Комментарий
2069 28 июля 2014 11:06

Причины трагедии

Группа международных экспертов и сотрудников ОБСЕ не смогла проехать к месту крушения малайзийского «Боинга». Причиной этому стали военные столкновения в Шахтёрске, расположенном всего в 10 км от места падения самолета, сообщает РИА Новости со ссылкой на представителя группы ОБСЕ.

Для расследования причин трагедии изучение места событий является одним из важнейших параметров.

В воскресенье, не дождавшись официального оглашения результатов дешифровки бортовых самописцев упавшего лайнера, американский телеканал CBS News со ссылкой на европейский источник, близкий к расследованию авиакатастрофы, сообщил о некоторых деталях текущего расследования, назвав причиной крушения самолета «декомпрессию в результате мощного взрыва».

Такие «выводы» якобы сделаны членами комиссии в результате визуального осмотра останков фюзеляжа самолета. Надо отметить, что декомпрессия в результате мощного взрыва не является специфичным признаком использования конкретного орудия и такие выводы не определяют источник поражения «Боинга 777».

Ситуацию с ходом расследования причин катастрофы МН17, многочисленными гипотезами произошедшего и перспективами расследования «Актуальным комментариям» прокомментировал заслуженный пилот СССР, председатель комиссии по гражданской авиации Общественного Совета Ространснадзора Смирнов Олег Михайлович:

- Все предварительные гипотезы и домыслы являются неуместными и нелепыми. Потому что нахождение причины лётного происшествия, коим является авиакатастрофа, - это результат очень тщательного расследования авиакатастрофы международной комиссией профессионалов.

Международная комиссия опирается, прежде всего, на объективный материал. 99% этого материала кроется в самописцах, так называемых «черных ящиках». Там два вида самописцев: параметрический, записывающий сотни электросигналов, которые говорят о работоспособности или неработоспособности механизмов, двигателей, систем, электроники; и второй – речевой, который записывает всё, что он слышит на борту самолета: переговоры экипажа с «землёй», переговоры членов экипажа друг с другом и те шумы, которые доносятся от взрывов и каких-либо других нестандартных ситуаций. Когда всё это расшифровано, профессионалы по долям секунды сопоставляют показатели параметрического «черного ящика» и речевого, и вырисовывается полная картина происшедшего.

Одновременно с работой над «черными ящиками», международная комиссия, состоящая только из профессионалов, обязана изучить каждый обломок. Если их тысячи, то – тысячи обломков, если миллион, то – миллион. Каждый обломок должны изучить, уложить в специально отведенном месте, ангаре, на полном размере самолета, на то место, где он стоял в целом самолете, таким образом, из этих кусочков выстроив весь самолет.

Комиссия будет анализировать, выявлять недостаток элементов, если такое есть, причины их отсутствия – могли ли их умышленно убрать или они не были найдены. Изучение всех обстоятельств падения - это тяжелейшая, кропотливая работа, требующая очень много усилий и высокого профессионализма. Если причины не удается визуально определить, а на практике так оно, как правило, и бывает, то произведут исследование каждого агрегата в специальных лабораториях, всё подетально разбирая, изучая структуру материала.

Современные технологии позволяют детально сопоставить все данные самописцев, буквально нарисовать реальную картину произошедшего. В результате этого мы увидим изображение самолета и, по сигналам и отклонениям рулей от этих сигналов, траекторию его полета и падения.

Только собрав все необходимые множественные материалы, проанализировав их, комиссия выясняет причину происшедшего. Сейчас это не сделано.

- Расследование обстоятельств авиакатастрофы определены Правилами ИКАО (Международная организация гражданской авиации). Насколько соответствовало Правилам организация расследования падения «Боинга-777» на юго-востоке Украины? Какая роль здесь отводится государству, на территории которого упал самолет?

- На Украине всё нарушено. Во-первых, украинские власти не знают всех необходимых условий действия в таких ситуациях. К самолету никто не подходил пять дней. Потому что не была создана никакая госкомиссия. А это задача той страны, на территории которой произошло это событие, в данном случае - Украины.

Вы представляете, что произошло с трупами, когда их начали поднимать на пятый день? Все это время температура днем была +30 градусов в тени и +20 – ночью. За это время осколки покрылись пылью, грязью, а это затрудняет расследование.

Первое, что делает госкомиссия – дает команду оцепить территорию вокруг места крушения, чтобы ни один человек не сделал по этой земле ни шагу, пока госкомиссия не прекратит работу. Этого не было сделано.

Дончане, как мы знаем, сразу заявили на весь мир, что они готовы организовать «зеленый коридор» и создать все условия для расследования инцидента. И именно киевские власти объявили, что они не могут обеспечить безопасный проезд международных представителей до места крушения.

Когда происходит такая катастрофа, госкомиссия создается в тот же день, и в тот же день она начинает работать. Где Украина как государство? В этом случае политическая жизнь Украины продолжалась, а государственная ответственность – отсутствовала совершенно. Где были те структуры, которые отвечают за авиацию на Украине?

Вернемся на какое-то время назад, до падения самолета. Если бы некомпетентое киевское правительство понимало в авиации хоть чуть-чуть, то оно бы знало, как и все 195 стран, членов ICAO, что по положениям организации Украина обязана запретить полеты воздушных судов с пассажирами в тех воздушных зонах над территориями Украины, где идут военные действия. Киевские власти этого не сделали. Они считают, что гибель невинных детей, женщин и другого мирного населения Восточной Украины – это не война, хотя применяются пушки, танки, самолеты и ракеты. К сожалению, это заблуждение поддерживают и европейские страны.

В любом случае крушение «Боинга» случилось при преступном попустительстве со стороны киевских властей.

- В прошедшую пятницу МИД России сделало заявление по поводу новой вспышки антироссйской риторики со стороны администрации США. Тем не менее, Северная Америка и некоторые европейски страны прямо или косвенно продолжают обвинять Россию в причинах катастрофы авиалайнера.

- Причины катастрофы должны определять специалисты по результатам исследований, но никак не политики, опирающиеся на собственное представление о мироустройстве, а не на объективные факты и доказательства. Американский президент Обама позволил себе из тиши своих кабинетов, не вставая с кожаного кресла, определить и виновника, и причины. Для определения истины над исследованиями, на которые уходят многомилионные расходы, бьются специалисты с уникальными знаниями и опытом. А политики, настроенные против нашей Родины и обвиняющие во всем Россию, не пощупали ни одной железяки, не осмотрели ни один труп, но уже определили и виновного, и причины.

- Сейчас бортовые самописцы упавшего МН17 находятся на расшифровке в британском Фарнборо, крупнейшей европейской лаборатории по расследованию авиационных инцидентов. Как Вы оцениваете решение нидерландских властей по передаче «черных ящиков» Великобритании? Можно ли надеяться, что политизированность ситуации со сбитым «Боингом» не отразится на официальных выводах комиссии, изучающей в настоящее время эти материалы?

- Мы, профессионалы, порадовались, когда на шестой день после катастрофы «черные ящики» были официально переданы малайзийской стороне, что было зафиксировано соответствующим документом по всем правилам. Мы были рады, когда малазийцы передали этот материал Нидерландам. Гибель голландцев в этой катастрофе явилась следствием колоссальной ошибки правительства их страны: оно поддержало киевские власти, не признающие убийство граждан на юго-востоке Украины войной. 

Гораздо более неприятной новостью стало то, что голландцы передали для расшифровки эти самописцы британскому премьеру Кэмерону, который к этому времени уже, как и Обама, из окна своего кабинета установил и причину, и виновников, чем просто рассмешил мировое авиационное сообщество. 

Безусловно, Фарнборо – известная лаборатория. Но данное исследование не должно происходить при «запертых воротах», ведь до сих пор мы не получили официальной информации о содержимом самописцев. А я могу утверждать, что за эти дни уже все расшифровано. Все расшифровки должны проходить под наблюдением международных экспертов, в том числе и из России, поскольку у нас один из двух наиболее мощных центров в мире по расшифровке, и специалисты у нас очень компетентные. И наши специалисты, пусть не принимая активного участия, должны были наблюдать за ходом и результатами расшифровки, ведь подделать электронные записи легко.

- Какие еще специфические обстоятельства именно этой авиакатастрофы обязательно должны быть рассмотрены? Насколько может быть обоснована версия о том, что самолет сбила ракета?

- Еще одно очень важное обстоятельство, которое нельзя преуменьшать - госкомиссия должна арестовать всю документацию: по заправке самолета, по подготовке экипажа, инженеров и, в том числе, - переговоры. Именно комиссия, а не СБУ, как это сделала Украина. Прошло уже много времени, а мы не имеем никакой информации – о чем переговаривались украинские диспетчеры, какие команды давали. А вопросов там масса: почему украинский диспетчер дал команду самолету уклониться на 14 км на север, ближе к России? Почему они уменьшили высоту с 35 000 футов до 32 000 футов?

То, что касается вопросов принадлежности ракеты, сбившей самолет – здесь всё очень просто: всё это пространство прослеживается спутниками, наземными радиолокаторами со всех сторон, и всем давно там понятно, была эта ракета или нет, хотя объективных свидетельств этого нет. Но это не проблема – всё будет определено комиссией, всё будет проанализировано, включая микроскопические исследования – какой посторонний металл находится в пробоинах самолета, в останках тел погибших. Это позволит определить, какая это ракета и даже где была изготовлена.

К сожалению, на данном этапе вопрос расследования причин падения самолета крайне политизирован и предвзят. Международной комиссии, расследующей этот вопрос, предстоит выяснить еще массу деталей и исследовать множество факторов, повлиявших на крушение «Боинга», гибель экипажа и пассажиров авиалайнера. До этого говорить о причинах и виновниках гибели МН17 неуместно.

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".