Статья
1189 14 апреля 2010 11:56

Президент утвердил Национальную стратегию противодействия коррупции

Президент РФ Дмитрий Медведев своим указом утвердил Национальную стратегию противодействия коррупции, сообщила пресс-служба Кремля.

Национальный план противодействия коррупции на 2010 - 2011 годы утвержден в новой редакции.

Дмитрий Медведев поручил руководителю своей администрации, председателю президиума Совета при президенте по противодействию коррупции Сергею Нарышкину представлять главе государства один раз в год доклад о ходе выполнения национального плана противодействия коррупции на 2010 - 2011 годы и предложения по совершенствованию деятельности, направленной на противодействие коррупции, сообщает «Интерфакс».

В указе содержатся требования руководителям федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов: принимать действенные меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов на государственной службе; руководствуясь Национальной стратегией противодействия коррупции и Национальным планом противодействия коррупции на 2010-2011 годы, внести до 1 июня 2010 г. в планы соответствующих федеральных органов исполнительной власти и иных государственных органов по противодействию коррупции изменения, направленные на достижение конкретных результатов.

Чиновники должны организовать контроль за выполнением мероприятий, предусмотренных антикоррупционными планами, оказывать содействие СМИ в широком освещении мер по противодействию коррупции, принимаемых соответствующими федеральными органами исполнительной власти, иными государственными органами.

Также предлагается обобщить практику рассмотрения обращений граждан и организаций по фактам коррупции и принять меры по повышению результативности и эффективности работы с указанными обращениями.

Кроме того, необходимо усиление антикоррупционной составляющей при организации профессиональной переподготовки, повышения квалификации или стажировки федеральных государственных служащих.

Президент рекомендовал Счетной палате Российской Федерации при представлении информации о результатах проводимых контрольных мероприятий отражать вопросы, касающиеся предупреждения коррупции и борьбы с ней.

Помимо этого, Общественной палате, Торгово-промышленной палате Российской Федерации, общероссийской общественной организации «Ассоциация юристов России», политическим партиям и общественным организациям, объединяющим промышленников и предпринимателей, другим общественным объединениям предложено «проводить работу по формированию в обществе нетерпимого отношения к коррупционному поведению».

Национальный план противодействия коррупции, утвержденный президентом 31 июля 2008 года, наряду с конкретными антикоррупционными мероприятиями, содержал ряд мер общего стратегического характера. Анализ работы государственных и общественных институтов по выполнению данного Национального плана противодействия коррупции показал необходимость наличия двух самостоятельных документов: Национальной стратегии, определяющей основные направления государственной антикоррупционной политики на среднесрочную перспективу и этапы ее реализации, и обновляемого каждые два года Национального плана, являющегося инструментом претворения в жизнь стратегии.

В связи с этим указом президента утверждается Национальная стратегия противодействия коррупции и излагается Национальный план противодействия коррупции в новой редакции.

Национальная стратегия противодействия коррупции - общий программный документ, положения которого направлены на устранение коренных причин коррупции в обществе и должны последовательно конкретизироваться с учетом требований времени в Национальном плане противодействия коррупции на соответствующий период, а также в планах по противодействию коррупции федеральных государственных органов, органов государственной власти субъектов РФ и муниципальных образований.

Одной из важнейших задач при реализации государственной антикоррупционной политики является задача по коренному перелому общественного сознания, формированию в обществе атмосферы жесткого неприятия коррупции.

Для решения этой задачи необходимо планомерно повышать правовую культуру населения, достигать максимальной прозрачности процедур предоставления государственных услуг, а также постоянной адресной профилактической работой во всех государственных и муниципальных органах и в саморегулируемых организациях.

Национальный план противодействия коррупции на 2010 - 2011 годы закрепляет систематизированный перечень мероприятий антикоррупционного характера, определяет их исполнителей, формы, средства и сроки их реализации, параметры ожидаемых результатов.

Настоящий этап реализации антикоррупционной политики направлен на организацию исполнения Федерального закона «О противодействии коррупции» и других нормативных правовых актов РФ.

В связи с этим в Национальный план противодействия коррупции на 2010 - 2011 годы включен ряд организационных мер, направленных:

на развитие нормативно-правовой базы федеральных государственных органов, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по противодействию коррупции;

на организацию работы подразделений кадровых служб федеральных органов исполнительной власти по профилактике коррупционных и иных правонарушений;

на совершенствование деятельности комиссий по соблюдению требований к служебному поведению лиц, замещающих должности государственной службы всех видов, и урегулированию конфликта интересов и на совершенствование нормативно-правового регулирования деятельности указанных комиссий;

на проведение социологических исследований уровня коррупции и эффективности антикоррупционных мер;

на обучение федеральных государственных служащих, в должностные обязанности которых входит участие в противодействии коррупции.

Ряд положений Национальной стратегии противодействия коррупции отражен или будет отражен в других актах президента РФ, правительства, федеральных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Поэтому в Национальном плане противодействия коррупции на 2010 - 2011 годы закреплены те мероприятия, реализация которых не предусмотрена иными актами и которые имеют непосредственное отношение к противодействию коррупции.

В результате Национальная стратегия противодействия коррупции, Национальный план противодействия коррупции на соответствующий период, планы по противодействию коррупции федеральных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований образуют динамичную, постоянно обновляемую в соответствии с требованиями времени и с учетом федеративного устройства Российской Федерации систему мер по противодействию коррупции.

Необходимо отметить, что на целесообразность официального закрепления именно такой системы мер по противодействию коррупции нацеливает одна из рекомендаций Группы государств против коррупции (ГРЕКО).

Национальная стратегия противодействия коррупции и Национальный план противодействия коррупции на 2010 - 2011 годы размещены на официальном сайте Президента России.

Комментарии экспертов

Жесткое неприятие коррупции вряд ли может сформироваться в нашем обществе довольно быстро - здесь я большой пессимист. Во-первых, есть очень печальные национальные традиции. Во-вторых, будет серьёзнейшее внутреннее сопротивление, которое никто никогда не выскажет вслух. Ни один чиновник ничего не скажет с экрана, кроме того, что он аплодирует и страшно рад тому, что наконец-то началась борьба с коррупцией. Но в то же самое время государственная машина и иные машины, которые в России работают рядом с государством, без смазки коррупции вообще, пожалуй, не крутились бы.

Пока я знаком только с самыми общими положениями Национальной стратегии, этими изменениями, которые сейчас будут в неё внесены. Я знаю, что она будет меняться каждые 2 года. Каждый год будут подводиться итоги борьбы и приблизительно раз в 2 года будут изменяться ходы, при помощи которых эта борьба с коррупцией будет вестись. Это правильный шаг.

Мне всегда казалось, что борьба с коррупцией – это не лозунги и не воспитание населения (хотя и это, наверное, неплохо). Мне кажется, что в наше время для того, чтобы победить коррупцию, необходимо создавать и проводить в жизнь абсолютно точные социальные и иные технологии. Есть технологические решения. По крайней мере, в некоторых сферах коррупцию победить можно при помощи современной технологии, если мы переведём получение нашего заграничного паспорта полностью в интернет или переложим получение каких-то документов на электронные плечи и не будет ни малейшего зазора.

Если мы где-то оставим маленький зазорчик, где надо будет прийти к чиновнику и чего-то ему дать - бумажку или ещё что-нибудь, то он устроит коррупционную засаду, он построит, как бобёр, коррупционную плотину, и она немедленно всё затопит. Когда прорабатываешь такие технологии, нельзя оставлять возможностей построить запруды. Везде, где они могут быть построены, они будут построены огромные. Над этим надо сидеть и работать. Кто этим будет заниматься? Чиновники. А чиновникам это надо?

Нужна такая технология, чтобы тот чиновник, который помогает себе или другим устраивать такие коррупционные ловушки, пылесосить отъём денег у населения, в ту же секунду вылетал с работы, дальше у него на руке была бы чёрная метка, и он больше никогда не смог бы серьёзно продвигаться по карьерной линии, и получил бы всё, что полагается по закону. Таких историй должно накопиться некоторое критическое количество, чтобы наши весёлые и отчаянные коррупционеры наконец почесали голову и задали себе простой вопрос: «А что мне выгоднее? Мне выгоднее всю жизнь работать честно, двигаться по карьерной лестнице, служить царю и отечеству, выйти с медалями, с пожалованными мне землями, деревеньками и душами, и всё это унаследуют мои сыновья и дочери, или мне, как сейчас это происходит, попытаться урвать один раз в жизни и смыться?».

Как только произойдёт такая удивительная вещь, что значительное количество людей (которые вообще-то не хотят быть ворами, но иногда их просто жизнь туда заталкивает) подумает так и выберет честный путь, и этот честный путь окажется для них если не выгоднее, то, по крайней мере, безопаснее, суммарно интереснее и почётнее – вот тогда можно говорить, что мы сделали большой шаг вперёд. Все наши разговоры пока показывают совершенно противоположное – «урви быстро, садись на золотую жилу, на поток и бери, пока рука гребёт, завтра может уже не получиться».

Мы же на каждом шагу слышим, как ребята ловко устроились, просидели на каком-нибудь потоке, всё стырили и смылись. А где они теперь? В Швейцарии. И как там живут? Отлично. «- Видел Васю? - Видел. - Где? - А в Каннах гуляет. - И чего? - А ничего, прекрасно себя чувствует». Муки совести, опасения, что его поймают, волнуют Васю? Нет, Васю это не волнует. И у нас в обществе, особенно в правящем классе, это нормативное поведение. «Куда без отката-то?» А когда борзеет кто-то и откат неимоверных размеров, говорят: «Да ты что, ну столько нельзя, ну ты чего, мужик, охолонь».

Пока это устроено вот так, и работа предстоит колоссальная. Надо в каждом конкретном случае продумывать технологии, при которых этих историй становилось бы меньше. Это тяжёлая работа - надо создавать и правовую культуру и всё остальное, всё это верно. Но чисто не там, где подметают; чисто там, где не мусорят. А как сделать, чтобы люди не мусорили? Одними уговорами не получится. Нужны жёсткие, хитроумные, очень точные меры, чтобы люди не мусорили, чтобы им было невыгодно воровать. Нужен целый комплекс мер.

Надо сделать так, чтобы бороться с коррупцией было выгодно. Cейчас с ней бороться абсолютно невыгодно. Как у нас происходит борьба с коррупцией? Надо получить государственные деньги, на половину из них навыпускать чудесных плакатов «Смерть коррупционерам», развесить их вдоль всех дорог, вторую половину прикарманить, и получится всё то же Вася в Каннах вид сбоку. Всё это звучит несколько пессимистично, но на самом деле борьба с коррупцией – это такая история, что если вообще ничего не делать, то вообще ничего никогда не будет. Это постоянная история. Поэтому бороться надо, и то, что предпринимаются новые ходы – это абсолютно правильно.

22 марта 2024 Новости  Дипфейки — новое политическое оружие Правительства, которые распространяют дипфейки за рубежом, сталкиваются с риском утраты доверия собственного населения к СМИ и другим источникам новостей, утверждает группа экспертов американского аналитического центра CSIS. Это, в свою очередь, облегчит противникам распространение дезинформации, а внутренним субъектам будет проще использовать дипфейк, чтобы подорвать доверие общества к правительству и повлиять на выборы, а также уменьшить поддержку вооруженных сил страны, предупреждают эксперты в докладе «Government Use of Deepfakes: The Questions to Ask».  28 февраля 2024 Колонки
Россия будущего
 Россия будущего Михаил Карягин о пяти линиях трансформации политической системы
20 февраля 2024 Колонки
Каким может быть российский политический консерватизм?
 Каким может быть российский политический консерватизм? Борис Межуев о четырех базовых запросах
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".