Комментарий
1022 26 марта 2010 0:15

Прецедент с Русской премией

Виктор Топоров литературный критикВиктор Топоров

Виктор Топоров
литературный критикВиктор Топоров

Год назад в  колонке «Судьба Русской премии»  я рассказал о том, как заиграли это поначалу достойное начинание  тертые столичные калачи, – превратив проект по поддержке и стимулированию литераторов из Ближнего Зарубежья, сохраняющих верность русскому языку и отечественной словесности, в средство покрепче подружиться (на взаимовыгодной основе) с и без того не бедствующими «нашими бывшими людьми» из Зарубежья Дальнего.

«Русская премия нужна в том нарочито невзрачном формате, в каком она существовала первые три года, – написал я. – И категорически не нужна в амбициозно-«глобальном» варианте «первенства остального мира». Или уж переименуйте ее в «Малую Одессу» – по всемирной своей отзывчивости!»

Готовя тогдашнюю колонку, я еще не был знаком с откровенно саморазоблачительным интервью постоянного председателя жюри Русской премии Сергея Чупринина, которое побудило меня откликнуться резкой статьей «Убийство Русской премии» (на сайте «Частный корреспондент»). Тут уж на меня навешали и спустили всех собак; в частности, один из откликов, опубликованный в далеком Бостоне, именовался «Басманное правосудие на литературной ниве»; на уши встала и изряднопорядочная часть ЖЖ. В отсутствие сколько-нибудь внятных контраргументов меня просто-напросто облили помоями.

Однако брань  на вороту не виснет. В ремесле литературного  критика и публициста куда прискорбней  другое: чаще всего твои резкости и  резоны, справедливые или нет, так  и остаются неучтенными. Тем отраднее, что в данном случае дело повернулось  по-другому.

В только что  оглашенный шорт-лист Русской премии вошли восемь номинантов в трех премиальных номинациях; из них Ближнее Зарубежье представляют шесть человек, а Дальнее – только два. Более того, элементарный анализ показывает, что Дина Рубина (Израиль) и Мария Тиматкова (США) фигурируют в «большой прозе» и, соответственно, в «поэзии», скорее, для мебели, а то и просто для галочки: премию по прозе наверняка получит Мариам Петросян из Армении за уже изрядно нашумевший роман «Дом, в котором…», а по поэзии – киевский поэт и литературный деятель Александр Кабанов за сборник «Бэтмен Сагайдачный». В номинации «малая проза» премию разыграют между собой два Алексея – Курилко (Украина) и Торк (Киргизия).

То есть Русская  премия потихоньку-полегоньку – без  какого бы то ни было объявления об изменении  регламента и тем паче идеологии  и вроде бы сохраняя пресловутый курс на «всемирную отзывчивость» – перешла в нынешнем году с неправильного режима работы на правильный, на необходимость чего ей ровно год назад и было указано. Вся кувырк-коллегия – чвирики, чвирки, крюки и тарны (в двух случаях это фамилии, а в двух – названия) – оказалась меланхолично, но безжалостно отсеяна на предварительном этапе… Нет, не подумайте чего плохого: Русская премия по-прежнему занимается всем Зарубежьем, вот только награждает она теперь только представителей Зарубежья Ближнего!

Что же произошло? Внезапно прозрел или получил хорошего леща от истинных кураторов премии Чупринин? Случайно подобралось вменяемое (а с чьей-то точки зрения, наоборот, невменяемое) жюри? Перестали писать и издаваться русскоязычные «классики» из Копенгагена и Кейптауна, а «второй состав» с Брайтон-Бич по всем правилам проиграл ереванской художнице слова и вдохновенному главному редактору киевского «журнала культурного сопротивления»?

Мне – как  «вершителю Басманного правосудия на литературной ниве» – хочется верить, что в любом из возможных раскладов  сыграл свою роль мой годичной давности вердикт. Собственно говоря, именно ради такой (пусть пока и половинчатой) метаморфозы Русской премии, я и завел о ней речь год назад.

А вот прямо  сейчас сходная история разыгрывается вокруг Журнального Зала «Русского Журнала», с тихой яростью устами своих кураторов отстаивающего статус «Только для своих»: двойные стандарты, нарочитая невнятица регламента, надуманные поводы и нелепые причины отказа в приеме (в конкретном случае речь идет о журнале «Бельские просторы»), мокрогубое вранье наемных работников и матерная брань их внештатных пособников, размазанная по всему ЖЖ, – всегдашняя тактика в полное отсутствие сколько-нибудь защитимой стратегической позиции… Что ж, не привыкать.

Прецедент с  «Русской премией», знаете ли, обнадеживает.
 

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".