Статья
18 Июня 2012 16:07

Примат двусторонних связей

Начало лета 2012 года ознаменовалось масштабной активностью России на европейском треке. 1 июня президент Владимир Путин совершил рабочий визит в ФРГ. В тот же день он посетил и Францию.

Обе поездки носили краткосрочный характер. Их главными событиями стали переговоры с руководством местной исполнительной власти – канцлером Германии Ангелой Меркель и французским президентом Франсуа Олландом. А уже 3-4 июня Путин принял участие в серии мероприятий в рамках саммита Россия – Европейский союз. Сначала он встретился с председателем Европейской комиссии Жозе Мануэлом Баррозу и председателем Европейского совета Херманом Ван Ромпеем. А затем провел официальное заседание РФ-ЕС.

Инициативы Путина в отношении ЕС и входящих в него стран показали, что его европейская линия будет строиться вокруг примата двусторонних отношений. Приоритетным для Кремля выступит развитие содержательных связей с отдельными государствами единой Европы. Здесь российское руководство намерено прилагать максимум усилий по политической и торгово-экономической линии.

Диалог же с Евросоюзом в целом может оказаться на втором плане. К его наполнению Россия будет подходить без особого энтузиазма, полагаясь на ту повестку дня, которая сложилась в результате диалога между брюссельской бюрократией и отечественным МИД. Ощутимых мер по оживлению связей по каналам президентской дипломатии ожидать не следует.

В пользу такого распределения приоритетов свидетельствует практическое наполнение европейских инициатив Путина. В ходе переговоров с Меркель и Олландом президент России затрагивал сугубо прикладные стороны двустороннего взаимодействия, концентрируясь на торгово-экономических контактах.

Учитывая тот факт, что поездки носили установочный характер, предметных решений в ходе них принято не было. Однако по итогам двусторонних консультаций были достигнуты предварительные договоренности о дальнейшем развитии связей в отдельных сферах. Например, в Париже речь шла об атомной энергетике, машиностроении, ракетно-космической отрасли и добыче углеводородов.

Саммит же РФ-ЕС оказался подчеркнуто бессодержательным. Несмотря на предшествующие форуму заявления Баррозу о готовности к «углублению» контактов, прийти к чему-то конкретному стороны так и не смогли. На встрече в верхах не только не последовало новых инициатив, но даже не были обозначены перспективы решения уже имеющихся вопросов.

Основная причина ограниченности возможностей диалога между РФ и ЕС - нежелание Брюсселя учитывать мнение Москвы. Европейская бюрократия готова обсуждать с российским руководством достаточно широкий спектр проблем. Но при этом практически всегда она опирается только на собственное мнение. К позиции России Евросоюз относится подчеркнуто абстрагировано. Например, Кремль уже не первый год актуализирует тему об упрощении визового режима с объединенной Европой. Путин напомнил о ней в очередной раз на саммите в Санкт-Петербурге. Европейские эмиссары не возражают против переговоров по данному вопросу. Но реальных подвижек к его разрешению не делают.

В понимании Брюсселя упрощение визового режима невозможно из-за открытости российской границы со странами Центральной Азии. В рамках порядком затянувшихся переговоров по новому Соглашению о партнерстве и сотрудничестве (СПС) европейцы стараются прилагать куда более осязаемые усилия. Но здесь они ставят такие требования, которые Кремль считает для себя неприемлемыми. В результате принятие новой редакции СПС, старая версия которого истекла ещё в конце 2007 года, откладывается на неопределенную перспективу.

Свою лепту вносит и специфика политико-дипломатической деятельности руководства России. Кремлю привычно выстраивать контакты с отдельными европейскими странами. Вести диалог с ЕС как самостоятельным субъектом для него не очень удобно, особенно учитывая скептическое отношение к РФ ряда восточноевропейских стран. Также на позицию Москвы оказывает ощутимое влияние и невысокий уровень исполнительных возможностей ЕС во внешней политике. Его политико-дипломатический потенциал находится в зависимости от мнения ведущих европейских государств. Естественно, что в такой ситуации стимулов повышать практическое наполнение контактов с ЕС у РФ не много.

Перспективы отношений между Москвой и единой Европой будут определяться по двусторонним каналам. РФ располагает весьма неплохими возможностями для наращивания связей с ФРГ и Францией. В Германии осенью 2013 года высока вероятность перехода власти к социал-демократам. Их лидер Зигмар Габриель может стать новым канцлером. Такой сценарий способен привести к активизации российско-немецких отношений во взаимовыгодном ключе. СДПГ никогда не скрывала своего позитивного настроя к России, в отличие от находящихся в настоящее время у власти христианских демократов. В свою очередь, во Франции Социалистическая партия уже установила контроль над институтом президентства. Для команды Олланда Россия - достаточно удобный партнер, связи с которым укрепляют национальную экономику.

Максим Минаев 

14 Февраля 2017 Новости  При Путине – лучше всех Россияне считают, что при Владимире Путине жизнь лучше, чем при всех других правителях, руководивших страной за последние 100 лет. Подобного мнения придерживается почти треть респондентов. Таковы результаты опроса, приуроченного к 100-летию революции. 28 Января 2017 Анонс  Путин поговорит с Трампом 28 января состоится беседа президентов РФ и США Владимира Путина и Дональда Трампа. Очевидно, что речь будет идти об организации первой личной встречи Путина и Трампа. Эксперты считают, что она может состояться в мае-июне. Среди возможных тем встречи – т.н. «Большая сделка» между Россией и США. 20 Января 2017 Новости  Песков надеется на участие Путина в выборах Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков заявил, что как гражданин России, он надеется, что Владимир Путин примет решение идти на новый президентский срок и будет участвовать в выборах 2018 года. Об этом он сказал в интервью Русской службе Би-би-си.
  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".