Статья
1641 21 апреля 2011 18:35

Премьер обнадежил бизнес

 

Премьер-министр России Владимир Путин встретился с членами бюро правления Российского Союза промышленников и предпринимателей.

В фокусе внимания – состояние делового климата в России, совершенствование процедуры оценки регулирующего воздействия принимаемых законодательных актов, преодоление избыточных административных и иных ограничений для бизнеса.

Особый акцент на встрече был сделан на условиях оптимизации нагрузки на бизнес, включая уровень налоговой и страховой нагрузки.

На встрече с представителями крупного бизнеса, который представлен в РСПП, премьер заверил, что правительство ежедневно совещается по поводу способов снижения ставок страховых взносов. По его словам, к этой работе могут подключиться и представители бизнеса.

«Знаю, что бизнес ждет решения о снижении ставок по страховым взносам, в целом фискального бремени. Мы сейчас практически в ежедневном режиме обсуждаем различные пути, связанные с возможностью снижения фискальной нагрузки», - цитирует заявление премьера «Интерфакс».

Стоит напомнить, что ставка страхового взноса с 2011 года составляет 34%. Президент России Дмитрий Медведев в марте дал поручение правительству подготовить предложения о снижении ставки.

Буквально накануне председатель правительства во время отчета в Госудме отметил, что при поиске вариантов снижения ставок по страховым взносам «линейных решений»

Эксперты полагают, что будет выработана некая компромиссная позиция по этому вопросу. Так как снизить до 26% страховые взносы крайне сложно, потому что это усилит давление на бюджетную систему.

Как отметил «Актуальным комментариям» ведущий эксперт Центра политической конъюнктуры Дмитрий Абзалов, в этом случае российской федеральной казне придется компенсировать дефицит фондов социального страхования и пенсионного фонда России.

При этом, по словам эксперта, определенный преференции бизнесу могут быть предоставлены.

«Речь может идти о некотором снижении социальных страховых взносов. кроме того могут быть озвучены решения о снижении других налоговых направлений – например, создании льготных режимов для высокотехнологических и инновационных компаний. Такая инициатива была представлена», - отметил он.

На встрече глава РСПП Александр Шохин предложил упростить и универсализировать налоговые льготы. По его словам, налоговая нагрузка не самая высокая, но этими льготами «достаточно трудно воспользоваться, бизнес их не выбирает».

Шохин считает, что чем универсальнее, понятнее и проще льготы, тем лучше. Так считают большинство компаний.

«Мы просили бы посмотреть, как сохраняются специальные льготы для инновационных компаний, малого бизнеса и в максимальной степени сконцентрироваться на универсальных льготах, связанных с внедрением технологического оборудования. Например, налоговые каникулы по налогу на имущество для любого вводимого технологического оборудования на три года. То же самое хорошо было бы продумать и по налогу на прибыль», - высказал свою позицию Александр Шохин.

По его словам, в случае универсализации льгот ими легче было бы воспользоваться, и при этом, вполне возможно, это не дало бы дополнительной нагрузки на бюджет.

В свою очередь премьер предложил бизнесу подключиться к обсуждению техрегламентов в Таможенном союзе и в рамках Единого экономического пространства (ЕЭП)

«Считаю целесообразным проработать вопрос о полноформатном подключении организаций бизнеса к обсуждению техрегламентов в рамках Таможенного союза (ТС) и Единого экономического пространства (ЕЭП)», - отметил Путин.

Он подчеркнул, что в рамках и Таможенного союза и Единого экономического пространства создается общий рынок с либеральными нормами регулирования, объемом в 170 миллионов человек.

«Ликвидируются барьеры, связанные с движением товаров, услуг и капиталов. Для эффективного бизнеса это безусловное преимущество», - подчеркнул Путин.

По мнению экспертов, предложение премьера бизнесу – вполне приемлемо.

Так, политический консультант Андрей Перла в интервью «Актуальным комментариям» отметил, что говоря о снижении налогового бремени для бизнеса и льготах для него нужно учитывать и то, что у государства есть и социальные обязательства перед гражданами. Поэтому, по словам эксперта, здесь «узкое пространство для маневра».

«Я думаю, что надежда на снижение налоговых ставок в России существует, но я также думаю, что в полной мере ожидания бизнеса никогда не будут удовлетворены», - отметил он.

По его словам, правительству любому нужно пройти между Сциллой и Харибдой – с одной стороны между необходимостью повышения социальных расходов и соответственно увеличением нагрузки на бизнес, а с другой стороны между необходимостью улучшить взаимоотношение с бизнесом и соответствующим образом снизить налоги. «Это всегда как некое динамическое равновесие», - сказал эксперт.

Действительно, на встрече с премьером глава РСПП предложил модель, которая позволит выполнять соцобязательства и облегчит это бремя для бизнеса. По словам Шохина, направить на соцобязательства государства средства от приватизации и из Фонда нацблагосостояния .

П его словам, только с помощью страховых платежей обеспечить бездефицитность соответствующих бюджетов нельзя.

«Поэтому мы считаем, что нужно целевым образом направлять доходы от приватизации на эти цели, доходы Фонда национального благосостояния и, может быть, частично даже нефтегазовые доходы», - сказал Шохин.

Он отметил, что РСПП готов участвовать в проработке механизмов по данным направлениям и предлагать модели функционирования социальных фондов и систем.

Будет ли найден ожидаемый компромисс - покажет время. По крайней мере, есть вероятность, что совместное обсуждение проблемы позволит выработать тот самый компромиссный вариант, который позволит государству выполнять социальные обязательства перед гражданами, а бизнесу, не сгибаясь под этим бременем, расти и развиваться.

И если в этом направлении только предстоит работа, то есть направления, где уже выработана четкая позиции и требуется только совершенствование механизмов, которые уже доказали свою дееспособность.

Так что не удивительно, что еще один аспект состоявшейся встречи – обсуждение новых технологических процессов на производстве и повышение производительности труда. Безусловно, это связано с модернизацией, которая является приоритетным и трендовым направлением для России.

Без повышения производительности труда экономика страна вряд ли сможет войти в пятерку развитых экономик мира. Однако здесь есть прямая зависимость от внедрения новых технологий. Актуальную проблему повышения производительности труда можно решить только с внедрением современных технологий.

«Наша цель - вдвое увеличить производительность труда. Ясно, что одними экстенсивными способами добиться результата двукратного увеличения невозможно, нужно модернизировать производство, приходить к новым технологиям, заниматься обучением персонала», - подчеркнул премьер.

Он напомнил, что в прошлом году производительность труда выросла на 3,1%. «Этого явно недостаточно, и нужно эти темпы наращивать», - констатировал премьер.

Достичь желаемого, по словам премьера, можно достичь только в условиях изменения качества и структуры рынка труда, создания современных высокотехнологичных и высокооплачиваемых рабочих мест.

Премьер вновь коснулся вопроса повышения квалификации и уровня профессионализма кадров. Он напомнил, что на профессиональное переобучение граждан в рамках программ по стабилизации рынка труда государство в текущем году выделяет порядка 2 млрд. рублей. При этом предприятиям, которые проводят модернизацию производства, из этой суммы выделяется 800 миллионов рублей. Так что стимул у бизнеса есть.

Он добавил, что правительство намерено адаптировать систему профобразования в соответствии с потребностями рынка труда.

«С помощью стипендий, грантов мы будем поддерживать стажировки, поддерживать системы переобучения», - сказал Путин.

По мнению экспертов, сейчас действительно настало время для повышения производительности труда.

Так, Перла отметил, что на протяжении «тучных лет», то есть фактически с 2000-го года, говорилось о том, что рост благосостояния, рост в том числе ВВП, рост доходов на душу населения идет опережающими темпами по сравнению с ростом производительности труда. Это означает, что фактически население тратит не заработанные им деньги.

По его словам, сейчас самое подходящее время заняться решением этой проблемы. «Мы фактически вышли из кризиса, и, естественно, вновь ставится вопрос о производительности труда», сказал эксперт.

Комментарии экспертов

Эту неделю можно назвать неделей бизнеса. Проходит ряд встреч, в них участвует целый ряд крупных игроков. И очевидно, что бизнес-сообщество и РСПП, где представлены наиболее крупные работодатели, акцентируют внимание на вопросах налогового бремени.

До 26% снизить страховые взносы крайне сложно, потому что это усилит давление на бюджетную систему. Дело в том, что фактически в этом случае российской федеральной казне придется компенсировать дефицит фондов социального страхования и пенсионного фонда России. Тем не менее, определенные преференции бизнесу могут быть предоставлены.

Речь может идти о некотором снижении социальных страховых взносов. Кроме того могут быть озвучены решения о снижении других налоговых направлений – например, создании льготных режимов для высокотехнологических и инновационных компаний. Такая инициатива была представлена, она может получить воплощение на встрече.

То есть, в конечном счете, в рамках мероприятия будет предпринята попытка найти баланс между социальными обязательствами государства и повышением инвестиционной привлекательности российских отраслей.

Сейчас необходимо найти средний путь между активной и во многом необдуманной инвестиционной активностью и социальными обязательствами и социальным популизмом. Это путь, который предполагает сохранение баланса между социальными обязательствами государства и нагрузкой на бизнес в России – именно этот путь и пытается обозначить премьер.

Что касается делового климата, нужно отметить, что он складывается из факторов внешних и внутренних. По внешним факторам все складывается достаточно хорошо – высокие цены на нефть обеспечивают российскому сырьевому сектору значительные интересы со стороны инвесторов, вслед за сырьевым сектором определенное обеспечение поддержки имеют ряд крупных компаний, которые связаны с этим направлением.

С другой стороны, стратегические инвестиции, которые так необходимы Российской Федерации  - для них необходимо создавать определенные режимы. Именно попытка найти определенный компромисс между положительной внешней конъюнктурой, которая нами используется для пополнения федерального бюджета и поддержки российских кампаний, создание и трансформирование экономики и налогового режима, который позволил бы качественно изменить инвестиции (превратить их из портфельных, то есть частично спекулятивных, в стратегически долгосрочные) - именно в этом будет заключаться задача правительства в ближайшие полгода.
 

Полагаю, что с учетом выступления премьера в Государственной Думе, сейчас следует заявления по бизнесу оценивать только через призму политической целесообразности. При этом понятно, что Путин не сказал ничего такого, что не звучало бы как мнение правительства раньше. Например, на встрече с РСПП упоминалась необходимость резкого повышения производительности труда.

Об этом говорили все экономические эксперты, в том числе правительственные, на протяжении «тучных лет», то есть фактически с 2000-го года. Всю дорогу говорилось о том, что рост благосостояния, в том числе рост ВВП, увеличение доходов на душу населения идет опережающими темпами по сравнению с ростом производительности труда. Это означает, что фактически население тратит не заработанные им деньги.

Для того, чтобы нормализовать экономическую ситуацию в стране, необходим рост производительности труда, опережающий рост доходов. Кризис прошел. И не только декларировано. У нас экономика растет быстрее, чем во всех остальных странах восьмерки. То есть, мы фактически вышли из кризиса, и, естественно, вновь ставится вопрос о производительности труда.

Но при этом именно сейчас это заявление не столько констатирует реально существующую потребность экономики, сколько его можно расценивать как предвыборное обещание. Не просто необходим рост производительности труда, а мы, нынешнее правительство России сделаем так, что производительность труда вырастет.

Что касается необходимости модернизировать производство, тоже говорилось не раз. Понятно, что это прозвучало на встрече в РСПП. Существует ли в России еще кто-то, кроме крупного бизнеса, кто способен вкладываться в новые технологии и улучшение ситуации с кадрами? Ответ прост - либо это делают крупные корпорации, в том числе крупные корпорации с государственным участием, либо это делает непосредственно государство. Поэтому Путин абсолютно прав, обращаясь с этими потребностями к крупным корпорациям. А с кем еще об этом разговаривать? У среднего и малого бизнеса просто не будет никогда на это свободных средств.

Что касается вопросов снижения налогового бремени, я думаю, что консолидированное мнение российского бизнеса сводится к тому, что необходимо снизить налоговую нагрузку. Правительство же в период подготовки к президентским выборам и выборам в Государственную Думу, заручаясь поддержкой российского бизнеса, обязано говорить о возможностях снижения налоговой нагрузки.

Другое дело, что когда премьер говорит сейчас о возможности снижения налоговой нагрузки, нельзя забывать, что совсем недавно именно он говорил о том, что нельзя перекладывать нагрузку с бизнеса на население. Правда, это касалось размера единого социального налога. Так что здесь можно отметить если не двойственность позиции, то, во всяком случае, у правительства узкое пространство для маневра.

Я думаю, что надежда на снижение налоговых ставок в России существует, но я также думаю, что в полной мере ожидания бизнеса никогда не будут удовлетворены. Потому что правительству любому нужно пройти между Сциллой и Харибдой – с одной стороны между необходимостью повышения социальных расходов и соответственно увеличением нагрузки на бизнес, а с другой стороны между необходимостью улучшить взаимоотношение с бизнесом и соответствующим образом снизить налоги. Это всегда как некое динамическое равновесие.
 

 

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".