Статья
13 Января 2010 0:31

Преемственность

Ключевым направлением региональной политики Центра в конце 2009 – начале 2010 г. стало принятие кадровых решений. По предложению Дмитрия Медведева были продлены полномочия глав республик Алтай и Марий Эл Александра Бердникова и Леонида Маркелова, а также губернаторов Курганской области и Приморского края Олега Богомолова и Сергея Дарькина. В Волгоградской области и Республике Коми по совокупности политических предпосылок произошла смена власти. При этом Центр, стремясь поддержать стабильность, сделал выбор в пользу преемственности кадров: новыми назначенцами стали представители региональной элиты.
 
Пролонгация полномочий Сергея Дарькина на посту губернатора Приморского края выглядит ожидаемым решением: глава региона провел активную PR-кампанию в ходе общения с первыми лицами государства. Основным аргументом в пользу его эффективности на посту главы региона для президента стали отчеты об успешном решении проблем задолженности по заработной плате на крупных предприятиях, что снижает социальную напряженность в «моногородах». А в ходе переговоров во Владивостоке с премьер-министром, курирующим реализацию масштабного проекта по подготовке к саммиту АТЭС-2012, Дарькин укрепил имидж активного участника проекта, полностью контролирующего как ход работ, так и ситуацию в регионе в целом. Учитывая стратегическую важность саммита как крупного мероприятия, поддерживающего имидж РФ на международной арене, а также технологические сложности возведения объектов и необходимость ускорения строительства, вполне закономерно, что на федеральном уровне было принято решение о сохранении действующей региональной власти. Однако именно Дарькину предстоит нести основную ответственность за подготовку к саммиту АТЭС: в случае серьезных «недоработок» жесткие санкции со стороны Центра вполне возможны.
 
Решение о пролонгации полномочий Александра Бердникова на посту главы республики Алтай также стало, в первую очередь, результатом эффективных лоббистских усилий главы региона. В качестве основного достижения Бердников позиционировал сохранение социально-экономической стабильности в регионе в кризисных условиях. Однако негативные политические факторы также присутствовали: среди основных высокая внутриэлитная конфликтность (в том числе, угроза возникновения межэтнических конфликтов) и расследование обстоятельств браконьерской охоты с участием чиновников региональной администрации, получившее широкий общественный резонанс. Учитывая это, вполне вероятно, что вопрос о пролонгации полномочий Бердникова был согласован на определенных условиях: так, глава региона мог взять на себя обязательства по возобновлению реализации проекта объединения республики Алтай с Алтайским краем. Подобный проект, напомним, рассматривался в 2007 г., и, по некоторым данным, не снят с федеральной повестки дня.
 
Активно стремился к сохранению поста и губернатор Курганской области. Олег Богомолов – наиболее влиятельный представитель регионального элитного сообщества, и с точки зрения поддержания стабильности развития «депрессивной» территории этот выбор вполне оправдан. Представляется также, что «ресурсоемкость» региона стала важным фактором принятия кадрового решения: не имеющая значимых собственных ресурсов для развития область не является привлекательным политическим «активом» для политиков федерального уровня. Регион уже долгое время находится среди отстающих по уровню социально-экономического развития, и статистика за 2009 г. подтверждает эту тенденцию. Так, спад промышленного производства в области за 7 месяцев 2009 г. составил 21,2%, в 1,5 раза превысив средние показатели по стране, уровень безработицы также выше среднего.
 
Решение кадрового вопроса в республике Марий Эл, в отличие от описанных случаев, широкого резонанса в информационном сообществе не имело, что связано с фактическим отсутствием политической интриги. Позиции действующего главы региона Леонида Маркелова, в целом достаточно эффективно контролирующего ситуацию на подведомственной территории, изначально были прочнее, а конкуренты выглядели «декоративными» фигурами. Важным фактором в процессе федерального выбора стало успешное проведение выборов в законодательное собрание республики (прошли 11 октября 2009 г.): «Единая Россия» одержала уверенную победу с результатом более 60%, при этом значительных нарушений зафиксировано не было, оппозиция резонансных протестных акций не проводила.
 
В Волгоградской области и Республике Коми произошла смена власти. Посты глав этих регионов получили представители президентского «кадрового резерва» – замглавы администрации Волгоградской области Анатолий Бровко (курировал вопросы предпринимательства, промышленности и торговли) и первый заместитель главы Коми, министр финансов Вячеслав Гайзер. Кадровые решения Центра в этих случаях были мотивированы необходимостью повышения эффективности управления территориями и поддержания политической стабильности. Высокий уровень конфликтности региональной элиты обусловил выбор в пользу представителей местного истеблишмента, имеющих налаженные аппаратные связи со сложившимися в области группами интересов, в том числе, представителями крупнейших бизнес-игроков. В назначении Бровко могли быть заинтересованы структуры «Лукойла» и ТМК, а Гайзера, имеющего аппаратные связи с руководством Минфина РФ, – противостоявшая Владимиру Торлопову «Северсталь».
 
Можно прогнозировать, что в рамках обозначенного Дмитрием Медведевым курса на повышение эффективности управления российскими территориями процесс ротации губернаторских кадров получит продолжение. Вместе с тем, характерный для региональной политики последних лет приоритет поддержания политической стабильности остается актуальным. В связи с этим вероятно, что обновление руководящих кадров в субъектах федерации будет постепенным. Главы регионов, реализующие значимые в общефедеральном масштабе проекты (Универсиада-2013 в Казани, Олимпиада-2014 в Сочи, возможно, «укрупнение» территорий) получат возможности для сохранения постов. В случае, когда более целесообразной признается смена власти (исходя из интересов Центра), вероятен федеральный выбор в пользу сценария преемственности, который предполагает выдвижение на губернаторские посты не «варягов», а влиятельных представителей региональных элит, имеющих значительный опыт управленческой работы.
 
  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

Rosneft
© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".