Статья
1527 1 июня 2009 0:02

Президиум правительства

Президиум правительства РФ рассмотрел итоги исполнения федерального бюджета за 2008г. С докладом выступил заместитель председателя правительства, министр финансов Российской Федерации Алексей Кудрин.

Как передет "Интерфакс" со ссылкой на источник в кабинете министров, доходы федерального бюджета в 2008 году сложились в объеме 9 трлн 275,9 млрд рублей, что на 3,5% больше, чем утверждено в бюджете на 2008 год, или 22,3% к ВВП.

По предварительной оценке Минфина, опубликованной в январе 2009 года, доходы в 2008 году составили 9 трлн 258,06 млрд рублей.

Расходы по кассовому исполнению равнялись в 2008 году 7 трлн 570,9 млрд рублей, или 97,8% к уточненной росписи расходов и 18,2% к ВВП.

По предварительной январской оценке Минфина, расходы равнялись 7 трлн 560,87 млрд рублей.

Профицит бюджета в 2008 году составил 1 трлн 705 млрд рублей, или 4,1% ВВП. Предварительная оценка Минфина по профициту бюджета была равна 1 трлн 697,19 млрд рублей, или 4% ВВП.

Как отметил источник, расходы федерального бюджета в 2008 году составили максимальную величину в процентах к ВВП за последние 10 лет. При этом профицит федерального бюджета с 2005 года постоянно снижался и сократился в 2008 году до минимального значения к объему ВВП.

Объем госдолга на 1 января 2009 года составлял 2 трлн 692 млрд рублей, что на 89,2 млрд рублей больше, чем на начало 2008 года. Доля внутреннего долга увеличилась в 2008 году с 54,2% до 55,7%, доля внешнего - снизилась с 45,8% до 44,3%.

Нефтегазовые доходы в 2008 году составили 4 трлн 389,4 млрд рублей (+3,3% к прогнозу), ненефтегазовые доходы - 4 трлн 886,5 млрд рублей (+3,6%).

Налоговые доходы в 2008 году равнялись 5 трлн 232,7 млрд рублей (+2,2% к прогнозу), неналоговые доходы - 4 трлн 041,9 млрд рублей (+5,1% к прогнозу).

Задолженность по уплате налогов, сборов, пеней и штрафных санкций на 1 января 2009 года составила 968,7 млрд рублей, в том числе по федеральным налогам - 826,7 млрд рублей.

Источник также сообщил, что неравномерность исполнения кассовых расходов бюджета наблюдалась и в 2008 году. В частности, в первом квартале исполнение составило 17,6%, во втором квартале - 22%, в третьем квартале - 21,1%, в четвертом квартале - 39,3%.

Наименьшее исполнение кассовых расходов наблюдалось, в частности, у Минэнерго (88,6%), Минкомсвязи (89,5%), Минрегионразвития (88,8%), Росжелдора (84,7%).

Кассовое исполнение нацпроектов составило 283 млрд рублей, или 94,6% к уточненной бюджетной росписи. Кассовое исполнение ФЦП составило 768,8 млрд рублей (97,2% к росписи). При этом 37 программ было исполнено на 95-100%, 10 программ - на 76-95%. Финансирование трех программ ("Мировой океан", "Господдержка развития муниципальных образований", "Социально-экономическое развитие Чечни") осуществлялось только в четвертом квартале 2008 года, в частности, в связи с длительным согласованием корректировок этих ФЦП.

Также в ходе заседания будет сделан доклад Об исполнении бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за 2008 год.

За 2008 год бюджет Фонда исполнен с профицитом в сумме 120,4 млрд. рублей по текущим обязательствам и с превышением доходов над расходами в сумме 252 млрд. рублей по накопительной составляющей бюджета.

Комментарии экспертов

Бюджет 2008 года действительно был особенным. Это связано с максимальным ростом цен на энергоносители и ростом на фондовых рынках в первом полугодии, который сменился падением в конце года. Кроме того, часть средств перекидывалась из прошлого года для того, чтобы закрыть бюджет-2009.

Что касается основных параметров, рост цен в начале года компенсировался падением в конце. Снижение цен на энергоносители во втором полугодии сказался на уровне нефтяных доходов - пик падения пришелся на декабрь 2009.

Что касается не нефтегазовых доходов, то они в основном связаны с металлургией, тяжелым машиностроением, и входящим сюда военно-промышленным комплексом. Налоговые поступления по этим статьям являются ключевыми, и по ним в первом полугодии был зафиксирован рост.

Кроме того, росло благосостояние граждан, что положительным образом сказывалось на подоходном налоге. Вместе с налогом на имущество, который также связан с благосостоянием граждан, это серьезно поддерживало регионы.

По структуре поступлений видно, в принципе, что начали развиваться смежные сектора. Другое дело, что ситуация 2009 года существенно скорректирует параметры бюджета.  Долгосрочные инвестиции срезаны - секвестр затронет капитальное строительство, капитальные затраты, что также снизит поступления по подоходному налогу.

С точки зрения финансовой системы и налоговых поступлений,  кризис, прежде всего, ударит по регионам. Для них подоходный налог и налог на имущество являются основной доходной статьей бюджета. В то же время, ряд регионов, в частности, Ямало-Ненецкий АО, почувствуют снижение доходов от НДПИ. Дефицит региональных бюджетов придется корректировать из федерального. Нагрузка на федеральные трансферты в бюджете-2009 является наиболее значимой.

Можно констатировать, что 2008 год во многом стал годом перелома, в котором произошло изменение бюджетной политики. От активного инвестирования федеральный центр начал переходить к экономии госрасходов и созданию  резервных финансовых мощностей. Поэтому основные тенденции 2008 года найдут отражение в бюджете-2009. А учитывая, что сейчас в Минфине готовится бюджет на 2010 год, в нем также будут учтены многие тенденции 2008 года.

Кризис наложил существенный отпечаток на всю ситуацию на финансовом рынке, и в том числе на систему финансирования дефицитов бюджетов в мире. Существенно изменилась структура американского долга, заметно изменилась структура подобного рода вещей в Европе. Поэтому абсолютно неудивительно, что при серьёзном отсутствии возможности заимствовать теми способами и обслуживать те долги, что были раньше, мы видим, что структура российского госдолга изменяется.

Почему она изменяется в сторону внутреннего долга? В первую очередь хотя бы потому, что внутренний долг - рублёвый. Это говорит о том, что мы диверсифицировали валютные риски, и мы не можем исходить из гарантий того, что рубль больше не будет падать по отношению в первую очередь к европейской или американской валюте. Так что, на мой взгляд, это вполне разумное с точки зрения управления госдолгом действие.

Вообще, несмотря на серьёзную критику Минфина в вопросе управления бюджетными деньгами, мы должны ещё раз поблагодарить руководство страны за то, что в течение многих лет, несмотря на тяжелейшую и часто очень острую критику, на желание огромного количества людей пустить деньги, которые находились в стабилизационном фонде, на какие-то текущие траты, мы накопили большое количество резеров. Если бы не было продемонстрировано феноменальной политической воли в течение нескольких лет, то ситуация у нас была бы намного хуже, чем есть сейчас. Как это не банально звучит, но, тем не менее, Россия действительно вошла в кризис намного более подготовленной.

Я не думаю, что кризис закончен или преодолён и не будет каких-то новых серьёзных вызовов. Но, тем не менее, при наличии эффективного механизма управления и населения, которое видело кризис и посерьёзнее, как это было 17 лет назад,  я думаю, мы можем уже сейчас думать о том, какими мы должны быть по итогам этого кризиса. Считаю, что у нас есть реальный шанс, что российская экономика в посткризисном виде будет одним из лидеров.

 

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".