Статья
10 Ноября 2008 7:30

Преемственность как она есть

<p>В своем первом послании Федеральному собранию Дмитрий Медведев презентовал набор важных политических инициатив. Многие эксперты и комментаторы, толком не вникая в них, не анализируя, поспешили объявить о "ревизии путинского наследия". Одни приветствуют начало (в который уже раз!) "оттепели" и т.п. "либерализации". Другие пугают какими-то "заморозками". Между тем в действительности эти инициативы демонстрируют полную преемственность курса.<br>
<br>
Нужно напомнить, что преемственность не означает стагнацию и консервацию. Она в обязательном порядке предполагает динамику и новаторство. Совершенствование при обязательном же соблюдении единых неизменных принципов и подходов. Инициативы Медведева в этом отношении - более чем показательный пример. <br>
<br>
Теперь, как уже повелось, пройдемся по пунктам. <br>
<br>
1. Само по себе решение внести поправки в Конституцию. Его сейчас пытаются противопоставлять последовательному нежеланию Путина пересматривать (менять) и даже как-либо править Основной закон. Однако еще в прошлом году (в июне) Путин уточнил свою позицию и публично признал "точечную" правку Конституции вполне допустимой. Сам Медведев в послании заявил о "корректировке" положений Основного закона. Не менее, но и не более. Конституционная конструкция российской власти после принятия его поправок изменится, но не принципиально. <br>
<br>
2. Увеличение срока полномочий президента с четырех до шести лет, а Государственной думы - с четырех до пяти лет. Путин, говоря о допустимости правки Конституции, указывал именно на положение о сроке президентских полномочий. Мол, почему бы его не удлинить до 5-7 лет? Четырех лет объективно мало как главе государства, так и депутатам. Ведь с учетом всяких предвыборных и послевыборных пертурбаций на текущую работу у них остается максимум три года. А между тем стоящие перед российской властью задачи востребуют ее максимальную устойчивость, концентрацию и мобилизацию, увеличение горизонта планирования и т.д. К тому же в наших условиях чересчур частые выборы не то чтобы выступают дестабилизирующим фактором, но стабильности явно не способствуют. Медведев разрешает эти проблемы на перспективу. <br>
<br>
3. Установление обязанности правительства ежегодно отчитываться в Думе. На компетенционную "слабость" российского парламента сетуют со дня принятия Конституции. "Укрепить" его обычно предлагалось посредством прямого или "смикшированного" перехода к парламентской или смешанной республике. Путин и Медведев всегда заявляли, что это категорически неприемлемо. Но потребность в некоем "укреплении" ведь не снимается. Значит, остается расширить контрольные полномочия парламента (законодательные уже подробно прописаны в Конституции). Путин ввел "институциональную моду" на повышение ответственности, его стараниями в свое время была кратно усилена ответственность региональных глав перед президентом и правительством. Почему бы теперь, параллельно с удлинением сроков полномочий главы государств и Думы, еще не усилить ответственность правительства перед парламентом (перед президентом правительство и так несет полную ответственность)? <br>
<br>
4. Уточнение порядка формирования Совета федерации. О необходимости реформы верхней палаты федерального парламента говорили давно, ссылаясь в том числе на недостаток легитимности его нынешнего состава. Здесь, конечно, можно было бы подискутировать, но решение в любом случае уже принято. Медведев не намерен ни вводить прямые выборы сенаторов (это было бы неконституционной мерой), ни возвращать в палату губернаторов. В целом сохранится порядок, введенный в 2000 году по инициативе Путина. Сенаторов и дальше будут избирать парламенты и назначать главы. Только их выбор ограничат региональными и местными депутатами. (В таких условиях недавно введенный "ценз оседлости" становится бессмысленным, поэтому его отменят.) У обновленного состава Совета федерации, таким образом, будет, если угодно, двойная легитимность.<br>
<br>
5. Изменение порядка внесения президенту кандидатур будущих глав регионов в пользу партий. С 2005 года глав назначают парламенты по президентским представлениям. Кандидатуры по общему правилу подбираются полпредами. Правда, свои кандидатуры президенту также вправе вносить и партии, получившие на региональных выборах наибольшее число голосов (за три года президенту было представлено всего два партийных кандидата). Отметая авантюристические предложения вернуться к прямым выборам и продолжая путинскую линию на партизацию власти, Медведев наделяет партии исключительным правом вносить кандидатуры глав. Это довольно прогрессивная новация, способная заметно оздоровить кадровый процесс, придав ему большую системность. <br>
<br>
6. Коррекция избирательной и партийной систем ради малых партий. Предусмотрен целый блок новаций, включающий полный отказ от института избирательного залога и в перспективе, возможно, уменьшение количества подписей избирателей, требуемого для допуска партии к участию в федеральных парламентских выборах, а также введение небольшой думской квоты для партий, набравших от 5 до 7%. Семипроцентный барьер, естественно, сохраняется, но он теперь становится как бы "взрослым", для малых же партий  специально вводится пятипроцентный барьер?- как бы "детский". Также планируется "поэтапно" снизить требования по минимальной численности партии и партийных отделений в регионах. Таким образом предполагается "подтянуть" адекватные малые партии, в том числе обеспечив им представительство в законодательной власти. Путин всегда выступал за многопартийность, а Медведев еще в одном из своих предвыборных выступлений констатировал наличие в России 5-7 более-менее полноценных партий. Видимо, считают нужным сохранить это число. В этой связи, возможно, следовало бы даже понизить "детский" барьер до?3%. (Не будем забывать, что по действующему законодательству получение на думских выборах 3% дает право на государственное финансирование.) <br>
<br>
7. Повышение ответственности глав муниципалитетов. Медведев собирается наделить муниципальные ассамблеи полномочиями отстранять выборных местных глав. Уже известно, что субъектами выдвижения соответствующих инициатив станут главы регионов. Речь идет о повышении ответственности местных глав не только перед депутатами, но и перед губернаторами. В послании не зря указывалось на то, что "вопрос давно назрел". При путинском президентстве вертикаль власти вполне дотянули до местного уровня, но в части установления ответственности местных глав проявили определенную непоследовательность. Дмитрий Анатольевич достроит вертикаль. <br>
</p>
  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".