Статья
13 Сентября 2010 8:23

Президентская дипломатия

Осенью 2010 года будет зафиксирован очередной этап активизации российско-американских отношений. Основными действующими лицами данного периода станут президенты двух держав Дмитрий Медведев и Барак Обама. С сентября по декабрь лидеры РФ и США примут участие в работе трёх международных форумов, на которых возможно проведение встреч между ними. Это 65-я сессия Генеральной Ассамблеи ООН, которая откроется в Нью-Йорке 14 сентября, саммит «Группы двадцати» в Сеуле (пройдет 11-12 ноября) и саммит АТЭС в Иокогаме (намечен на 13-14 ноября). В ходе обозначенных мероприятий Медведев и Обама могут встретиться «на полях» как минимум дважды (скорее всего, это произойдет в Нью-Йорке и Иокогаме).

График потенциальных контактов между президентами России и Соединенных Штатов говорит о том, что дипломатия президентов является центральным звеном текущего взаимодействия по линии Москва-Вашингтон. Все основные решения между державами принимаются именно на президентском уровне. Причем это касается как формального завершения переговорного процесса по тем или иным вопросам, так и запуска принципиально новых инициатив в межгосударственном диалоге. Так, встреча Медведева и Обамы в Лондоне «на полях» саммита «Группы двадцати» 1 апреля 2009 года стала катализатором процесса согласования текста нового договора о сокращении стратегических наступательных вооружениях (СНВ). 24 апреля группы переговорщиков двух держав провели «ознакомительную» встречу в Риме. А 19–20 мая в Москве прошел первый полноценный раунд консультаций по выработке новой договоренности на замену Договора о СНВ-I. Двусторонний саммит в столице России, состоявшийся 6-7 июля 2009 года, завершил переговоры по открытию северного транспортного «коридора» для обеспечения континента ВС США в Афганистане и процесс согласования формата новой структуры, отвечающей за прямое взаимодействие между администрациями двух стран. Подтверждением этому стало соответствующее межправительственное соглашение и официальное решение о создании российско-американской Президентской комиссии. Одновременно июльская встреча на высшем уровне задала общий вектор основной фазы переговоров по СНВ. В свою очередь встреча Медведева и Обамы «на полях» Генеральной ассамблеи ООН 23 сентября 2009 года дала старт сближению позиций Москвы и Вашингтона по иранскому вопросу. А саммит США-РФ 24 июня 2010 года положил начало очередной стадии переговоров по вступлению России в ВТО и новому витку дискуссии об отмене поправки Джексона-Вэника.

Прикладное вовлечение Медведева и Обамы во все практические сегменты российско-американских отношений в период «перезагрузки» и после её окончания говорит о том, что контакты между главами двух государств являются «несущей конструкцией» текущей «разрядки». С самого начала процесса двустороннего сближения лидеры России и Соединенных Штатов «условились», что именно они будут определять характер и динамику межгосударственных отношений. И свой статус «главных архитекторов» сближения они сохраняют до настоящего времени, что наглядно подтверждает телефонный разговор между ними от 12 августа 2010 года. В ходе беседы лидеры двух стран обсудили график предстоящих контактов на международных форумах. Построение доверительных связей по линии Москва-Вашингтон входит в сферу преференциальных внешнеполитических интересов двух президентов. Они вникают в процесс формирования, согласования, утверждения и реализации решений своих правительств по вопросам двустороннего взаимодействия.

При этом складывание осевого звена «разрядки» было зафиксировано до её формального начала в феврале 2009 года. Уже 8 ноября 2008 года Медведев по телефону поздравил Обаму с победой на выборах президента США 4 ноября и с убедительным общим успехом Демократической партии на выборах в Конгресс. При этом стороны выразили «стремление к налаживанию конструктивного и позитивного взаимодействия на благо международной стабильности и развития». А уже 12 декабря 2008 года общие предложения Обамы по нормализации двусторонних контактов были изложены Медведеву в Кремле бывшим госсекретарём США Генри Киссинджером. Тем самым президенты, общаясь в «удаленном режиме», взяли на себя основную ответственность за восстановление доверительного взаимодействия между двумя державами.

Подобная оперативность в установлении персональной линии связи между президентами во многом объясняется сложностью проблем, сложившихся в российско-американских отношениях к концу 2008 года. Из-за нежелания администрации Джорджа Буша-мл. поддерживать доверительные связи с Москвой (особенно после проведения РФ гуманитарной интервенции в Южной Осетии в августе 2008 года), стороны прекратили взаимодействие по целому ряду предметных направлений. В частности, были полностью приостановлены консультации по вопросу подготовки нового договора по сокращению СНВ, несмотря на то, что срок действия Договора СНВ-I истекал 5 декабря 2009 года. Белый дом и Кремль прервали диалог в сфере укрепления режима ядерного нераспространения. Прекратились контакты и по линии спецслужб, в частности, в области борьбы с терроризмом. Республиканское правительство в одностороннем порядке «заморозило» сотрудничество с РФ в сфере атомной энергетики. В состоянии «забвения» пребывали двусторонние экономические контакты. Был полностью приостановлен процесс вступления России в ВТО. Для того чтобы решить эти проблемы, Обаме и Медведеву пришлось взять контроль за ситуацией в свои руки. Президенты решили подойти к преодолению «сложного наследства», сложившегося в российско-американском диалоге в 2003-2008 годах, лично. Реализацию такого подхода могла обеспечить только президентская дипломатия.

Кроме этого следует учитывать, что достаточно быстрое складывание линии персональной связи между главами РФ и США стало данью традиции современным российско-американским отношениям. Дипломатия президентов Медведева и Обамы развивается в рамках общих правил игры, существующих в двустороннем взаимодействии с 1991 года. Она является логическим продолжением формата личных президентских связей, сформировавшегося после самороспуска СССР, который, в свою очередь, выступает продолжением диалоговой модели отношений между лидерами государств, существовавшего в период Холодной войны. На основе примата президентской дипломатии РФ и США строили двустороннее взаимодействие и в 1990-х и в 2000-х годах. Сначала в их основе лежали прямые связи между президентами Уильямом (Биллом) Клинтоном и Борисом Ельциным. Достаточно подробно эту практику межгосударственного диалога разобрал в своей работе «Билл и Борис. Записки о президентской дипломатии» Строуб Тэлботт, занимавший в 1994-2001 годах пост первого заместителя государственного секретаря. Затем этот формат двусторонних связей поддержали президенты Буш-мл. и Владимир Путин. К 2009 году режим прямого диалога между первыми лицами двух держав все также сохранял за собой статус неотъемлемой составляющей взаимоотношений РФ и США. И вполне естественно, что Обама и Медведев решили воспользоваться этим относительно простым, но, в то же время концентрированным функциональным механизмом для запуска нового этапа в развитии межгосударственных контактов. Президентская дипломатия воспринималась ими как традиционный стандарт российско-американских отношений, весьма эффективный для преодоления взаимного размежевания.

Историческая обусловленность повлияла и на персональный состав пула организаторов текущей версии президентской дипломатии. В числе политических фигур, обеспечивших установление прямого контакта между Обамой и Медведевым, оказались те субъекты, которые уже решали подобные задачи в 1970-1990 годах. Они разделяются на две группы. Первую составляют неофициальные советники Обамы по России, не вошедшие в состав его кабинета. Речь, прежде всего, идет о Киссинджере, Тэлботте (также выступает основным неофициальным советником государственного секретаря Хиллари Клинтон) и Томасе Грэме (с 2004 по 2007 год - специальный помощник президента и старший директор СНБ по России). Именно они отвечали за установление первых контактов с Кремлем и «зондирование» российского руководства на предмет возможной «разрядки». Вторую группу составляют уже представители администрации, специализирующиеся как на общих вопросах внешней политики США, так и на русском направлении. Среди этого пула можно отметить начальника аппарата Совета национальной безопасности (СНБ) Дениса Макдоноу и старшего директора СНБ по делам России и Евразии Майкла Макфола. Первый отвечает за разработку поведения президента на русском треке в контексте общего формата активности Обамы на международной арене. А второй курирует подготовку прикладных рекомендаций для главы государства по вопросам российско-американских отношений в сфере политики и обороны. Помимо этого Макфол является и основным штатным консультантом Обамы по России.

Максим Минаев, ведущий эксперт Центра политической конъюнктуры

19 Апреля 2017 Анонс
Отчет премьера в Думе
 Отчет премьера в Думе 19 апреля в Государственной Думе состоится ежегодный отчет правительства. В этот раз он будет проходить в более жестких условиях. Совет Думы принял решение впервые увеличить количество устных вопросов премьер-министру РФ на отчете правительства в нижней палате парламента
23 Марта 2017 Новости  Госдума спросит с Медведева Совет Думы принял решение увеличить количество устных вопросов премьер-министру РФ на отчете правительства в нижней палате парламента 19 апреля. Учитывая информационный фон вокруг Медведева, мы можем ожидать жестких и неудобных вопросов. 14 Марта 2017 Новости  Путин: Медведева не уберегли Премьер-министр Дмитрий Медведев заболел гриппом, сообщил президент Владимир Путин на совещании с членами кабмина. По словам главы государства, эпидемиологическая ситуация в России остается серьезной и Дмитрия Анатольевича «не уберегли».
  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".