Статья
5606
11 ноября 2014 16:45
Президент на триместр
С 11 ноября в Государственном центральном музее кино стала вакантной должность президента музея.Эта должность в штатном расписании музея возникла не так давно — во второй декаде июля. Со дня ее основания (формально — с 1 июля 2014 года) и по 10 ноября ее занимал основатель и экс-директор Музея кино Наум Клейман, который был вынужден уволиться из учреждения «по собственному желанию» в связи с непреодолимыми противоречиями с новым руководителем учреждения Ларисой Солоницыной.
Так как никакой открытой информации о сокращении должности президента нет, то рискну предположить, что эта позиция вакантна и может представлять интерес для всех российских (и не только) деятелей культуры.
Должность «президент» не закреплена в Уставе Музея кино, так что права и обязанности человека, претендующего на замещение данной вакансии, будут сформулированы в классическом трудовом договоре между работником и работодателем, как это было зафиксировано в случае с Наумом Клейманом. Надеюсь, что статус договора останется бессрочным, хотя новый директор говорила, что министерство культуры требует заключать новые контракты лишь на определенный срок. Если ориентироваться на предыдущий опыт — Клейман продержался на данном посту всего лишь 4 месяца — то можно рекомендовать прописать именно такой срок в договоре. Тогда людям, которых не возьмут сразу на эту должность из-за высокой конкуренции, не будет чересчур обидно, ведь через триместр будет объявлен новый конкурс, и у человека появляется новый шанс.
Также я посоветовал бы обратиться именно к процедуре конкурса, ведь это покажет административную открытость Музея кино и прозрачность в принимаемых решениях.
Главный вопрос — каким должен быть соискатель. Обратимся к соответствующим разделам Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих. Там прописано, что «президент организации культуры и искусства» должен разбираться в законах и нормативным правовых актах, касающихся вопросов культуры и искусства, перспективах развития научной и культурной жизни страны, основах культуроведения и искусства, методах проведения научно-исследовательской, экспозиционно-выставочной, методической, реставрационной, издательской работы, отечественном и зарубежном опыте в сфере культуры и искусства, научных и технических достижениях в сфере культуры и искусства, психологии управления, социологии труда и основах трудового законодательства, а также правилах по охране труда и пожарной безопасности.
Существуют вполне определенные требования к квалификации будущего президента Музея кино. Он должен обладать высшим профессиональным образованием (причем неважно, какое оно — юридическое, культуры и искусства, педагогическое, техническое или экономическое), стажем работы в организациях культуры и искусства не менее 20 лет, в том числе в должности руководителя (директора, генерального директора, художественного руководителя) не менее 10 лет.
Если вы увидели в этом описании себя — срочно записывайтесь на прием!
Можно предположить, что должностные обязанности нового президента не слишком изменятся по сравнению с теми, которые были зафиксированы в контракте с Наумом Клейманом. Президент обязан «участвовать в разработке концепции развития музея, определять его творческую стратегию, тематику кинопоказов, выставок; определять экскурсионную, научную, экспозиционную, образовательную и издательскую деятельность; принимать участие в конференциях, семинарах, выставках, творческих встречах, фестивалях; консультировать по вопросам комлектования, хранения, собирания документов и материалов, представляющих интерес для музея и их публичного представления; участвовать в вопросах восстановления, реставрации и пополнения фондов музея». Также, если новый президент добьется организации Ученого совета Музея кино, то его и возглавит. От предшественника, возможно, ему перепадет заведование научно-мемориальным кабинетом С. М. Эйзенштейна. Хотя последнее является спорным моментом, потому что новый директор иногда не считает, что Кабинет Эйзенштейна является частью музея.
Соискателю на эту должность не стоит опасаться объема работ, ведь опыт показывает, что новая администрация готова смириться с церемониальным статусом должности и даже не посвящать президента музея в дела учреждения, будь то открытие филиала в Ялте или «захват» у московских властей кинотеатра «Художественный». Да и коллектив, уверен, не будет возражать против такого широкого круга обязанностей президента, ведь, как это отмечалось ранее в пресс-релизах Музея кино, «действительные полномочия Президента Музея кино частично совпадают с теми компетенциями, которые были предложены трудовым коллективом Музея кино».
Кстати, если легислатура президента Музея кино совпадет с отпускным сезоном, то можно хорошенько отдохнуть, ведь президент обязан «представлять музей на международных мероприятиях по предварительно согласованным вопросам, связанным с развитием культуры и искусства, популяризировать культурное наследие музея». Нужно только обосновать!
Работодателем нового президента будет директор Музея кино Лариса Оттовна Солоницына, у которой нет никаких ограничений на количество сроков подряд.
Еще нельзя опаздывать: с этим в Музее кино в последнее время было строго. Президент обязан следовать букве закона и соблюдать действующие в учреждении Правила внутреннего трудового распорядка, которые требуют присутствия на рабочем месте в строго определенные часы. Правда, можно договориться об индивидуальном графике, но с потерей в зарплате.
Кстати, платят в Музее кино хорошо (иногда даже говорят, что слишком). Есть лишь одно ограничение — уровень зарплаты президента не может превышать то ли 90, то ли 95 процентов от уровня зарплаты директора. Так что, если президент будет помогать росту доходов директора, то это может сказаться и на его собственных заработках.
И еще. Счастливчику, ставшему новым президентом Музея кино, желательно сразу подружиться с Общим отделом (который иногда кажется Первым). Это может поспособствовать в успешном прохождении следующего конкурса.
Чем не вакансия мечты?
Павел Шведов, журналист, кинокритик
15 декабря 2017
Интервью
Новая жизнь кинематографа
Максим Муссель о кино, которое снимается
на мобильные телефоны
22 декабря 2015
Общество
В поисках настоящего
В России без лишнего шума подходит к концу
Год литературы и наступает Год кино. Существует даже план, согласно которому «киносети обязуются приложить максимальные усилия для демонстрации российских фильмов в объеме не менее 20% экранного времени в течение всего года».
12 июля 2015
Украина и Донбасс
Странное кино
Судьба отечественных кинотеатров стала
едва ли не главной темой этой недели. Министр культуры Владимир Мединский шокировал общественность предложением облагать НДС билеты в кинотеатры на иностранные фильмы. Понимания среди кинематографистов и экономистов идея не нашла.