Преференции резидентам
Основным трендом неделе стало поддержка правительством российского автопрома. В рамках визита на «АвтоВАЗ» Владимир Путин объявил о дополнительных преференциях резидентам. По словам премьер-министра, органы государственной, муниципальной власти и финансируемые из бюджета предприятия должны закупать автомобильную технику, произведенную исключительно на территории Единого экономического пространства (ЕЭП), объединяющего Россию, Белоруссию и Казахстан.
Инициативы Владимира Путина серьезно усилят позиции российского автопрома во главе с «АвтоВАЗом». До последнего времени «АвтоВАЗ» продолжал аккумулировать убытки, что привело к ослаблению позиций Сергея Чемезова. В конечном счете, аппаратная кампания против главы госкорпорации вылилась в требование продать крупнейшего автопроизводителя нерезиденту. Последний должен был обеспечить «АвтоВАЗ» необходимыми технологиями и обновить модельный ряд.
Подготовка компании к продаже активизировалось с уходом «команды Алешина». Тогда на завод в качестве вице-президента был «десантирован» советник Сергея Чемезова – Игорь Комаров. Вместе с топ-менеджером на «АвтоВАЗ» пришли вице-президент по финансам Олег Лобанов и вице-президент по стратегии Григорий Хворостянов, которые до назначение вместе с Комаровым работали в «Норильском никеле». Сразу после «передачи дел» Комаров сменил Алешина на посту руководителя «АвтоВАЗа» и оптимизировать производственные процессы компании. После ротации руководства бизнес-структуры, оптимизации производства и запуска программы утилизации у автогиганта стала расти рентабельность.
Улучшение финансовых показателей существенно укрепило позиции «Ростехнологий», подконтрольных группе Сергея Чемезова. Однако даже вырученных средств автогиганту не хватило для самостоятельной деятельности на высококонкурентном рынке. Настоящей панацеей для российского автогиганта стала программа утилизации автохлама. Однако ее завершение опять обвалило финансовые и производственные показатели компании.
Поддержка резидентов особенно актуальна на фоне вступления РФ в ВТО. В процессе переговоров российская сторона взяла на себя дополнительные обязательства в автопроме, которые могут серьезно ослабить отечественных производителей. Соответствующее соглашение России с ЕС предусматривает, что если по итогам года объем импорта автокомпонентов оттуда снизится на 3% по отношению к уровню предыдущего года, то для европейских производителей будет открыта тарифная квота, соответствующая уровню снижения объема импорта. В рамках квоты импортные пошлины на компоненты будут снижены до того же уровня, который действует для автоконцернов, работающих в режиме промсборки, то есть до 0-5%. В то же время договоренности предусматривают и ситуацию, в которой у падения импорта компонентов будут независимые от локализации в России причины, например очередной кризисные явления, в результате которых упадут продажи автомобилей. Описанная выше схема действует до тех пор, пока падение российского авторынка не превысит 25%. После этого и до снижения продаж машин на 45% на каждый 1% снижения размер компенсационной квоты будет уменьшаться на 3,5% от общего уровня квоты. Если же продажи автомобилей в России упадут ниже 45%, то тарифная квота вообще перестанет действовать. Мониторинг таможенной статистики импорта будет проводиться ежемесячно, но решение о применении квоты будет приниматься по итогам 12 месяцев
Данная модель может серьезно ослабить российских производителей, которые делают ставку на локализацию производства. К последним относится и «АвтоВАЗ», пролоббировавший ужесточение системы госзакупок.
Дмитрий АБЗАЛОВ, Центр политической конъюнктуры