Комментарий
9 Октября 2008 10:26

Принципы Эвиана

<p>Речь Дмитрия Медведева в Эвиане ожидали с разными чувствами. Одни надеялись, что Президент в очередной раз жестко и недвусмысленно заявит о твердости в отстаивании российских национальных интересов, другие предполагали, что будут сделаны шаги навстречу Западу, чтобы не ухудшать и так осложнившиеся отношения. В итоге каждый услышал то, что хотел. Просто пересказывать «эвианскую речь» Медведева нет необходимости – ее можно свободно прочитать и сделать выводы без лишних «политологических» экспертиз. Но некоторые акценты расставить все же необходимо.  </p>
<p>Важнейшей частью выступления Медведева стала расшифровка его идеи о необходимости нового Договора о европейской безопасности, который надолго обеспечит общие гарантии безопасности в Евроатлантической зоне. С его помощью предлагается создать для всех участников систему с едиными правилами игры. Для этой системы ключевой позицией стала задача создания «действующих механизмов гарантий». Базовыми элементом этой позиции предполагается принцип трех «не»: не обеспечивать свою безопасность за счёт безопасности других, не допускать действий, ослабляющих единство общего пространства безопасности, не позволять, чтобы развитие военных союзов осуществлялось в ущерб безопасности других участников договора. </p>
<p>Одним из механизмов, дополняющих эти принципы, Медведев предлагает сделать новый российско-американский договор о ядерном разоружении, который должен прийти на смену Договору о стратегических наступательных вооружениях. Медведев явно видит в нем не очередную декларацию, а реальный инструмент взаимного контроля – он прямо говорит о необходимости заключить «юридически обязывающий» документ (с фиксацией обязательности исполнения и санкциями за нарушение). Видимо теперь мы не будем десятки лет ждать, пока парламенты некоторых стран занимаются затягиванием ратификации важнейших (для их же собственной безопасности) соглашений. </p>
<p>Одной из важнейших для реализации нового «плана Медведева» становится проблема нехватки времени. Именно эта позиция может стать самой сложной. Медведев откровенно говорит о необходимости «ускорения «ремонта» европейской системы безопасности» как альтернативы деградации и обострению кризиса в сфере безопасности и контроля над вооружениями. В качестве же страховки на переходный период российский Президента считает важным «не разрушать и ослаблять то, что уже имеется». </p>
<p>Следуя своему прагматическому стилю, Медведев не мог не актуализировать идею о создании механизма согласования интересов, чрезвычайно важного для привыкших к предварительному обсуждению европейцев и, безусловно, необходимого в нынешних условиях для расширения пространства понимания. С  этой целью предлагается созвать специальный форум, в котором могли бы принять участие главы всех государств Европы и руководители всех ключевых организаций евроатлантического пространства. Одновременно выдвигается задача не ограничиваться «бюрократическим форматом» и привлечь к обсуждению международное экспертное сообщество. </p>
<p>Медведев с одной стороны был чрезвычайно «юридически» конкретен, а с другой – достаточно четко обозначил идеологию своего подхода, в основе которой – «уважение суверенитета, территориальной целостности и политической независимости государств», как «базовых принципов безопасности и межгосударственных отношений на евроатлантическом пространстве».</p>
  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".