Статья
611 11 августа 2010 15:25

Придворная цензура

Деятельность придворной цензуры - одной из ведомственных цензур Российской Империи, существовавшей в 1831-1917 гг., которая занималась надзором за репрезентацией образов российских императоров и членов императорской фамилии
Комментарии экспертов

Государственная монополия на наиболее востребованные товары потребления — древняя и неоднократно доказывающая свою эффективность в прошлом практика. Монополия на добычу соли, винокуренная монополия, хлебная монополия и т.д. и т.п. Помимо очевидных экономических бонусов ей сопутствуют и политические — государство становится единственным источником какого-то «положительного», позитивного продукта.

Однако, в Российской Империи существовала монополия на бренд, политическое значение которого значительно перевешивало его экономическое значение, которое, к слову, тоже было очень велико. Этот бренд в РИ назывался Его Императорское Величество. Бренду сопутствовали бренды поменьше — членов августейшей семьи.

В свою очередь, для эффективного управления интеллектуальным капиталом ЕИВ фактически и существовали институты Министерства двора, соответствующих канцелярий и т.д. Именно практике работы этих институтов посвящена книга С. И. Григорьева «Придворная цензура и образ верховной власти».

Исторически, государственная власть в России предпочитала репрезентировать свой образ путем различных визуализированных методов . Эта практика существовала задолго до появления Первого канала с его летающими над Кремлем камерами, да и задолго до появления телевиденья вообще. Монополии на «визуализацию» власти ничто не угрожало до тех пор, пока развитие СМИ и, как ни странно, сувенирной продукции, не потребовало ещё и вмешательства государства в практику поддержания «визуалки» в медиаполе. Но конкурировать с кустарными предпринимателями было проблематично уже тогда и для защиты бренда и своего образа власть запустила самый эффективный механизм из тех, какой у неё был — цензуру. Речь, конечно, не шла о цензуре политической — по этой линии работало не Министерство двора (МИДр), а вполне обычное МВД. Функционал МИДв в таких вещах ограничивался разрешением на публикацию текстов с упоминанием членов августейшей фамилии, контролем качества кружек и кулонов с портретами и т.д.

И надо сказать, что такая форма защиты бренда приносила свои позитивные плоды, хотя и не всегда. Например, как-то раз в продаже были обнаружены перья с портретом Александра III, не зарегистрированные в МИДв. Было начато расследование, однако оказалось, что определить производителя не представилось возможным и дело закрыли. Возможно, именно тогдашний министр двора Фредрикс первым в истории страны столкнулся с с системным российским интеллектуальным пиратством.

С. И. Григорьев, «Придворная цензура и образ Верховной власти. 1831-1917», С-Пб, «АлетейА», 2007 — 496 с.

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".