Статья
744 28 ноября 2009 12:12

Причина крушения поезда - теракт

Основной версией крушения поезда «Невский экспресс» является подрыв неустановленного устройства, заявил глава РЖД Владимир Якунин в интервью программе «Вести» телеканала «Россия».

Владимир Якунин сказал: «Что касается версий, то по справке, которая мне только что была подана, оперативно-следственной группой расследуется версия как основная версия - версия подрыва неустановленного устройства неустановленными лицами. Попросту говоря, теракт».

Глава РЖД отметил, что «первыми на месте трагедии оказалась поездная бригада, локомотивная бригада и пассажиры, которые оказывали помощь другим пассажирам, в том числе три сотрудника управления внутренних дел на транспорте. Все помогали», передает «Интерфакс».

«Мы прибыли сюда в 2:20», сообщил он, и к этому времени здесь уже находились представители областей, здесь находились представители ФСБ, здесь находились представители МЧС и министерства внутренних дел. По общему согласию было принято решение развернуть оперативный штаб и было принято решение, что координацию его деятельности возложить на президента ОАО «РЖД», - сказал В.Якунин.

Он отметил, что «с этого момента была обеспечена зачистка места, выставлено оцепление, и все приступили к исполнению своих прямых обязанностей. Мы ожидаем, когда следственные действия закончатся для того, чтобы выполнить свою работу».

Говоря о графике движения поездов, глава РЖД сообщил, что «естественно, что по этому пути движение остановлено, но мы не остановили движение вообще, поезда идут кружностью, как у нас принято говорить, это вызывает задержки от 4 до 6 часов».

Пассажиры поезда №166 сообщением Москва - Санкт-Петербург, потерпевшего крушение в пятницу вечером, подтвердили основную версию следствия, пишет деловая газета «Взгляд». Непосредственно перед аварией многие из путешествующих слышали хлопок, а некоторые видели яркую вспышку. Пассажир Александр, следовавший в самом начале поезда, рассказал, что перед аварией машинист резко нажал на тормоз.

«Я ехал в вагоне №13, который был первым от локомотива. Смотрел видео, был в наушниках. Раздался резкий толчок, вагон затрясло, началось экстренное торможение, которое продолжалось секунд 30. В нашем вагоне пассажиры не пострадали, только едва не упал телевизор и расплескался чай, поэтому первое время мы думали, что ничего страшного не произошло. Даже не гас свет», cказал он. После этого проводник сообщил пассажирам, что поезд стоит, ждет разрешения на дальнейшее движение.

«Через некоторое время наш проводник взял фонарь и отправился вдоль поезда. Мы решили идти за ним. Мы пошли вдоль состава и когда дошли почти до конца поезда, увидели, что последний вагон (нам сказали, что 4-й) сошел с рельсов, а предпоследний развернут поперек движения. Но пассажиры сказали, что это не последние вагоны в составе, и мы пошли дальше. Через 500 метров мы увидели один разрушенный вагон, и через 150 метров еще один вагон», - рассказал Александр. Наиболее пострадавшим выглядел второй вагон от хвоста поезда.

«Сразу за вагонами я увидел воронку. Последний вагон находился близко от платформы станции. Оба вагона с сидячими местами», - сказал пассажир. Сразу же после этого люди побежали за одеялами и матрасами, чтобы помочь пострадавшим.

Часть пассажиров «Невского экспресса» утверждают, что перед аварией слышали хлопок. «В последнем вагоне пассажиров разметало, как спички. Мы ехали в начале поезда, и нам просто повезло. Перед аварией мы слышали хлопок и удар», - сказал пассажир по имени Владимир. Некоторые рассказали, что слышали не только взрыв, но и видели вспышку.

Девушка Юлия находилась в одном из наиболее пострадавших вагонах: «Попадали вещи, но люди реагировали тихо, спокойно. Паники не было».

По словам Юлии, все погибшие в результате аварии ехали в двух последних вагонах поезда, вместе с тем уже в третьем вагоне с хвоста состава не было ни погибших, ни тяжело раненых. «Одна женщина повредила позвоночник, остальные с ушибами», - уточнила она.

По мнению петербургского адвоката Бориса Гроста, ехавшего в восьмом вагоне, эвакуация пассажиров была организована эффективно.

«Ровно в 21.30, где-то через 15 минут как мы проехали Бологое, те, кто находился в восьмом вагоне, услышали сильный удар, как мне показалось, справа по ходу движения поезда. У меня такое было ощущение, что мы потеряли колесо или наехали на какое-то препятствие», - рассказал он в эфире «Эхо Москвы».

Когда проводник сообщила, что три вагона поезда сошли с рельс, «одна из пассажиров нашего купе, врач по имени Ирина, пошла первой помогать, а затем мы узнали, что нужны мужчины, чтобы помочь пострадавшим», - продолжил он.

«В конце состава я увидел перевернутый вагон, который лежал на боку. Там уже находились и проводники, и несколько было пострадавших, которые лежали на обочине, в кювете. Их уже укрыли теплыми вещами, пытались оказать первую помощь», - рассказал адвокат.

«И еще через километр я видел последний вагон – там было очень много пострадавших, их вытаскивали через окна. Там среди них были и тяжело раненые с открытыми переломами. Пытались как можно осторожнее вынести, относили их подальше к обочине. Уже начали разводить костры, чтобы люди могли согреться, и через некоторое время мы увидели, что начали подъезжать автомобили скорой помощи. Расположено это место было таким образом, что непосредственно к месту крушения машины не могли подъехать. И еще через некоторое время мы увидели, что подошел спасательный поезд со стороны Бологое. Там такой мощный прожектор, поняли, что помощь близка», - сказал Борис Грост.

На месте схода вагонов под одним из рельсов обнаружена воронка, которая могла образоваться в результате взрыва. Число жертв крушения продолжает увеличиваться. На данный момент подтверждена гибель 30 человек.

Комментарии экспертов

Если посмотреть на картину крушения поезда, все выглядело очень спокойно, все пассажиры реагировали, что называется «адекватно ситуации». Скорее всего, у такого поведения есть очень простое объяснение.

Во-первых, происшествие случилось, когда большинство пассажиров еще не спали, поэтому шока от пробуждения не было, никто не попадал с полок, что могло бы спровоцировать панику.

Вторая причина – не было факторов, провоцирующих панику, по крайней мере у пассажиров, описывавших ситуацию – не было задымления, звуков взрыва, криков.

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".