Статья
1271 27 сентября 2011 14:37

Приоритет - на оборону

 

27 сентября президент РФ Дмитрий Медведев посетил Чебаркульский общевойсковой полигон, где наблюдал за демонстрацией практических действий войск в рамках стратегического военного учения «Центр-2011».

В ходе учения войска Центрального военного округа при поддержке силовых структур Урала разыгрывалась специальная контртеррористическая операцию по блокированию и нейтрализации бандформирования и освобождению заложников. Для наглядности действий на полигоне была выстроена деревня, в том числе здание школы и жилые дома. 

Президент РФ Дмитрий Медведев встречается с командным составом соединений и частей Вооруженных сил, МВД и ФСКН РФ, которые принимали участие в стратегическом военном учении «Центр-2011».

В ходе встречи Медведев заявил, что России необходимы собственные беспилотники, а также современная связь в вооруженных силах, которая была единственной помехой во время операции в 2008 году по принуждению Грузии к миру

Один из участников встречи отмети, что именно из-за связи во время учений возникали проблемы, поскольку средства связи, находящиеся на вооружении у различных ведомств, не состыковываются между собой. 

Медведев, отметив, что именно на таких учениях могут выявляться проблемы, подчеркнул, что «связь - больное место».

«К сожалению, потому что долгое время мы не уделяли этому должного внимания», - сказал президент.

Вместе с тем он с удовлетворением отметил, что новые образцы радиостанций, которые ему были продемонстрированы, и которые будут вводиться в войска к концу года, отвечают современным требованиям, и помимо действия на различных диапазонах могут использоваться в качестве приемо-передающего устройства для сотовой связи.

«Я навсегда запомнил, как после операции по принуждению Грузии к миру в 2008 году мы встречались с ребятами, которые принимали участие во всей операции. Они терпеливые, мужественные люди, но единственное, на что они жаловались - говорят, все ничего, было нормально, возили и то, и другое, но связь была просто в дрова», - рассказал глава государства.

Он добавил, что именно после этого «мы начали заниматься этим самым существенным образом».

Кроме того, Медведев отметил, что российским вооруженным силам нужны беспилотные летательные аппараты собственного производства.

«Надо заниматься и беспилотниками», - сказал глава государства, отметив, что те беспилотники, которые осуществляли полеты на полигоне в рамках учений, - израильского производства.

«Это не наши беспилотники, они израильские. А нам нужны свои беспилотные летательные аппараты, которые будут позволять местность, не только передавать видеоизображения, но и наносить цели на карту», - сказал Медведев.

Говоря об учениях, глава государства отметил, что только что начальник Генштаба России Николай Макаров сообщил ему, что на границе с Республикой Казахстан в ходе проведения такого рода учений было изъято 20 кг опиума. «Это реальные результаты», - сказал президент.

Между тем доля контрактников в российской армии должна увеличиваться, но она будет определена опытным путем, а не директивно, заявил президент РФ.

«Мы должны стремиться к тому, чтобы отбалансировать правильным образом порядок комплектования Вооруженных сил и чтобы удельная доля контракта с каждым годом возрастала», - заявил Медведев.

По его словам, это связано не только с демографической ситуацией в стране, но и с потребностью армии в профессионально подготовленных и заинтересованных военнослужащих. 

«Здесь контракт не заменить ничем. В конечном счете, я в этом абсолютно уверен, доля контракта и призыва будет определена не директивами Генштаба и даже не решениями Верховного главнокомандующего, а опытным путем. Мы к ней придем. С учетом, конечно, и наших финансовых возможностей, потому что мы не можем контрактников приглашать на службы не обеспечив им элементарные условия», - сказал президент.

Президент отметил, что считает правильным решение о хозяйственном обслуживании Вооруженных Сил гражданскими организациями. 

«У меня, честно говоря, был скепсис, что мы сможем наладить нормальное хозяйственное обслуживание за счет привлекаемых организаций, тем более, что практика хозяйственных работ в наших Вооруженных Силах имеет давнюю историю. Но военная служба заключается в другом - в приобретении боевых навыков», - сказал Медведев в ходе общения с военными, принимавшими участие в учениях.

«То, что эта тема пошла - это хорошо», - отметил президент. «Единственный вопрос, который возникает, это, как всегда, деньги», - добавил он.

«Но если по-государственному к этому относиться, то вывод можно сделать один: если мы хотим иметь боеспособные Вооруженные Силы, они должны заниматься боевой подготовкой, а не чем-то другим, поэтому считаю, что это на пользу, даже если это стоит немалых денег», - подчеркнул глава государства. 

«Таков мировой опыт, и нам надо идти этим путем», - заявил Медведев.

Глава государства отметил, что система денежного довольствия военнослужащих будет и дальше совершенствоваться.

Один из участников беседы проинформировал президента о том, что приказ N400 Министерства обороны существенным образом улучшил систему денежного довольствия, поскольку подразумевает не только повышение денежного довольствия, но и оценку каждого военнослужащего без «уравниловки».

«Этот приказ просто перевернул систему денежного довольствия, сделал ее грамотной, на современном уровне», - согласился Медведев.

«Теперь перед нами стоит другая задача - превратить его в постоянно действующую систему», - сказал президент. Он напомнил, что именно на такую систему Вооруженные силы перейдут с 1 января 2012 года.

«Хотел бы поблагодарить руководство Минобороны и других ведомств, которые в этом помогали, так как это революция для Вооруженных сил, но революция полезная, мирная», - сказал президент.

«Мы и дальше будем совершенствовать эту систему, чтобы не только платить достойное довольствие, но и мотивировать, отличать тех, кто хорошо служит от тех, кто служит похуже», - заявил Медведев.

Медведев подчеркнул, что расходы на оборону и безопасность в РФ всегда будут высокими, а несогласные с этим чиновники должны поменять работу.

«Мы не можем обойтись без расходов на оборону. Причем расходов, достойных Российской Федерации. Не какой-то там "банановой республики", а именно Российской Федерации - очень крупной страны, постоянного члена Совета безопасности (ООН), обладающей ядерным оружием. Поэтому у нас, как это может быть ни печально для бюджета, всегда будут очень высокие расходы на поддержание обороны и безопасности», - сказал президент.

Он напомнил, что иногда меры по реформированию Вооруженных сил критикуют не только политические оппоненты власти, но и даже «государственные служащие, чиновники, которые считают, что деньги тратятся не туда и не в тех объемах».

При этом Медведев отметил, что государство должно следить за тем, как расходуются средства, но не может обойтись без расходов на оборону. По его убеждению, в этом состоит «наша миссия и в отношении наших граждан, и в отношении наших соседей».

«Если бы мы были слабые или если бы наши Вооруженные силы развалились, как иногда того хотели различные силы как внутри страны, так и снаружи, нашего государства уже не существовало», - заявил президент.

«Поэтому несмотря ни на что и я, как Верховный главнокомандующий, и мои коллеги всегда будут стоять на том, что расходы на оборону, на новое вооружение, на денежное довольствие для военнослужащих, на их нормальный быт, на их квартиры будут высшим приоритетом деятельности государства. Иного быть не может. А кто с этим не согласен, пусть работает в другом месте. Это императив», - подчеркнул Медведев. 

Комментарии экспертов

Следует отметить, что все свои заявления Медведев делает в несколько новом амплуа, а именно в амплуа будущего премьера. Так что все эти заявления можно рассматривать как обнародование части его программы.

Он как премьер будет отвечать, в том числе, и за строительство вооруженных сил, и за  социально-экономические аспекты. Поэтому все его заявления должны восприниматься достаточно серьезно.

Заявления о росте расходов на оборонку они ожидаемы. Еще Путин обнародовал много месяцев назад, что до 2020 года Россия планирует потратить на перевооружение 20 триллионов рублей. Естественно, это рост по сравнению с теми суммами, которые расходовались на данные задачи даже в нулевых годах, которые были достаточно сытыми и щедрыми для военных. Другое дело, что курс государства на рост военных расходов встречался в штыки некоторыми экономистами, в первую очередь Кудриным. Но есть и другие влиятельные представители российской элиты, которые выражают свое недоумение ростом расходов государства на военную сферу и безопасность. Так что оппозиция по этому курсу среди элиты есть, и она достаточно серьезна.

Медведев сейчас продемонстрировал, что под свое крыло взял вооруженные силы и отчасти оборонно-промышленный комплекс, который тоже выиграет от увеличения расходов государства на оборону.

Также стоит отметить, что Медведев указал несколько направлений военного строительства, которые будут в ближайшие годы. Минимум по двум из них есть серьезные проблемы.

Он говорил об увеличении числа контрактников в вооруженных силах. Мы видим, что данные программы на протяжении последних 20 лет несколько раз запускались и заканчивались фактически крахом или не достигали поставленных результатов. Последний такой пример был при Сердюкове. Так что понятно, что Медведеву как премьеру придется набирать новых людей, которые бы решали эту задачу и осуществили если не переход на контрактную армию, то, по крайней мере, увеличили число контрактников в вооруженных силах. Необходимы профессионалы, так как растет число сложной техники, научить ребят за год работать с ней сложно.

И второе проблемное направление является как раз следствием увеличения расходов государства на вооруженные силы. Медведев сказал, что будет отказ от уравниловки. Он уже произошел. Действительно, у нас некоторые военнослужащие получают очень высокие премии. Но мы видим, что в некоторых частях (боюсь, что это приобретает системный характер) это провоцирует рост коррупции. То есть, был недавно скандал в связи с тем, что в очень привилегированной авиационной части офицеры, которые получают премиальные, были вынуждены делиться с руководством. То есть, происходило банальное воровство денег. И это тоже очень серьезная проблема. Контроль нужно ужесточать.

Что касается отказа от «Калашникова», то речь идет об отказе от закупок. С советских времен у нас на складах столько вооружения простого стрелкового скопилось, что, я думаю, нынешних «Калашниковых» хватит еще лет на 10, если не больше. Так что не идет речь о том, что наши армейские подразделения отказываются от «Калашниковых». Просто будет отказ закупок, что совершенно верно. Никто не собирается вообще разрывать контракт с производителями, перед ними поставлена задача разрабатывать новое стрелковое оружие. И я так понимаю, они с этой задачей справляются. Недавно был анонс, что они уже разработали новое оружие, которое по дальности стрельбы, по точности практически не уступает западным аналогам.

Новые расходы, конечно, в связи с новым вооружением будут. Но следует помнить, что стрелковое оружие достаточно простое в эксплуатации, это не ядерную подводную лодку строить. Поэтому расходы на тестирование этого оружия будут минимальными.

На мой взгляд, сегодняшние заявления Медведева можно рассматривать как некую корректировку военной реформы. Хоть Сердюкову и был дан карт-бланш, он очень много рубил по живому. И, насколько я понимаю, в военной среде на уровне низшего и среднего офицерского состава созрело очень серьезное недовольство. Генералов, которые были недовольны - уволили, а полковников и майоров всех не уволишь. На ком тогда армия будет держаться? С одной стороны, престиж армии повысился, так как там больше денег стали платить. С другой стороны, по имиджу военных был нанесен некоторый удар. Так что сейчас речь идет о корректировке реформ, которые олицетворяются Сердюковым. И здесь Медведев выступает в качестве покровителя военной корпорации.

Концепция реформы давно сформулирована. Поскольку эта концепция реализуется, значит, она согласована была на высшем уровне. Сейчас Медведев просто уточнил детали. Сама реформа - это сложный процесс. Здесь существует много аспектов. У военной реформы гораздо больше противников, чем сторонников, особенно среди военных, потому что все это осуществляется очень жестко и через колено. Но это не имеет отношения к нынешним заявлениям Медведева.
То, что Медведев подчеркнул, что расходы на оборону РФ будут высшим приоритетом государства, можно считать ответом и Кудрину.

Позиция Кудрина по военным расходам не была идеологической позицией, как либо связанной с армией как таковой. Кудрин всегда негативно реагировал на увеличение любых госрасходов, тем более не подкрепленное мерами по увеличению доходов. Это его функциональная бухгалтерская позиция. Она такой была, и, наверное, внутри правительства полезна.

При этом я считаю, что в данном вопросе увеличения расходов на армию вполне обосновано. Более того, те аргументы, которые привел президент, - абсолютно очевидны и неоспоримы. Но это, подчеркну, не имеет никакого отношения к Кудрину и к истории с его увольнением.

На мой взгляд, если говорить о тех аспектах военной реформы, на которых останавливался президент, то они абсолютно понятны. Действительно, одна из главных технических проблем российской армии является связь. И конечно, нам нужно создавать свои беспилотники. Пользоваться чужими беспилотниками в стратегической перспективе невозможно в силу задач, которые перед ними стоят. Беспилотник - такое электронное устройство, которое должно контролироваться с самого начала его национальным производителем, а не страной-производителем, которая его продает. Иначе это делает оборону в некоторых аспектах бессмысленной. Все это абсолютно верно и своевременно.

Но я не понимаю идею дифференциации экономического стимулирования офицеров в армии. Это противоречит понятию армии, офицеров, офицерской чести, боевой солидарности и вообще взаимоотношениям между офицерами. Не говоря о том, что это уже создает кучу проблем моральных и аморальных внутри армии, эта дифференциация или различное поощрение офицеров ломает ту этику отношений, без которой армия нормальная существовать не может…

Если у вас в армии есть офицер, который значительно хуже других справляется со своими служебными обязанностями, в условиях нынешних сокращений, его можно уволить. Что же вы ему мало платите? Это, на мой взгляд, попытка перенесения совершенно других гражданских принципов стимулирования в военную среду. Это перенос, я бы сказал рыночных, «бизнесовых» отношений в среду, которая в принципе не может быть «бизнесовой». Кстати, в этом очень серьезное противоречие с точки зрения внутренней логики реформ.

С организационной точки зрения, тот же Сердюков и руководство нынешнее Минобороны пытаются отделить все коммерческие, производственные, обслуживающие звенья от боевых. То есть, стремятся выделить боевые части в совершенно отдельную структуру.

Все обеспечение, денежные вопросы, платежи производятся вне боевой вертикальной структуры. Это очень правильно. Другое дело, что это не всегда реализуется толково, но сама концепция, на мой взгляд, абсолютно здравая. Поэтому с этой точки зрения система рыночного стимулирования выглядит нелепо.
Здесь есть элемент непонимания вообще армии как совершенно особой, абсолютно иначе устроенной структуры, чем остальные элементы общества. Армия – это иная иерархия. В армии поощрением является не материальное вознаграждение, а повышение по службе, очередное звание, награда. Этот инструмент в армии существовал всегда, он действовал, и на этом основании проводился отбор людей.

Люди, которые хотят жить сытнее, идут не в армию, а в бизнес. А люди, для которых личный корыстный интерес заключается в том, чтобы в хорошем смысле выслужиться (вспомните, плох тот солдат, который не хочет быть генералом), они идут в армию. Эти особенности абсолютно игнорируются военной реформой. Вообще военная специфика как таковая в значительной степени именно с точки зрения психологической, исторической и нравственной, этой реформой игнорируется, и поэтому встречает такое противодействие.

Прежде чем реформировать армию, необходимо начать с военно-промышленного комплекса. Нужно реформировать предприятия и промышленность в целом. Без этого никакие преобразования в армии, никакое финансирование и повышение расходов результатов не даст. Правда, хорошо, что хоть вспомнили об армии и сказали, что расходы на оборону РФ будут высшим приоритетом государства. Слава Богу, что хоть повернулись к армии. после 20 лет развала вооруженных сил.

На мой взгляд, мы уже дошли до нижнего рубежа, после которого обороноспособность государства просто не существует. Надеюсь, все изменится к лучшему. Хотя у меня иное мнение относительно увеличения количества контрактников. Всегда у нас была армия народная, служили там все молодые люди два или три года. И это вписывалось в общую программу подготовки молодежи. Не только молодежь отдавала армии, но и армия давала что-то молодежи. А набирать контрактников, на мой взгляд, значит набирать наемников. А они никогда хорошо не воевали.

Что касается беспилотников, то у нас давно были разработаны их прекрасные схемы и технологии производства. А мы в это время покупали и покупаем до сих пор беспилотники у Израиля. Это ненормально. То, что президент озвучил существующие проблемы, конечно, очень хорошо. Значит, он видит эти проблемы. Но как они будут решаться - покажет время. Ведь одно дело обозначить проблемы, а другое – решить.

 

20 триллионов выделено в России на реализацию государственной программы вооружений. Она и стала причиной ранее прозвучавших резких заявлений министра финансов Кудрина. Однако, российские вооруженные силы требуют кардинального перевооружения, а это, в свою очередь требует очень серьезных финансовых затрат. Россия имеет статус великой военной державы, и она должна иметь вооруженные силы, способные выполнять любые задачи в любых видах конфликтов, которые существуют сейчас в современном мире. Действительно, эти затраты должны быть высокими.

Нужно много тратить денег для того, чтобы сделать из нашей армии именно ту армию, которой достойна наша страна. Это должна быть очень серьезная армия, там должны быть высокие зарплаты, должна быть новая техника. Затраты должны оставаться высокими, у нас просто нет другого выхода, иначе придется останавливать военную реформу.

Программа внедрения контрактной службы - этот вопрос ставился не раз, и он был одним из главных, когда реформа только начиналась. Сейчас он остается одним из наиболее буксующих вопросов военной реформы. Считается необходимым привлечение более 400 тысяч контрактников. Это очень большое количество людей, профессионально подготовленных. Эта ниша не может быть занята людьми, набранными просто после службы в армии. Все они должны пройти профессиональную подготовку. Безусловно, вопрос этот решать надо, но в какие сроки он будет решен и за счет каких финансовых средств - это уже вопрос другой.

19 апреля 2017 Новости  Зюганов раскритиковал работу правительства Лидер КПРФ Геннадий Зюганов раскритиковал работу правительства РФ, подчеркнув, что оно работает "очень слабенько". При этом его критика прозвучала после оптимистичного отчета премьер-министра Дмитрия Медведева в Госдуме. 19 апреля 2017 Новости  Медведев пообещал ипотечникам помощь Работа по оказанию помощи ипотечным заемщикам, в том числе валютным, будет продолжена, но акцент сделают, прежде всего, на тех, кто попал в сложную жизненную ситуацию. Люди должны сами заранее просчитывать все риски, заявил премьер-министр Дмитрий Медведев. 19 апреля 2017 Новости  Медведев пообещал снижение ключевой ставки ЦБ Снижение ключевой ставки ЦБ в будущем возможно. Политика Банка России в этом направлении будет продолжена, но действовать надо максимально аккуратно, заявил премьер-министр Дмитрий Медведев, выступая с отчетом в Госдуме.
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".