Предвыборная зима
В преддверии начала зимнего отопительного сезона проблема контроля за работой региональных и местных властей в сфере управления жилищно-коммунальным хозяйством приобретает особую актуальность. За последние дни президент провел несколько совещаний, в ходе которых обсуждались практические вопросы проведения реформы.
Реализация принимаемых на федеральном уровне решений в сфере модернизации жилищно-коммунального хозяйства входит в компетенцию региональных администраций и руководства муниципальных образований. При этом, в соответствии с поручением президента, администрация каждого субъекта разработала собственный план внедрения инноваций в ЖКХ, включающий переход на энергосберегающие технологии. Повышение активности региональных властей в сфере управления инфраструктурой ЖКХ и перехода к предоставлению населению коммунальных услуг на конкурентной основе – важнейший аспект проводимых преобразований. При этом, в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, на федеральном уровне предусматривается возможность принятия «радикальных» кадровых решений в отношении губернаторов. Главы регионов, в свою очередь, уполномочены отстранять от работы тех муниципальных руководителей, работа которых неэффективна с точки зрения установленных законом критериев (в основном, касающихся нецелевого использования бюджетных средств).
Политический аспект реформы ЖКХ связан с тем, что Центр стремится не только повысить качество работы чиновников на местах, но и предотвратить снижение уровня доверия граждан по отношению к власти. Проблемы в коммунальной сфере остро воспринимаются населением: не случайно в январе-марте 2010 года неудовлетворительное состояние части объектов ЖКХ стало темой для протестных выступлений, которые при поддержке оппозиционных партий прошли во многих региональных центрах и крупных городах. При этом объективная картина состояния отрасли представляется не слишком оптимистичной. Физический износ основных фондов ЖКХ в России за последние годы фактически не снижается и остается на уровне 60%. Степень износа объектов коммунальной инфраструктуры по отдельным муниципальным образованиям достигает 70-80%, а темпы нарастания износа по-прежнему составляют 2-3% в год. Учитывая эти негативные тенденции, рост внимания федеральной власти к процессу реформирования «коммуналки» в предвыборный период вполне оправдан и может рассматриваться в контексте превентивных мер, направленных на снижение социальной напряженности.
Традиционным выражением федеральных приоритетов выступают целевые расходы, и реформа ЖКХ не является исключением. Так, Фонд содействия реформе ЖКХ в течение осени текущего года получит из федерального бюджета 20 млрд рублей дополнительных средств. Стоит также отметить готовность Центра содействовать переходу регионов на энергосберегающие технологии: решение о целевом финансировании качественных региональных программ из госбюджета призвано создать дополнительные стимулы для руководства субъектов. Однако полностью модернизировать отрасль за счет государственных средств невозможно: масштаб необходимых затрат слишком велик. Основным направлением реализации программы коммунальных преобразований на федеральном уровне считают привлечение в отрасль частных инвестиций. В качестве источника подобных поступлений рассматриваются как бизнес-структуры, так и получатели коммунальных услуг (рядовые граждане). В этом контексте особую значимость в предвыборный период приобретает проблема регулирования тарифообразования: полпредам уже поручено взять этот вопрос под контроль во избежание резких скачков цен и чрезвычайных ситуаций как технического, так и политического характера.
Оксана ГОНЧАРЕНКО, Центр политической конъюнктуры