Комментарий
192 9 октября 2008 10:26

Принципы Эвиана

Речь Дмитрия Медведева в Эвиане ожидали с разными чувствами. Одни надеялись, что Президент в очередной раз жестко и недвусмысленно заявит о твердости в отстаивании российских национальных интересов, другие предполагали, что будут сделаны шаги навстречу Западу, чтобы не ухудшать и так осложнившиеся отношения. В итоге каждый услышал то, что хотел. Просто пересказывать «эвианскую речь» Медведева нет необходимости – ее можно свободно прочитать и сделать выводы без лишних «политологических» экспертиз. Но некоторые акценты расставить все же необходимо.  

Важнейшей частью выступления Медведева стала расшифровка его идеи о необходимости нового Договора о европейской безопасности, который надолго обеспечит общие гарантии безопасности в Евроатлантической зоне. С его помощью предлагается создать для всех участников систему с едиными правилами игры. Для этой системы ключевой позицией стала задача создания «действующих механизмов гарантий». Базовыми элементом этой позиции предполагается принцип трех «не»: не обеспечивать свою безопасность за счёт безопасности других, не допускать действий, ослабляющих единство общего пространства безопасности, не позволять, чтобы развитие военных союзов осуществлялось в ущерб безопасности других участников договора.

Одним из механизмов, дополняющих эти принципы, Медведев предлагает сделать новый российско-американский договор о ядерном разоружении, который должен прийти на смену Договору о стратегических наступательных вооружениях. Медведев явно видит в нем не очередную декларацию, а реальный инструмент взаимного контроля – он прямо говорит о необходимости заключить «юридически обязывающий» документ (с фиксацией обязательности исполнения и санкциями за нарушение). Видимо теперь мы не будем десятки лет ждать, пока парламенты некоторых стран занимаются затягиванием ратификации важнейших (для их же собственной безопасности) соглашений.

Одной из важнейших для реализации нового «плана Медведева» становится проблема нехватки времени. Именно эта позиция может стать самой сложной. Медведев откровенно говорит о необходимости «ускорения «ремонта» европейской системы безопасности» как альтернативы деградации и обострению кризиса в сфере безопасности и контроля над вооружениями. В качестве же страховки на переходный период российский Президента считает важным «не разрушать и ослаблять то, что уже имеется».

Следуя своему прагматическому стилю, Медведев не мог не актуализировать идею о создании механизма согласования интересов, чрезвычайно важного для привыкших к предварительному обсуждению европейцев и, безусловно, необходимого в нынешних условиях для расширения пространства понимания. С  этой целью предлагается созвать специальный форум, в котором могли бы принять участие главы всех государств Европы и руководители всех ключевых организаций евроатлантического пространства. Одновременно выдвигается задача не ограничиваться «бюрократическим форматом» и привлечь к обсуждению международное экспертное сообщество.

Медведев с одной стороны был чрезвычайно «юридически» конкретен, а с другой – достаточно четко обозначил идеологию своего подхода, в основе которой – «уважение суверенитета, территориальной целостности и политической независимости государств», как «базовых принципов безопасности и межгосударственных отношений на евроатлантическом пространстве».

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".