Статья
1816 1 мая 2015 9:00

Праздник, которого нет

В официальном производственном календаре Российской Федерации день 1 мая теперь называется «Праздник весны и труда». Это довольно мудрое название, объединяющее в себе две природы этого дня – древнюю, языческую, в которой день после Вальпургиевой ночи считался днем прихода настоящей весны, и современную, в которой этот день связан с традиционным выступлениями рабочих.

Но, как это обычно бывает с современностью, она неизбежно устаревает. А вот истинные ценности не тускнеют. Значение праздника весны и труда все больше и больше смещается в сторону весны, а про труд теперь помнят разве что русские коммунисты да ворующие у них фишки фальшивые русские социал-демократы. И это довольно интересный феномен, поскольку при советской власти (которую я в силу своего возраста довольно хорошо помню) Первомай был именно что днем демонстрации.

Читайте также Выхолощенный Первомай

Днем, когда все жители города собирались в одну большую толпу (так происходило в небольших городах вроде того, где я жил, в Москве, конечно, было иначе), радостно шли мимо трибуны с начальством, выкрикивая «Ура!», а потом разбредались по квартирам и, вы не поверите, праздновали! Всё как положено – вино-водка-шампанское, салаты, горячее, карты под кофе.

При этом весна, разумеется, при советской власти точно так же наступала, как и сейчас. Да и с продуктами в магазинах тоже всё было не очень. Тем не менее, праздник труда и демонстрация были важнее, чем окучивание огородов, причем эта важность была не директивной, а шла изнутри. Это казалось естественным. 

Первомай перестал быть днем трудящихся в силу таинственного исчезновения последних
Теперь же 1 мая стал настоящим днем огородника, причем ежегодные настойчивые просьбы бывших трудящихся перенести большие каникулы с Нового года именно на майские дни как бы говорят нам о том, что это тоже не директивно. И тоже идет изнутри. 

Решение этого довольно простого уравнения очевидно: первомай перестал быть днем трудящихся в силу таинственного исчезновения последних. Вот выйдите на улицу и найдите там хоть одного трудящегося. Не найдете. 

Куда подевались трудящиеся – вопрос сложный. Маркс определял пролетариат как класс, создающий прибавочный продукт. А поскольку в нашей стране не то что с прибавочным, а и с необходимым продуктом есть некоторая неопределенность, то и создателя его, получается, нет. Рабочие перешли работать в охрану, а охрана, разумеется, не создает вообще никакого продукта. 

Да и зачем вообще нужен какой-то прибавочный продукт, если прибавочная стоимость в нашей стране образуется без всякого прибавочного продукта? Каждый посредник в цепочке прибавляет к цене сколько хочет, а в конце концов продукт все равно оплачивается из бюджета. Как мы видим, никаких рабочих в этой системе не нужно. 

Некоторым образом термин «пролетариат» в России сейчас обретает свое первоначальное, домарксовское значение. В словаре Даля этот термин определяется так, не удивляйтесь: «ПРОЛЕТАРИЙ м. бобыль, бездомок или безземельный, бесприютный, захребетник; пролетариат м. пролетарство ср. состояние, быт и сословие пролетариев; бобыльство, бездомничество, безземелье, захребетничество».

И действительно, в Древнем Риме пролетариями назывались беднейшие граждане. Бедные настолько, что никакого имущества у них не было, а во время переписи в графе «имущество» они писали только лишь «дети» (proles). В этом и состояла роль древнеримского пролетариата – производить будущих граждан Рима. Само слово proletarius обозначает «производящий потомство». И ничего больше. 

То что в середине прошлого века казалось неотъемлемой частью жизни, на самом деле оказалось мимолетным увлечением
Теперь, правда, мы значительно разбогатели, и кроме детей, у пролетариата есть еще огороды. Им современный пролетариат и посвящает свою международную солидарность.

Вот она, фундаментальная ошибка великих мыслителей эры просвещения. Они-то думали, что человечество развивается последовательно и бесконечно. А оказалось, что человечество не развивается вовсе. Всё то, что философы 19 века считали основополагающими законами общества, оказалось крохотным эпизодом в истории человечества. Это как с курением. На самом деле человечество начало массово курить всего сто лет назад, во время первой мировой войны.

И сейчас мы наблюдаем, как человечество массово курить перестает. То, что еще в середине прошлого века казалось неотъемлемой частью жизни, на самом деле оказалось мимолетным увлечением. 

Так и с промышленным производством. Философы думали, что промышленное производство – это и есть фундамент будущего, а оказалось, что это тоже лишь эпизод. И если сейчас еще остались какие-то рабочие на автомобильных заводах и фабриках, где собирают айфоны, то ведь любой из нас понимает, что это – лишь вопрос времени. И рабочих заменят на роботов, да и промышленность как таковая уже не имеет определяющего значения для экономики. 

Так что мы с вами может быть и не доживем, а вот внуки наши уж точно доживут до того времени, когда человечество вернется обратно к себе, в Древний Рим. Будет возлежать на диванах, пить разбавленное вино и смотреть телевизор. А рассуждать о том, что первично – материя или сознание – не будет, потому что будет понятно – первично сознание. А материя нужна только лишь для того, чтобы ночью не было холодно. 

И праздник 1 мая окончательно превратится в праздник Весны. 

Максим Кононенко специально для «Актуальных комментариев»

Все статьи автора

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".