Статья
184 20 марта 2009 9:39

Приоритеты нового бюджета

Ярослав Кузьминов, ректор Государственного Университета - Высшая школа экономики:

- В первую очередь, антикризисные меры в сфере образования, на мой взгляд, должны идти по пути укрупнения высших учебных заведений. То есть когда у небольших вузов есть возможность присоединиться к энергичным и респектабельным.

Нынешний глобальный кризис, в ходе которого четверть существующих учебных заведений не соберут абитуриентов, совпадает еще и с негативным демографическим спадом 1990-х годов - количество абитуриентов будет с каждым годом уменьшаться на 10 процентов. Все это может привести к дефолту вузов, чего допустить нельзя.

Думаю, уже осенью этого года кризисное явление в вузах будет нарастать. Апогей наступит в 2010 году. 15 процентов российских вузов окажутся несостоятельными. Не стоит ждать. Надо реформировать систему высшего образования уже сегодня.

Насколько мне известно, минобрнауки обсуждает варианты укрупнения вузов. Если решение будет принято, то уже через пять лет из 600 государственных вузов в России останется 350-400. И это - хорошо. Представим любой регион. Как правило, в нем сегодня насчитывается 8-10 вузов, и в каждом есть специальности - экономика, менеджмент, право. И каждый эксплуатирует одних и тех же преподавателей. Разумнее иметь 3-4 сильных вуза в регионе с высокооплачиваемыми педагогами, которые, высвободившись от беготни и чтения лекций по разным вузам, занялись бы научной деятельностью. И что не менее важно, вузы смогут по-новому организовать свою работу.

Сейчас очень важно начать переподготовку менеджеров, экономистов на базе ведущих вузов страны. Пока же многие компании сегодня вынуждены привозить квалифицированных управленцев с Запада, потому что своих нет или их крайне мало. Зато много людей с дипломами экономистов. Эта специальность оказалась жертвой ажиотажного спроса и безответственного отношения руководства образовательной отрасли прошлых лет. Лицензии на создание экономических дисциплин в вузах раздавались налево и направо. В итоге государство получило ненормальное состояние качества образования, псевдоэкономистов, менеджеров, юристов, специалистов по информационным технологиям, не владеющих навыками менеджмента.

Гарегин Тосунян, президент ассоциации Российских банков:

- Государственная поддержка должна выражаться не столько в количестве денег, которые предоставляются банкам, сколько в выработке механизмов, которые позволят эффективным заемщикам получать финансы через эффективные банки.

Также необходимо разработать правила, по которым эти механизмы будут бесперебойно работать.

Сейчас существует много индивидуальных механизмов поддержки и предприятий, и банков. Но мудрее и правильнее вырабатывать общие механизмы. Это может быть система госгарантий тем, кто работает на востребованные проекты, механизмы стимулирования той или иной отрасли, субсидирование процентной ставки.

При этом надо обратить внимание на формирование ставки рефинансирования. Ее рост заставляет кредиторов хеджировать свои риски от невозврата средств заемщиками, и это ведет к повышению ставок по кредитам. В результате мы впадаем в цепочку повышения и процентной ставки, и инфляции. Надо попытаться раскрутить эту спираль в обратном направлении и подумать над снижением процентных ставок. Конечно, действовать здесь нужно очень аккуратно, плавно, а не скачкообразно.

Сергей Калашников, председатель Фонда социального страхования:

- Поддержка государством семьи и детей, социальная защита населения - эти разделы возглавляют антикризисную программу. И такой подход совершенно оправдан. Правительство дает понять людям, что, несмотря на кризис, социальные обязательства перед ними будут выполняться в полном объеме.

Вчера оно рассмотрело пакет антикризисных предложений, в том числе и поправки к бюджету Фонда социального страхования, которые касаются семей с детьми. Предусмотрено, что в связи с более высоким, чем предполагалось ранее, ростом индекса потребительских цен будет проведена "доиндексация" пособий по материнству и детству. Пересчет будет сделан задним числом - с 1 января 2009 года. На это потребуется около 3 миллиардов рублей дополнительно к существующему бюджету.

Единовременное пособие будущим мамам, вставшим на учет в женских консультациях в ранние сроки беременности, составит 374,62 рубля. Единовременное пособие при рождении ребенка - 9989,86 рубля (по сравнению с январем 2008 года - увеличение на 1,3 тысячи рублей). Минимальный порог ежемесячных пособий работающим гражданам по уходу за первым ребенком до 1,5 года с 1 января составит 1873,1 рубля, за вторым и последующими детьми - 3746,2 рубля. Максимальный размер этого пособия, который зависит от уровня зарплаты, - 7492,4 рубля. Соответственно и неработающие мамы, имеющие детей до 1,5 года, станут получать больше, чем в прошлом году, - 1873,1 рубля на первого ребенка и 3746,2 рубля на второго и последующих детей.

Кроме того, с 1 января 2009 года предусматривается увеличение размеров выплат по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний. Максимальный размер ежемесячной страховой выплаты увеличится до 45 020 рублей - на 5920 рублей выше, чем в январе 2008 года.

Еще раз подчеркну, что пересчет размеров пособий и выплат пройдет начиная с 1 января. То есть в апреле вместе с апрельским пособием люди получат и разницу за первый квартал.

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".