Комментарий
1243 3 декабря 2014 13:31

Приглашение иностранцев в кабмин Украины требует новой Конституции

Александр Шпунт политический аналитикАлександр Шпунт

Александр Шпунт
политический аналитикАлександр Шпунт
Президент Украины Петр Порошенко накануне подписал указ о предоставлении украинского гражданства трем иностранцам, претендующим на посты в кабинете министров. Указ касается соучредителя компании Horizon Capital Натальи Яресько, партнера инвестиционной компании East Capital Айвариса Абрамовичюса и бывшего министра здравоохранения Грузии Александра Квиташвили.

Подробнее — в материале «Сначала украинец, потом — министр».

Директор российского Института инструментов политического анализа Александр Шпунт в интервью «Актуальным комментариям» о привлечении Порошенко иностранных граждан на государственные должности и противоречиях в действии президента Украины и Конституции страны.

«В государствах по-разному относятся к приглашению зарубежных фигур на государственные посты. Подчёркиваю, мы сейчас говорим не о вообще о приглашении иностранных специалистов, а о занятии иностранными специалистами государственных постов, в частности, речь идёт о министрах и заместителях министров — это государственные должности. 

У разных государств есть своя политика по поводу привлечения иностранных граждан на государственные должности. И в этом смысле это исключительно дело украинцев. Но есть несколько важных деталей, на которые надо обратить внимание. 

Речь идёт о том, что иностранный специалист приглашается не на должности министров, а на должности, которые исполняют функции советников, помощников, консультантов. Если они приглашаются на государственные должности, то здесь есть определённое лукавство со стороны украинского руководства, так как украинское законодательство запрещает двойное гражданство. 

Тем не менее в самом факте приглашения на правительственные посты иностранцев нет ничего особенного. Более того, есть некоторый международный опыт, который говорит о том, что иногда это бывает очень полезно. В качестве примера можно привести Израиль в момент финансового кризиса, который был пять лет назад: тогда руководство Израиля пригласило на пост главы Центробанка Стэнли Фишера — одного из лучших руководителей Международного валютного фонда (на тот момент он уже не занимал этот пост). И оказалось, что это было очень удачным приглашением. И всем мировым финансовым сообществом признано, что именно грамотное поведение и политика Стэнли Фишера помогла Израилю удачно выйти из ситуации всемирного глобального финансового кризиса. 

Между тем в этом вопросе есть и очень серьёзная разница. Дело в том, что Украина не просто не допускает второго гражданства, в отличие от Израиля и других стран, которые приглашают иностранцев на государственные должности. Украина давно уже имеет уголовное наказание за второе гражданство. То есть фактически речь идёт о некоем государственном лицемерии. 

Отсюда следует, что если приглашается иностранный специалист на государственные должности (к примеру, немец или грузин), то от него требуют фактически предать свою Родину, отказаться от своего гражданства и принять гражданство Украины. 

Все отлично понимают, что если украинская власть принимает такое решение, то либо она лукавит, либо она закрывает глаза на свое собственное законодательство, чем фактически подтверждает свою политику двойных стандартов. Получается, что для простых граждан законы одни, а для приглашённых министров — совсем другие. 

Хочу подчеркнуть, что на Украине наличие двойного гражданства — это уголовное преступление, в отличие, например, от России. Человек, который имеет второй паспорт, запросто может сесть в тюрьму. 

Чтобы устранить это противоречие, Украина должна принять решение о том, что у неё вводится полновесное двойное гражданство, и тогда она может на законных основаниях приглашать иностранных специалистов не только в качестве консультантов, но и в качестве государственных и министерских чиновников. 

Если Украина намерена пригласить иностранных кандидатов в свое правительство, ей необходимо будет внести соответствующие поправки в Конституцию. Конституционная реформа, наверное, очевидный для всех рубеж, который надо будет пройти Украине в ближайшее время. Другой вопрос, что надо сначала поменять Конституцию, а потом принимать решение о приглашении иностранных специалистов, а не наоборот. А то возникает ситуация, при которой не основной закон регулирует второстепенные законы, а второстепенные законы меняют основной закон. Так не делается нигде. 

Напоминаю, что принятие Конституции — это, на самом деле, отдельная процедура. Конституция — это не просто закон, а основной закон страны. И основной закон страны принимается по отдельной процедуре. Это не закон о дорожном движении или о ветеринарной службе. Но эта процедура никак не прописана и никак не отрегулирована. 

В любом случае, общий принцип такой: Украина имеет право принимать любое решение, как суверенное государство, в том числе, брать ли иностранцев  на государственные должности или нет — это первое. Второй пункт — в мире есть разная практика, в том числе, есть и удачная практика, кода иностранцы приглашаются на государственные должности. Третье — эта практика никогда не совместима с запретом на второе гражданство. Поэтому либо надо изменить действительно основной закон Украины (разрешающий второе гражданство), и тогда действительно возникает окно возможностей для привлечения иностранцев, либо приходится признать, что Украина занимается государственным лицемерием. Третьего здесь не дано. 

Что касается непосредственно кандидатов, то я могу сказать только одно: правительство Грузии действительно обладало хорошей менеджерской репутацией, и действительно являлось хорошей командой управленцев. Это объективная данность. Надо признать, что в сфере борьбы с коррупцией и особенно в сфере правоохранительных органов у Грузии были большие успехи. 

Минус заключается только в том, что ни один из этих специалистов не работал в Украине. И в этом смысле в отличие, например, от приведённого мной примера Стэнли Фишера (ведь управление финансами достаточно универсальная процедура), от кандидатов требуется знание страны, но не в такой степени, как, например, борьба с коррупцией. Это процесс,  который глубоко укоренён в образ жизни и уклад страны. Могут ли иностранцы справиться с такой задачей, покажет только время. 

Могу отметить, что репутация у представленных кандидатов действительно хорошая. Сказать о том, что у кого-то из них она скандальная, я не могу, поскольку не знаю таких случаев. Разве что Саакашвили. Но к счастью, даже у Саакашвили хватило ума дезавуировать эту идею и не ставить себя и Украину в неловкое положение.

В принципе, практика работы иностранцев на государственных должностях не является экзотической, она не является чем-то необычным. И, скорее всего, оценивать их будут по результатам работы, а не по тому, что они иностранцы. Поэтому, не думаю, что это удивит кого-нибудь в мировом сообществе. Другой вопрос, как украинское общество будет воспринимать это правительство? 

Дело в том, что уже сегодня оппозиция  вполне законно обвиняет правящую коалицию в том, что она объявляла народу о готовности программы реформ, и о том, что она знает, каким образом изменить положение на Украине. Между тем украинская власть знает это только на бумаге. 

Даже приведённый мной пример Стэнли Фишера в Израиле — это был пример, когда в кабинет вошёл действительно крупномасштабный специалист в своей области, пусть и гражданин другой страны. Но Израиль, обладающий колоссальным кадровым потенциалом во всём мире, не приглашал к себе целый штат иностранных специалистов.  

Иными словами, приглашение руководством Украины такого большого числа иностранцев означает, что, как минимум, у нее имеются проблемы с кадровым потенциалом. То есть она фактически признает беспомощность своей политической команды».

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".