Статья
1559 7 июля 2010 0:01

Правительство отчиталось в Думе

Госдума на пленарном заседании рассмотрела антикризисный отчет правительства и информацию Банка России за первый квартал 2010 года, сообщает Интерфакс.

Отчет правительства представил министр финансов РФ Алексей Кудрин, информацию Центробанка - глава Банка России Сергей Игнатьев.

В сводном заключении профильного комитета по бюджету и налогам говорится, что антикризисные действия правительства РФ и Банка России в 2010 году направлены на поддержку социальной стабильности и обеспечение социальной защиты населения, снижение напряженности на рынке труда, расширение кредитования предприятий, поддержку внутреннего спроса, развитие малого и среднего бизнеса, реструктуризацию экономики моногородов. В целом представленные отчеты соответствуют законодательству, отмечают депутаты.

По итогам первого квартала 2010 года рост ВВП составил 0,6%. По сравнению с предыдущими кварталами темпы восстановления постепенно замедляются (в третьем квартале прошлого года рост ВВП составил 2%, а в четвертом квартале - 1,7%). Вместе с тем по отношению к марту 2009 года ВВП вырос на 4,9%.

По-прежнему сохраняется спад в строительстве. По итогам первого квартала 2010 года по отношению к соответствующему периоду 2009 года снижение составило 8,1%. В первом квартале 2010 года потребительская инфляция была весьма умеренной и составила 3,2% против 5,4% годом ранее, говорится в заключении комитета.

Однако положительные тенденции пока носят неустойчивый характер, считают парламентарии. Экономический рост и увеличение объема промышленного производства в одних секторах сочетается с падением в других. Российская экономика продолжает зависеть от конъюнктуры мировых цен на товары сырьевого экспорта. Сохраняется низкий внутренний спрос и неспособность российской промышленности его обеспечить, а также отсутствие в экономике "длинных" денег.

В федеральном бюджете на 2010 год предусмотрено 195 млрд рублей на реализацию дополнительных мер по поддержке отраслей экономики РФ, рынка труда и отраслей социальной сферы. С 1 января 2010 года были проиндексированы ежемесячные денежные выплаты отдельным категориям граждан, а также государственные пособия и социальные выплаты семьям, имеющим детей, на 10%, что выше прогнозируемого уровня инфляции 2010 года, говорится в заключении.

Депутаты отмечают, что в представленном отчете правительства отсутствует информация о финансировании отдельных мероприятий. Так, не указаны данные о субвенциях регионам на реализацию полномочий РФ в области содействия занятости населения в сумме 88,4 млрд рублей, о направлении средств на увеличение уставного капитала ОАО "Объединенная судостроительная корпорация" в сумме 2,5 млрд рублей, о субсидиях стратегическим организациям для предупреждения банкротства в сумме 4,5 млрд рублей, средствах на господдержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские хозяйства, в сумме 9,97 млрд рублей.

Кассовое исполнение расходов на реализацию антикризисных мер по состоянию на 1 апреля 2010 года составило 16,5 млрд рублей, или 14,3% от утвержденных бюджетных ассигнований. Комитет отмечает, что по отдельным мероприятиям кассовые расходы вообще не осуществлялись.

По итогам I квартала не выделялись субсидии организациям автомобилестроения и транспортного машиностроения на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам на технологическое перевооружение в сумме 2,5 млрд рублей. Это связано с тем, что правила предоставления этих субсидий, по данным отчета, еще не разработаны.

Депутаты указывают и на то, что до настоящего времени не разработан ряд антикризисных нормативных правовых актов в сфере налогового регулирования. Так, отсутствует законопроект, позволяющий субъектам малого предпринимательства применять упрощенную систему налогообложения вне зависимости от полученных доходов.

Депутаты рекомендуют правительству в дальнейшем представлять в отчете информацию о реализации ряда антикризисных мер в разрезе субъектов РФ.

Члены комитета также рекомендуют по итогам исполнения региональных бюджетов за первое полугодие 2010 года представить информацию о доходах консолидированных бюджетов субъектов - запланированных и фактически поступивших.
Кроме того, депутаты считают целесообразным особое внимание уделять в отчете правительства и информации ЦБ показателям, характеризующим социально-экономический эффект от реализации принимаемых мер.

В первом квартале 2010 года правительство совместно с Банком России также продолжали осуществлять комплекс антикризисных мер по поддержке финансового рынка и банковской системы страны. В этот период были скорректированы подходы к основным направлениям реализации антикризисной политики от расширения объема ликвидности в финансовой сфере и масштабного бюджетного стимулирования экономики к политике формирования стабильных макроэкономических условий для долгосрочного развития, говорится в заключении.

В отчетном периоде благодаря замедлению темпов инфляции и стабилизации ситуации на внутреннем валютном рынке ЦБ продолжал снижение ставок по денежно-кредитным операциям. В условиях относительной привлекательности вложений в рублевые финансовые активы в первом квартале наблюдалась тенденция к укреплению рубля.

В первом квартале 2010 года Банк России продолжил совершенствовать инструменты рефинансирования кредитных организаций, а также механизмы предоставления средств для целей регулирования ликвидности. В арсенале Банка России сохранились все дополнительные механизмы предоставления ликвидности, введенные в период кризиса, в том числе на длительные сроки, отмечают депутаты.

Валовой кредит Банка России кредитным организациям за первый квартал снизился почти в 2 раза - с 1,6 трлн рублей по состоянию на 1 января 2010 года до 0,9 трлн рублей по состоянию на 1 апреля 2010 года.

В отчетном периоде Агентство по страхованию вкладов (АСВ) совместно с Банком России продолжало осуществлять меры по предупреждению банкротства банков. Всего на финансирование процедур реструктуризации фактически использовано 328 млрд рублей, в том числе полученных в Банке России заемных средств - 190 млрд рублей и за счет имущественного взноса РФ в АСВ - 137,4 млрд рублей.

В первом квартале 2010 года большое внимание со стороны правительства было уделено развитию института ипотечных ценных бумаг как важного элемента финансовой системы страны.

В начале февраля наблюдательный совет Внешэкономбанка (ВЭБ) одобрил механизм рефинансирования ипотечных кредитов путем инвестирования средств накопительной части трудовой пенсии и собственных средств ВЭБа в облигации с ипотечным покрытием с целью стимулирования ипотечного кредитования и повышения его доступности для широких слоев населения.
В рамках одобренного механизма принято решение инвестировать средства общим объемом 250 млрд рублей. Учитывая, что спад в строительной отрасли в первом квартале 2010 года составил 8,1% по сравнению с первым кварталом 2009 года, развитие рынка ипотечных ценных бумаг, безусловно, будет способствовать повышению спроса и восстановлению объемов производства, считают депутаты.

По мнению члена комитета Госдумы по финансовому рынку Юрия Исаева, результатом мероприятий по финансовому оздоровлению является возврат доверия к банковской системе со стороны физических лиц и прекращение оттоков вкладов населения. «Согласно информации АСВ, в результате предпринимаемых мер по финансовому оздоровлению восстановлена ликвидность банков, в которых проводятся мероприятия по санации», - прокомментировал журналистам информацию ЦБ РФ депутат.

Госдума приняла сегодня поправки в федеральный бюджет на 2010 год и плановый период до 2012 года. Они предусматривают увеличение объёма расходов бюджета на текущий год более чем на 301 млрд рублей за счёт дополнительных доходов бюджета в сумме 833 млрд рублей. Оставшуюся часть доходов будет направлена на снижение бюджетного дефицита. 

Что касается выступления Алексея Кудрина, то главе Минфина задавались вопросы о возможности повышения пенсионного возраста, в ответ  Алексей Кудрин предложил созвать по этой теме научную конференцию. Дискуссия о возможности повышения пенсионного возраста активизировалась после выступления вице-премьера на Петербургском экономическом форуме.

«Я данное мнение высказал на Петербургском форуме в ответ на вопрос из зала, от кого-то из депутатов, и я как специалист по бюджетной устойчивости считаю, что этот вопрос неизбежен в перспективе», - заявил Алексей Кудрин в Госдуме.

«Считаю, что нельзя замалчивать этот вопрос, а нужно прямо и открыто его обсуждать. Требуется провести глубокие расчеты, обоснования, взвесить все внимательно, провести обсуждение между экспертами», - добавил он.

«Если это когда-то не сделать, мы не сможем поддерживать пенсию на том уровне, на который мы ее вывели. В этом году примерно на 200 тыс. сократится число активно занятого населения, в следующем году - еще на 300 тыс. Количество пенсионеров при этом, наоборот, растет, и эти «ножницы» будут увеличиваться. Нам нужно искать источники погашения этого разрыва и дефицита», - пояснил свою позицию вице-премьер.

Комментарии экспертов

Глава Минфина  в очередной раз представит отчет правительства. В период экономического кризиса роль министра финансов традиционно очень серьёзно возрастает во всех странах. Он становится объектом критики во всех странах без исключений – просто потому, что ему приходится принимать очень серьёзные финансовые решения, особенно в контексте сокращения объёма этих средств.

У Кудрина действительно были сложности в связи с его предложениями по увеличению пенсионного возраста, хотя в целом это общемировой тренд, и все, по крайней мере, европейские страны в той или иной степени увеличивают пенсионный возраст. Поэтому это может стать объектом критики. Но в целом выбор министра финансов неудивителен.

Сейчас готовится бюджет, идёт бюджетный процесс. Министр финансов традиционно удерживает все макроэкономические показатели, начиная от безработицы и заканчивая промпроизводством. Учитывая, что Минфин уже подготовил свой предварительный вариант и сейчас он обсуждается в правительстве, то он отлично ориентируется именно в прогнозной части и в итоговых частях экономики, то есть удерживает ситуацию в отраслях, в ключевых секторах, в том числе в топливно-энергетическом. Поэтому в этом отношении он будет достаточно компетентным докладчиком.

Традиционно с очень сложным отношением к Кудрину выступает парламентская оппозиция – просто потому, что Кудрин выступает в роли консерватора, то есть человека, который отслеживает более рациональное расходование ресурсов, поэтому часть является объектом критики. Традиционно на этом специализируется КПРФ, ЛДПР и «Справедливая Россия» - в меньшей степени. Судя по всему, такой расклад примерно и будет по отчёту правительства.

Скорее всего, отчёт будет относительно положительным. Ситуация за последние полгода на рынке труда изменилась в положительную сторону. Частично это произошло за счёт сезонных работ, частично за счёт программ правительства, в том числе программы утилизации автотранспорта, но определённые положительные решения здесь есть. А учитывая, что реальные доходы населения даже выросли по сравнению с 2008 годов и кредитные портфели также стали расти, это положительная позиция.

Негативная заключается в том, что экономика не совсем поспевает за рынком труда.  То же самое – с металлургией и с сырьевыми ценами. Нефтегазовый сектор также очень серьёзно зависит от внешней конъюнктуры. Скорее всего, основные вопросы будут связаны с экономической и социальной частями доклада. Здесь партии будут активно проявлять собственные инициативы и критиковать вице-премьера.

Поднятый министром финансов Алексеем Кудриным вопрос о повышении пенсионного общества сегодня жарко обсуждается. На прошлой неделе Бюро Высшего совета «Единой России» жестко и однозначно на этот вопрос ответило. Мы категорически против предложений Кудрина. Фракция «Единая Россия» в Госдуме никогда не поддержит это предложение.

Оппозиция же дружно поддержала эту инициативу, которая фактически означает отказ от социальной поддержки граждан, в первую очередь граждан пожилого возраста.

У нас сегодня низкая продолжительность жизни. И пока еще плохие условия труда. Мы считаем предложения экономически необоснованными. Маленькая и краткосрочная экономия в бюджете до 1,5% не учитывает новые расходы, которые понесет бюджет в случае принятия такого решения. Расходы на неизбежный и качественный скачок зарплаты бюджетникам на технических должностях. Сегодня их совокупный доход как правило состоит из маленькой зарплаты и пенсии.

Если пенсию отнимут, то они либо откажутся от этой работы и начнется кадровый голод, либо нужно будет резко повысить их зарплату, что вроде бы не планирует министр финансов. Он также не планирует и не учитывает дополнительные расходы на занятость населения. Он не учитывает экономического урона идее модернизации – задерживаясь на ответственных должностях люди пенсионного возраста, которые может и сами бы хотели уйти, будут лишать приходу на эти должности молодых специалистов.

Мы считаем, что у нас есть программа, которая позволяет решать проблему дефицита Пенсионного фонда и роста пенсий. Мы ее излагаем. Это сокращение вредных производств, которые приводят к тому, что 31% граждан уходят на пенсию досрочно. Это создание профессиональных пенсионных систем с дополнительным взносом работодателей там, где невозможно отказаться от опасных производств. Это повышение безопасности труда. Это более эффективная работа с накопительной частью пенсии, которая обеспечила бы ее рост выше уровня инфляции.

Мы не поддержим звучащие в этом зале призывы раскулачить накопительную часть пенсии и обложить дополнительным налогом тех работников, которые получают высокую зарплату. Мы понимаем, что эти меры краткосрочные и за них впоследствии придется расплачиваться бюджету Пенсионного фонда.

Безусловно, на вопрос о повышении пенсионного возраста в России есть различные точки зрения. Мне кажется обоснованной позиция Алексея Кудрина, поскольку за ней стоит экономическая логика. Кудрин выступает в данном случае как реальный политик, а не как популист.

В нашей стране это очень высоко ценится. Легко быть популистом, легко говорить то, что всем нравится, но трудно делать те вещи, которые имеют экономический смысл. У России нет другого пути – у нас самый низкий в мире пенсионный возраст, и при нашем состоянии экономики дальше сохранять такой уровень  просто невозможно.

Продолжительность жизни в стране растет, условия жизни меняются к лучшему, так что это просто неизбежно. Кудрин правильно делает, что поднимает этот вопрос.

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".