Статья
1233 1 октября 2013 9:30

Предкризисный бюджет

Правительство России внесло в Госдуму проект федерального бюджета на 2014 год и плановый период 2015-2016 годов.

Документ был скорректирован чиновниками в связи с замедлением темпов роста экономики и промышленного производства, что повлекло за собой необходимость урезать часть расходов.

Бюджет впервые сформирован по программному принципу, т.е. на основе госпрограмм. В соответствии с законопроектом, одобренным на заседании правительства 19 сентября, как и бюджет нынешнего года, бюджет на предстоящую трехлетку будет дефицитным, отмечает ИТАР-ТАСС.

При этом дефицит бюджета России в 2014 году составит 391,4 млрд руб., доходы ожидаются на уровне 13,569 трлн руб., расходы — 13,96 трлн руб. В 2015 году дефицит составит 817 млрд руб., доходы — 14,545 трлн руб., расходы — 15,362 трлн руб. В 2016 году дефицит ожидается на уровне 485,8 млрд руб., доходы — 15,906 трлн руб., расходы — 16,392 трлн руб.

Для сокращения расходной части бюджета правительство решилось, в частности, заморозить зарплаты госслужащим и военным, ужесточить ряд положений пенсионной реформы, а также не индексировать тарифы монополий для промышленных потребителей. Кроме того, в Минфине рассчитывают пополнить бюджет за счет сокращения теневого сектора экономики.

В непростое для экономики, а, следовательно, и для доходной части бюджета время предполагается предусмотреть возможность расходования неиспользованных в результате сокращения численности государственных служащих бюджетных средств на цели материального стимулирования. Что как раз и подразумевает приостановку на год ежегодной индексации с учетом уровня инфляции окладов денежного содержания госслужащих, отмечает «Российская газета».

О необходимости такой меры заявлял на недавнем заседании правительства министр финансов России Антон Силуанов. «Мы предлагаем в качестве ресурса для перераспределения не индексировать заработную плату работников государственного сектора, денежное довольствие военнослужащих, прокуроров и судей. Это высвободит дополнительно более 100 миллиардов рублей в 2015 и 2016 годах. Этот маневр в расходах даст нам дополнительно возможности для перераспределения в 2014 году 240 миллиардов рублей, в 2015-м - 430 миллиардов рублей и почти 470 миллиардов рублей - в 2016 году», - сказал Силуанов.

Общий резерв экономии расходной части бюджета на ближайшие три года, по его оценке, составит порядка 1,8 триллиона рублей. Сэкономленные средства, по словам министра, пойдут на решение вопросов занятости, поддержки малого предпринимательства, моногородов, новые программы развития Дальнего Востока и Забайкалья, юга России, Калининграда, программы по поддержке образования.

Как отмечают «Ведомости», бюджет России на 2014-2016 гг. сверстан из цены нефти ниже $100 . В проекте бюджета доходы от приватизации в 2014 г. составят 196,8 млрд руб., в 2015 г. — 158,5 млрд руб., в 2016 г. — 99,9 млрд руб.

Госдолг России будет постепенно увеличиваться: по итогам 2013 г. он составит 12% ВВП, по итогам 2014 г. — 13,1% ВВП, по итогам 2015 г. — 14% ВВП. На конец 2016 г. госдолг вырастет до 14,3% ВВП.

Как сообщает «Коммерсант», Белый дом готовится встретить во всеоружии новый кризис, сравнимый с кризисом 2008-2009 годах, хотя и не вносит его в бюджетные проектировки и даже не предполагает вслух, в чем именно он будет заключаться.
 Отмечается, что одним из таких решений можно  считать принудительный перевод всех клиентов пенсионной системы в 2014 году на страховую схему на год, что снизит годовой трансферт Пенсионному фонду на 243 млрд руб.

Заместитель главы Минфина Алексей Моисеев вчера официально подтвердил: пенсионная система в 2014 году будет «временно страховой».

Единственное новое крупное решение в бюджете — формирование в разделе «национальная экономика» резерва «поддержки организаций и граждан» в размере 80-95 млрд руб. допрасходов в год: это еще один антикризисный резерв.
Практически все собеседники «Коммерсанта» в Белом доме, объясняя происходящее, предлагают обращать внимание на «ухудшающуюся ситуацию на внешнем рынке».

Отмечается, что какие-либо обвалы мировой и российской экономики проектом бюджета, по сути, не предусмотрены —предполагается стагнацию нефтяных цен на уровне 100 долларов за баррель, а «жесткой посадки» мировой экономики в нем нет.

Однако, по мнению экспертов, в бюджете заведомо завышены ожидания роста ВВП, а сама бюджетная конструкция скорее ориентирована на существенно более пессимистичную картину развития внутриэкономической ситуации при стабильной внешнеэкономической.

В первом чтении законопроект может быть рассмотрен депутатами 22 октября. 

Традиционно против правительственного проекта выступает «Справедливая Россия», ежегодно разрабатывающая альтернативный вариант бюджета. КПРФ и ЛДПР еще не выработали окончательной позиции по проекту бюджета, однако также подчеркивают необходимость увеличения социальных расходов.

Накануне президент России Владимир Путин провел в Кремле совещание, посвященное вопросам подготовки бюджета 2014-2016 гг. Он подчеркнул, что все социальные обязательства должны быть выполнены.

Говоря об особенностях нынешнего бюджетного планирования, Владимир Путин, в частности, подчеркнул:
«Мы с вами знаем, что ситуация в мировой экономике на нас тоже отражается. И мы должны исходить из реалий. Прогнозы экономического развития должны быть реалистичными. В соответствии с этими прогнозами мы должны рассчитывать и наши доходы.

Вместе с тем все социальные обязательства перед гражданами должны быть, безусловно, исполнены. Это касается тех самых

указов, о которых мы все время говорим, президентских, от мая прошлого года.

Значительная часть этих указов посвящена как раз вопросам социального обеспечения граждан по различным направлениям и различных категорий граждан. Там немало вопросов, связанных с конкретными отраслями. Но сейчас мы подробно об этом говорить не будем. Хорошо, что Правительство предусмотрело необходимые ресурсы на исполнение этих наших общих планов».
 

Комментарии экспертов

Дефицит  бюджета – дефициту рознь. В некоторых странах, называемых экономически развитыми,   дефицит бюджета гораздо больше.  И они от этого не чувствуют себя более ущемленными.

У нас дефицит бюджета возник, в том числе, из-за того, что в последнее время ы делали много заимствований. Это тоже не страшно. России тоже настраивалась на общую волну, чтобы не выделяться  из ряда стран, которые работают с долговыми инструментами.
Помимо этого дефицитный баланс в бюджете удерживается за счет довольно высоких социальных выплат, от которых предлагается отказаться.  Это вступает в противоречие с майскими указами президента.  Эта инициатива вряд ли будет принята.  Во всяком случае, предстоят серьезные споры, чтобы найти золотую середину, что и овцы были целы, и волки сыты. 

Политических  баталий в связи с бюджетом не предвидится. Баталия одна: коммунисты  настроены решительно, чтобы отстаивать отставку правительства Дмитрия Медведева. Если этот вопрос будет снят, то и баталий никаких не будет.

 

Преимущество дефицитного бюджета в том, что, если образуется некие незапланированные доходы, правительство может распределять их в особом режиме, без согласования с депутатами.  Пусть депутатский корпус и управляем, но обсуждение подобных вопросов – все равно предполагает публичность. Заранее дефицитный бюджет заранее позволяет снижать прозрачность расходов, которые могут быть получены от сбора незапланированных доходов.

Второй момент. Этот проект бюджета отражает реальную ситуацию в экономике. К сожалению, не увеличивается объем выпекаемого пирога ( экономика не растет), но при этом сохраняется административная нагрузка,  увеличивается нагрузка в виде расходов по социальным статьям.  Но направлены они не на развитие, а на «проедание».  Этот дисбаланс приводит к  стратегически негативным последствиям.

Одно дело, когда человек вкладывается в развитие ( в занятие спортом, образовательные программы),  другое дело, когда он больше проедает, работая на канализацию.

Проблемы повышения затрат  бюджетников  состоит еще в том, что у людей за долгий период времени сформировался определенный менталитет, том числе, и по отношению к расходам.  То, что  им повышают зарплату, абсолютно не означает, что они начинают совершенствовать себя. То есть выбор сделан в пользу  очередного  «проедания», особенно на фоне начинающейся истерии относительно кризиса.

Конечно, по поводу этого проекта бюджета будут споры. Традиционно будут бухтеть коммунисты, что правительство неэффективно, какую-то речь толкнут представители ЛДПР,  чтобы оказать впечатление на партийные массы, что-то скажут эсеры. Представители ЕР промолчат или вяло ответят на какие-то вопросы.  Но в целом  не думаю, что возможно внесение кардинальных изменений в проект бюджета. Это будет традиционная хорошо отрепетированная  история.  С учетом, что подобные истории хорошо режиссируются, у нас «может прилететь волшебник» и бюджет станет не дефицитны, а профицитным.       

 
 

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".