Статья
196 10 ноября 2008 7:30

Преемственность как она есть

В своем первом послании Федеральному собранию Дмитрий Медведев презентовал набор важных политических инициатив. Многие эксперты и комментаторы, толком не вникая в них, не анализируя, поспешили объявить о "ревизии путинского наследия". Одни приветствуют начало (в который уже раз!) "оттепели" и т.п. "либерализации". Другие пугают какими-то "заморозками". Между тем в действительности эти инициативы демонстрируют полную преемственность курса.

Нужно напомнить, что преемственность не означает стагнацию и консервацию. Она в обязательном порядке предполагает динамику и новаторство. Совершенствование при обязательном же соблюдении единых неизменных принципов и подходов. Инициативы Медведева в этом отношении - более чем показательный пример.

Теперь, как уже повелось, пройдемся по пунктам.

1. Само по себе решение внести поправки в Конституцию. Его сейчас пытаются противопоставлять последовательному нежеланию Путина пересматривать (менять) и даже как-либо править Основной закон. Однако еще в прошлом году (в июне) Путин уточнил свою позицию и публично признал "точечную" правку Конституции вполне допустимой. Сам Медведев в послании заявил о "корректировке" положений Основного закона. Не менее, но и не более. Конституционная конструкция российской власти после принятия его поправок изменится, но не принципиально.

2. Увеличение срока полномочий президента с четырех до шести лет, а Государственной думы - с четырех до пяти лет. Путин, говоря о допустимости правки Конституции, указывал именно на положение о сроке президентских полномочий. Мол, почему бы его не удлинить до 5-7 лет? Четырех лет объективно мало как главе государства, так и депутатам. Ведь с учетом всяких предвыборных и послевыборных пертурбаций на текущую работу у них остается максимум три года. А между тем стоящие перед российской властью задачи востребуют ее максимальную устойчивость, концентрацию и мобилизацию, увеличение горизонта планирования и т.д. К тому же в наших условиях чересчур частые выборы не то чтобы выступают дестабилизирующим фактором, но стабильности явно не способствуют. Медведев разрешает эти проблемы на перспективу.

3. Установление обязанности правительства ежегодно отчитываться в Думе. На компетенционную "слабость" российского парламента сетуют со дня принятия Конституции. "Укрепить" его обычно предлагалось посредством прямого или "смикшированного" перехода к парламентской или смешанной республике. Путин и Медведев всегда заявляли, что это категорически неприемлемо. Но потребность в некоем "укреплении" ведь не снимается. Значит, остается расширить контрольные полномочия парламента (законодательные уже подробно прописаны в Конституции). Путин ввел "институциональную моду" на повышение ответственности, его стараниями в свое время была кратно усилена ответственность региональных глав перед президентом и правительством. Почему бы теперь, параллельно с удлинением сроков полномочий главы государств и Думы, еще не усилить ответственность правительства перед парламентом (перед президентом правительство и так несет полную ответственность)?

4. Уточнение порядка формирования Совета федерации. О необходимости реформы верхней палаты федерального парламента говорили давно, ссылаясь в том числе на недостаток легитимности его нынешнего состава. Здесь, конечно, можно было бы подискутировать, но решение в любом случае уже принято. Медведев не намерен ни вводить прямые выборы сенаторов (это было бы неконституционной мерой), ни возвращать в палату губернаторов. В целом сохранится порядок, введенный в 2000 году по инициативе Путина. Сенаторов и дальше будут избирать парламенты и назначать главы. Только их выбор ограничат региональными и местными депутатами. (В таких условиях недавно введенный "ценз оседлости" становится бессмысленным, поэтому его отменят.) У обновленного состава Совета федерации, таким образом, будет, если угодно, двойная легитимность.

5. Изменение порядка внесения президенту кандидатур будущих глав регионов в пользу партий. С 2005 года глав назначают парламенты по президентским представлениям. Кандидатуры по общему правилу подбираются полпредами. Правда, свои кандидатуры президенту также вправе вносить и партии, получившие на региональных выборах наибольшее число голосов (за три года президенту было представлено всего два партийных кандидата). Отметая авантюристические предложения вернуться к прямым выборам и продолжая путинскую линию на партизацию власти, Медведев наделяет партии исключительным правом вносить кандидатуры глав. Это довольно прогрессивная новация, способная заметно оздоровить кадровый процесс, придав ему большую системность.

6. Коррекция избирательной и партийной систем ради малых партий. Предусмотрен целый блок новаций, включающий полный отказ от института избирательного залога и в перспективе, возможно, уменьшение количества подписей избирателей, требуемого для допуска партии к участию в федеральных парламентских выборах, а также введение небольшой думской квоты для партий, набравших от 5 до 7%. Семипроцентный барьер, естественно, сохраняется, но он теперь становится как бы "взрослым", для малых же партий  специально вводится пятипроцентный барьер?- как бы "детский". Также планируется "поэтапно" снизить требования по минимальной численности партии и партийных отделений в регионах. Таким образом предполагается "подтянуть" адекватные малые партии, в том числе обеспечив им представительство в законодательной власти. Путин всегда выступал за многопартийность, а Медведев еще в одном из своих предвыборных выступлений констатировал наличие в России 5-7 более-менее полноценных партий. Видимо, считают нужным сохранить это число. В этой связи, возможно, следовало бы даже понизить "детский" барьер до?3%. (Не будем забывать, что по действующему законодательству получение на думских выборах 3% дает право на государственное финансирование.)

7. Повышение ответственности глав муниципалитетов. Медведев собирается наделить муниципальные ассамблеи полномочиями отстранять выборных местных глав. Уже известно, что субъектами выдвижения соответствующих инициатив станут главы регионов. Речь идет о повышении ответственности местных глав не только перед депутатами, но и перед губернаторами. В послании не зря указывалось на то, что "вопрос давно назрел". При путинском президентстве вертикаль власти вполне дотянули до местного уровня, но в части установления ответственности местных глав проявили определенную непоследовательность. Дмитрий Анатольевич достроит вертикаль.

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".