи, которые имеют экономический смысл. У России нет другого пути – у нас самый низкий в мире пенсионный возраст, и при нашем состоянии экономики дальше сохранять такой уровень  просто невозможно.

Продолжительность жизни в стране растет, условия жизни меняются к лучшему, так что это просто неизбежно. Кудрин правильно делает, что поднимает этот вопрос.

17 Апреля 2019 Новости
Без сенсаций: эксперты об отчете Медведева перед Госдумой
 Без сенсаций: эксперты об отчете Медведева перед Госдумой Премьер-министр Дмитрий Медведев выступил с отчетом о работе правительства за 2018 год. Для Медведева это выступление в Госдуме в качестве председателя правительства стало седьмым.
13 Апреля 2019 Новости
Грубое нарушение: эксперты о голосовании Володина вне Госдумы
 Грубое нарушение: эксперты о голосовании Володина вне Госдумы Председатель Госдумы Вячеслав Володин проголосовал за законопроект об изоляции Рунета во втором чтении, находясь в 800 километрах от Госдумы. На этот инцидент обратили внимание журналисты «Медузы», которые затем выяснили, что спикер грубо нарушил регламент.
17 Апреля 2019 Анонс
Отчет Медведева перед Госдумой
 Отчет Медведева перед Госдумой 17 апреля в Москве премьер-министр Дмитрий Медведев выступит перед депутатами Госдумы с отчетом о работе правительства за 2018 год. Думские фракции уже направили вопросы в адрес правительства. Депутатов интересует, как кабинет министров намерен выполнять майский указ президента в экономической и социальной сферах.
© 2008-2018 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".