Статья
2026 16 июня 2014 13:19

Право на власть

Если вы пожелаете детально разобраться в том, чего же на самом деле добиваются жители Донбасса, которые вынуждены были взять в руки оружие, каким они видят свое будущее в союзе самопровозглашенных Донецкой и Луганской Народных Республик, то вам совершенно не следует обращаться к телевизионным репортажам и информационным лентам украинских СМИ. Всё их внимание целиком и полностью приковано исключительно к военной стороне вопроса, раскрываемого с весьма и весьма сомнительной степенью достоверности.

Огромная пропагандистская машина работает на формирование в сознании украинцев образа бессмысленного и бесперспективного мятежа на востоке страны, за которым не стоит ничего, кроме «деспотичной прихоти террористов-самодуров». Сегодня делается всё, чтобы убедить нас – у руководства самопровозглашенных республик нет чёткого плана дальнейших действий – ни военных, ни государственных. А потому у них нет и не может быть самостоятельного будущего – вне «єдиної країни».

В действительности же реальная картина представляется в несколько ином свете. В то время, пока новые власти в Киеве с пугающей самоотдачей форсируют военную кампанию на востоке (и ничего больше), сознательно отвлекая внимание увлекающегося украинского обывателя от колоссальных экономических, социальных и политических проблем, грозящих крахом всей украинской государственности, на Донбассе, напротив, ведётся серьезная и внятная работа по государственному планированию.

В этом легко убедиться, проанализировав опубликованные «программы первоочередных действий» правительств Донецкой и Луганской Народных Республик. Пожалуй, сразу стоит оговориться, что между экономическими, социальными и политическими программами ДНР и ЛНР много общего, что совсем не удивительно, учитывая схожесть тех, мягко говоря, крайне непростых условий, при которых закладываются основы их государственности.

Итак, главными целями правительств обеих народных республик Донбасса является строительство демократического, правового и социального государства, в котором граждане будут защищены от любой дискриминации по национальному, языковому или социальному признаку и смогут полностью реализовать все свои права и возможности. Пожалуй, если бы изначально нечто подобное в рамках проекта «Украинская Федерация» востоку страны предложил Киев, кровопролития можно было бы избежать. Но, увы.

Теперь руководство ДНР и ЛНР планирует создание союзного государства с Россией, предусматривающего единое политическое, экономическое и культурное пространство, общую систему безопасности. При этом договорные отношения с Украиной и другими государствами также предусматриваются.

Что же касается реализации задач, которые ставят перед собой правительства народных республик, то здесь, на удивление многим, также просматривается чёткая и внятная пошаговая государственная стратегия. Можно выделить три основных этапа, разделённых во времени:
•       I этап – самый короткий и, пожалуй, самый ответственный – июнь-август текущего года.
•       II этап – август 2014-го – конец 2015-го.
•       III этап продлится с конца 2015-го до конца 2016-го года.

А теперь поговорим о том, как это должно будет происходить на практике. Начнем, пожалуй, с экономики народных республик, поскольку именно о ней центральные (и не только центральные) украинские СМИ любят рассуждать как о сфере полной несостоятельности ДНР и ЛНР.

Уже на первом этапе правительства народных республик собираются ввести упрощенную систему налогообложения для малого и среднего бизнеса, чтобы вдвое снизить наваливающуюся на него налоговую нагрузку. Кроме того, будут введены налоговые льготы и каникулы для производственных предприятий, осуществляющих инвестиции в модернизацию и расширение производств на пять лет. (К слову, ни один президент-олигарх на планете ничего подобного пока не предложил и вряд ли предложит).

Руководство ДНР в ближайшее время планирует предоставление государственных субсидий для развития малого и среднего бизнеса в общем объеме не менее 100 миллионов гривен. В ЛНР всё то же самое, но сумма госсубсидий вдвое меньше – 50 миллионов. Кроме того, теперь на Донбассе будет значительно проще зарегистрировать предприятие и пройти все разрешительные процедуры для реализации инвестиционных проектов.

Вопрос на засыпку – почему о подобных намерениях не говорит, даже не упоминает, новая власть в Киеве? Вопросы экономического развития Украины её не беспокоят? Или автор настоящей статьи что-то упустил?

Далее. В месячный срок на территории ДНР и ЛНР планируется провести аудит всех договоров поставки горно-шахтного оборудования в рамках программы реструктуризации угольной отрасли. Это делается для того, чтобы исключить разворовывание средств за счет многократного завышения цены контрактов. Высвободившиеся средства – миллиарды гривен – пойдут на доплаты к заработной плате и пенсиям шахтерам.

И еще один крайне важный момент. И правительство ДНР, и правительство ЛНР намерены добиться того, чтобы все материальные и финансовые ресурсы, прежде всего налоговые поступления и валютная выручка крупнейших экспортеров региона, которые отчислялись раньше или еще отчисляются Донбассом в Киев, оставались в распоряжении народов самопровозглашенных республик.

К слову, нечто подобное до сих пор широко обсуждается и одесскими сторонниками федерализации Украины. Речь идет о миллиардах долларов, которых теперь рискуют не дождаться из Донбасса новые киевские пилильщики бюджета. Может, именно здесь следует искать истинные причины самой кровопролитной т.н. «АТО» в истории человечества?

В дополнение ко всему сказанному, правительства народных республик Донбасса планируют также обеспечить поставки нефтепродуктов из России по внутрироссийским ценам, что приведет к снижению стоимости бензина в республиках в 1,5 раза. Будет организовано тесное экономическое сотрудничество республик с российскими регионами. В бюджетах республиканских Пенсионных Фондов предусмотрят средства на дополнительную индексацию пенсий не менее 25%. Собственных денег на это хватит - несомненно, как и на многое другое.

Уже в самое ближайшее время руководство республик планирует на 25% повысить пенсии ветеранам ВОВ. Разумеется, не останутся в стороне и участники текущих военных действий. Семьям погибших военнослужащих руководство ЛНР выплатит по 190 тысяч гривен, а родственникам погибших мирных граждан по 160 тысяч. Военнослужащие, ставшие инвалидами, получат от правительства ЛНР по 100 тысяч гривен в качестве материальной компенсации, мирные граждане – на 20 тысяч меньше.

В ДНР размеры аналогичной материальной компенсации будут несколько выше. Там семьям погибших мирных граждан выплатят по 250 тысяч гривен. Столько же – гражданам, получившим тяжелые ранения. Ставшие инвалидами получат от республики по 300 тысяч гривен материальной помощи.

И это при том, что, как достоверно известно, родителям погибших на Донбассе бойцов украинской армии и нацгвардии приходят похоронки-уведомления с указанием того, что их дети якобы просто «умерли на улицах». Очевидно, делается это для того, чтобы лишить солдатские семьи законного права на получение от государства денежных выплат и социальных льгот.

Вдобавок ко всему, руководство обеих народных республик Донбасса окажет материальную помощь людям, чье имущество пострадало или было уничтожено в ходе военных действий. Для этих целей во всех районах республик уже создаются оценочные комиссии и организован прием заявлений от граждан.

Медицинским работникам и водителям скорой помощи на 30% будет повышена заработная плата. На 25% вырастут стипендии студентов высших и средних специальных учебных заведений, аспирантов и докторантов. При этом двукратное повышение тарифов на газ, электроэнергию и жилищно-коммунальные услуги, введенные киевской властью, отменены. На территории обеих республик действуют тарифы на услуги ЖКХ 2013 года.

Что касается далеко идущих планов в социальной политике ДНР и ЛНР, то здесь можно выделить принятие долгосрочной программы поддержки материнства и детства, выплаты доплат и надбавок к пенсиям и распространение этой схемы на всех бюджетников, пенсионеров, и иных получателей социальных платежей, а также дополнительные выплаты пособий на рождение детей и специальные выплаты для многодетных семей.

Из «программ первоочередных действий» правительств ДНР и ЛНР также видно, что руководством республик ведется серьезная и последовательная работа по укреплению зарождающейся государственности и обеспечению общественного правопорядка. Так, военнослужащим Вооруженных сил, пограничникам и сотрудникам МВД, перешедшим на сторону республиканцев, установлена стопроцентная доплата к денежному довольствию.

Мародёры и бандиты, которые, безусловно, встречаются, приравниваются к вооруженным агрессорам и поступать с ними предписано в соответствии с законами военного времени. Для уничтожения мародеров и бандитов создаются специальные подразделения республиканских МВД. Кроме того, в ближайшее время руководством ДНР и ЛНР планируется переподчинить республиканским пограничникам все КПП на российско-украинской границе.

А еще, невзирая на военное положение, в котором, по сути, пребывают ЛНР и ДНР, там начинается подготовка к выборам в Верховные Советы обеих республик. Объявляется переходный этап, в течение которого все органы власти Украины, действующие на территории формирующихся государственных образований должны перейти в подчинение республиканским властям.

Принимая во внимание всё вышесказанное, сопоставляя с официальной позицией Киева и его сугубо воинственной агрессивной риторикой, невольно возникает крайне неприятный, но вполне резонный вопрос. Так какая же власть более дееспособна и ведет себя политически грамотно, взвешенно и конструктивно? Какая власть проявляет большую заботу о людях и разумно планирует будущее? Признанная практически всеми украинская, или же никем не признанная, но собранная, действенная и чувствующая свой потенциал власть самопровозглашенных донбасских республик? 

Пусть каждый ответит на этот вопрос по-своему. Но факт заключается в том, что новая украинская власть за три месяца своего присутствия так и не сформулировала ни одной внятной политической концепции, государственной стратегии, не озвучила на одной социальной программы. Всё, что слышат простые украинцы – это избитые популистские лозунги, за многие годы пустого звучания утратившие малейший смысл. И верить такой власти с каждым новым днем становится всё сложнее даже самым убежденным ее поклонникам. А скоро это будет и вовсе невозможно.

С другой стороны, руководство самопровозглашенных ДНР и ЛНР демонстрирует в своих программах глубокое понимание политических и экономических возможностей региона, социальных потребностей и запросов. Но планировать – еще не означает сделать. Помешать далеко идущим планам может многое. В первую очередь – война. И в этом смысле правительства народных республик Донбасса идут ва-банк. Однако, если им всё же удастся уже в ближайшее время претворить в жизнь хотя бы половину от всего изложенного на бумаге – оспорить их право на власть будет практически невозможно.

Евгений Димитраш специально для «Актуальных комментариев».

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".