Статья
538 13 сентября 2010 8:23

Президентская дипломатия

Осенью 2010 года будет зафиксирован очередной этап активизации российско-американских отношений. Основными действующими лицами данного периода станут президенты двух держав Дмитрий Медведев и Барак Обама. С сентября по декабрь лидеры РФ и США примут участие в работе трёх международных форумов, на которых возможно проведение встреч между ними. Это 65-я сессия Генеральной Ассамблеи ООН, которая откроется в Нью-Йорке 14 сентября, саммит «Группы двадцати» в Сеуле (пройдет 11-12 ноября) и саммит АТЭС в Иокогаме (намечен на 13-14 ноября). В ходе обозначенных мероприятий Медведев и Обама могут встретиться «на полях» как минимум дважды (скорее всего, это произойдет в Нью-Йорке и Иокогаме).

График потенциальных контактов между президентами России и Соединенных Штатов говорит о том, что дипломатия президентов является центральным звеном текущего взаимодействия по линии Москва-Вашингтон. Все основные решения между державами принимаются именно на президентском уровне. Причем это касается как формального завершения переговорного процесса по тем или иным вопросам, так и запуска принципиально новых инициатив в межгосударственном диалоге. Так, встреча Медведева и Обамы в Лондоне «на полях» саммита «Группы двадцати» 1 апреля 2009 года стала катализатором процесса согласования текста нового договора о сокращении стратегических наступательных вооружениях (СНВ). 24 апреля группы переговорщиков двух держав провели «ознакомительную» встречу в Риме. А 19–20 мая в Москве прошел первый полноценный раунд консультаций по выработке новой договоренности на замену Договора о СНВ-I. Двусторонний саммит в столице России, состоявшийся 6-7 июля 2009 года, завершил переговоры по открытию северного транспортного «коридора» для обеспечения континента ВС США в Афганистане и процесс согласования формата новой структуры, отвечающей за прямое взаимодействие между администрациями двух стран. Подтверждением этому стало соответствующее межправительственное соглашение и официальное решение о создании российско-американской Президентской комиссии. Одновременно июльская встреча на высшем уровне задала общий вектор основной фазы переговоров по СНВ. В свою очередь встреча Медведева и Обамы «на полях» Генеральной ассамблеи ООН 23 сентября 2009 года дала старт сближению позиций Москвы и Вашингтона по иранскому вопросу. А саммит США-РФ 24 июня 2010 года положил начало очередной стадии переговоров по вступлению России в ВТО и новому витку дискуссии об отмене поправки Джексона-Вэника.

Прикладное вовлечение Медведева и Обамы во все практические сегменты российско-американских отношений в период «перезагрузки» и после её окончания говорит о том, что контакты между главами двух государств являются «несущей конструкцией» текущей «разрядки». С самого начала процесса двустороннего сближения лидеры России и Соединенных Штатов «условились», что именно они будут определять характер и динамику межгосударственных отношений. И свой статус «главных архитекторов» сближения они сохраняют до настоящего времени, что наглядно подтверждает телефонный разговор между ними от 12 августа 2010 года. В ходе беседы лидеры двух стран обсудили график предстоящих контактов на международных форумах. Построение доверительных связей по линии Москва-Вашингтон входит в сферу преференциальных внешнеполитических интересов двух президентов. Они вникают в процесс формирования, согласования, утверждения и реализации решений своих правительств по вопросам двустороннего взаимодействия.

При этом складывание осевого звена «разрядки» было зафиксировано до её формального начала в феврале 2009 года. Уже 8 ноября 2008 года Медведев по телефону поздравил Обаму с победой на выборах президента США 4 ноября и с убедительным общим успехом Демократической партии на выборах в Конгресс. При этом стороны выразили «стремление к налаживанию конструктивного и позитивного взаимодействия на благо международной стабильности и развития». А уже 12 декабря 2008 года общие предложения Обамы по нормализации двусторонних контактов были изложены Медведеву в Кремле бывшим госсекретарём США Генри Киссинджером. Тем самым президенты, общаясь в «удаленном режиме», взяли на себя основную ответственность за восстановление доверительного взаимодействия между двумя державами.

Подобная оперативность в установлении персональной линии связи между президентами во многом объясняется сложностью проблем, сложившихся в российско-американских отношениях к концу 2008 года. Из-за нежелания администрации Джорджа Буша-мл. поддерживать доверительные связи с Москвой (особенно после проведения РФ гуманитарной интервенции в Южной Осетии в августе 2008 года), стороны прекратили взаимодействие по целому ряду предметных направлений. В частности, были полностью приостановлены консультации по вопросу подготовки нового договора по сокращению СНВ, несмотря на то, что срок действия Договора СНВ-I истекал 5 декабря 2009 года. Белый дом и Кремль прервали диалог в сфере укрепления режима ядерного нераспространения. Прекратились контакты и по линии спецслужб, в частности, в области борьбы с терроризмом. Республиканское правительство в одностороннем порядке «заморозило» сотрудничество с РФ в сфере атомной энергетики. В состоянии «забвения» пребывали двусторонние экономические контакты. Был полностью приостановлен процесс вступления России в ВТО. Для того чтобы решить эти проблемы, Обаме и Медведеву пришлось взять контроль за ситуацией в свои руки. Президенты решили подойти к преодолению «сложного наследства», сложившегося в российско-американском диалоге в 2003-2008 годах, лично. Реализацию такого подхода могла обеспечить только президентская дипломатия.

Кроме этого следует учитывать, что достаточно быстрое складывание линии персональной связи между главами РФ и США стало данью традиции современным российско-американским отношениям. Дипломатия президентов Медведева и Обамы развивается в рамках общих правил игры, существующих в двустороннем взаимодействии с 1991 года. Она является логическим продолжением формата личных президентских связей, сформировавшегося после самороспуска СССР, который, в свою очередь, выступает продолжением диалоговой модели отношений между лидерами государств, существовавшего в период Холодной войны. На основе примата президентской дипломатии РФ и США строили двустороннее взаимодействие и в 1990-х и в 2000-х годах. Сначала в их основе лежали прямые связи между президентами Уильямом (Биллом) Клинтоном и Борисом Ельциным. Достаточно подробно эту практику межгосударственного диалога разобрал в своей работе «Билл и Борис. Записки о президентской дипломатии» Строуб Тэлботт, занимавший в 1994-2001 годах пост первого заместителя государственного секретаря. Затем этот формат двусторонних связей поддержали президенты Буш-мл. и Владимир Путин. К 2009 году режим прямого диалога между первыми лицами двух держав все также сохранял за собой статус неотъемлемой составляющей взаимоотношений РФ и США. И вполне естественно, что Обама и Медведев решили воспользоваться этим относительно простым, но, в то же время концентрированным функциональным механизмом для запуска нового этапа в развитии межгосударственных контактов. Президентская дипломатия воспринималась ими как традиционный стандарт российско-американских отношений, весьма эффективный для преодоления взаимного размежевания.

Историческая обусловленность повлияла и на персональный состав пула организаторов текущей версии президентской дипломатии. В числе политических фигур, обеспечивших установление прямого контакта между Обамой и Медведевым, оказались те субъекты, которые уже решали подобные задачи в 1970-1990 годах. Они разделяются на две группы. Первую составляют неофициальные советники Обамы по России, не вошедшие в состав его кабинета. Речь, прежде всего, идет о Киссинджере, Тэлботте (также выступает основным неофициальным советником государственного секретаря Хиллари Клинтон) и Томасе Грэме (с 2004 по 2007 год - специальный помощник президента и старший директор СНБ по России). Именно они отвечали за установление первых контактов с Кремлем и «зондирование» российского руководства на предмет возможной «разрядки». Вторую группу составляют уже представители администрации, специализирующиеся как на общих вопросах внешней политики США, так и на русском направлении. Среди этого пула можно отметить начальника аппарата Совета национальной безопасности (СНБ) Дениса Макдоноу и старшего директора СНБ по делам России и Евразии Майкла Макфола. Первый отвечает за разработку поведения президента на русском треке в контексте общего формата активности Обамы на международной арене. А второй курирует подготовку прикладных рекомендаций для главы государства по вопросам российско-американских отношений в сфере политики и обороны. Помимо этого Макфол является и основным штатным консультантом Обамы по России.

Максим Минаев, ведущий эксперт Центра политической конъюнктуры

27 марта 2024 Новости  Выборы президента США: роль женщин и независимых избирателей Итоги президентских выборов в США будут зависеть от того, за кого проголосуют независимые избиратели, а также женщины, отмечают эксперты американских аналитических центров. Они также указывают на ненадёжность нынешнего преимущества Трампа, которое демонстрируют социологические опросы. 19 марта 2024 Новости  Запад настраивают на поглощение Армении Соединенным Штатам следует начать продавать Армении оружие в случае нового вооруженного конфликта с Азербайджаном, пишет группа экспертов американского аналитического центра RAND*. По их словам, после карабахской войны Армения в настоящий момент находится в политическом кризисе. 15 марта 2024 Новости  Угроза национальной безопасности: американские эксперты о запрете TikTok TikTok угрожает национальной безопасности США, считают эксперты американских аналитических центров. По их словам, соцсеть является частью операции влияния китайского правительства, имеющей целью повлиять на политику США, однако новый законопроект о запрете этой социальной сети несет в себе определенные риски и вызывает вопросы о конституционности такого решения.
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".