Статья
1939 27 сентября 2012 11:35

Притягательный Таможенный союз

Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана вызывает все больший интерес со стороны стран-членов СНГ. 

Так, молдавский парламент решил вынести на первое заседание осенне-зимней сессии 27 сентября инициативу о вступлении республики в Таможенный союз. Депутаты намерены обсудить организацию референдума о присоединении Молдавии к ЕврАзЭС и Таможенному союзу.

В позитивном ключе о перспективах стать членом ТС высказался и Таджикистан.

Таджикистан намерен присоединиться к Таможенному союзу (ТС) Белоруссии, Казахстана и России, говорится в заявлении Минэкономразвития и торговли Таджикистана.

Заявление было распространено в среду в Душанбе в ходе «круглого стола» по теме «Таможенный союз и Таджикистан: новые перспективы интеграции», передает «Интерфакс».

Мероприятие было организовано российским Фондом развития «Институт евразийских исследований» и Институтом экономики и демографии Академии наук Таджикистана, в его работе приняли участие представители администраций президентов России и Таджикистана, депутаты Госдумы России и таджикского парламента, эксперты, члены правительства Таджикистана.
 
«Вступление Таджикистана в Таможенный союз станет значительным шагом к интеграции экономических связей с Россией и с другими странами, входящим в этот Союз», - говорится в заявлении таджикского ведомства.
 
Членство в ТС даст гарантию беспошлинного доступа таджикской продукции на рынки стран ТС и предоставит возможность упрощенного импорта нефтепродуктов, древесины, зерна и других основных товаров, важных для экономики Таджикистана, считает Минэкономразвития Таджикистана.
 
Этот тезис в ходе работы «круглого стола» поддержал и посол России в Душанбе Юрий Попов. Он также отметил, что «хотя вступление Таджикистана в Таможенный союз по понятным причинам возможно только после присоединения к этому объединению Кыргызстана, но, тем не менее, этот вопрос уже сейчас крайне актуален».
 
Ранее официальный Душанбе достаточно осторожно оценивал свое возможное вступление в ТС, мотивируя это отсутствием общих границ со странами-членами Союза. В частности, официальные лица Таджикистана говорили, что республика сначала дождется вступления в ТС соседней Киргизии, имеющей границу с Казахстаном. Бишкек же изъявлял желание стать членом ТС в как можно более сжатые сроки.
 
Таджикистан также стремится стать членом Всемирной торговой организации и планирует завершить этот процесс в ближайшие два года.
 
Россия и Казахстан - два крупнейших торговых партнера Таджикистана, на которые в январе-августе 2012 года пришлось 20% и 13,6% общего объема внешней торговли республики соответственно.
 

Напомним, что в Таможенный союз входят Россия, Белоруссия Казахстан. ТС предусматривает создание единой таможенной территории, в пределах которой не применяются таможенные пошлины и ограничения экономического характера, за исключением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер. 

Комментарии экспертов

Существует риск того, что желание этих республик интегрироваться в Таможенный союз обусловлено не экономической целесообразностью, не желанием стать частью Единого экономического пространства на постсоветской территории, а попыткой обрести некий финансовый бонус от России. 

Я думаю, что эта волна желания интегрироваться была вызвана недавним визитом Владимира Путина в Киргизию, где стало известно о списании Россией долга Киргизии. Сумма называлась достаточно серьезная. И, в общем-то, для Киргизии это весьма и весьма приятный факт с учетом того, что экономика республики находится в крайне тяжелом состоянии. Я не исключаю, что в этой связи Таджикистан ожидает неких определенных бонусов подобного плана с российской стороны.

Безусловно, в случае с Центральной Азией ситуация гораздо более запутанная и сложная, чем, допустим, с той же Украиной, где мотивы вступления или невступления понятны. Здесь ситуация несколько иная: существуют серьезные противоречия между странами Центральной Азии, в частности между Казахстаном и Киргизией, где водный вопрос играет ключевую роль. В отношениях между Таджикистаном и Киргизией также не все гладко. Я уже не говорю об отношениях Таджикистана и Узбекистана.
 
Собственно говоря, в Узбекистане пока речь не идет о вступлении в Таможенный союз, но некоторая интеграция в это экономическое пространство там тоже допускается. Поэтому здесь вопрос еще и в том, как будут развиваться двусторонние отношения. По крайней мере, какой будет уровень этой напряженности: либо она все-таки снизится, либо эта напряженность будет сохраняться, что в данном случае более вероятно, с учетом нерешенных водных и территориальных проблем. 
 
На мой взгляд, на Украине эти разговоры связаны с предстоящими парламентскими выборами, поскольку за несколько месяцев до этого в стране началась достаточно выраженная пророссийская кампания: это и русский язык, и определенные сигналы о возможности вступления Украины в Таможенный союз. Хотя ранее Янукович говорил о том, что это невозможно в среднесрочной перспективе. Полагаю, что последние веяния – это затравка для того, чтобы иметь определенную политическую поддержку на этих выборах. 
 
Что касается Молдовы, то здесь нужно понимать, что одно дело – тот курс, который декларируют молдавские политики, курс на евроатлантическую интеграцию. Другое дело – это объективные экономические условия. С момента крупных политических изменений, смены политического ландшафта с 2009 года в экономике серьезных улучшений не наметилось. Более того, долгое время там была политическая нестабильность. И по различным вопросам, выбирая между интеграцией в Европу и интеграцией в Таможенный союз, многие жители республики говорили о том, что они все-таки больше симпатизируют именно Таможенному союзу. 
 
Понимая это, дискуссии в политических кругах Молдовы и развернулись вокруг данной темы. Но, опять же, я не думаю, что это связано со стремлением к некой единой экономической общности в СНГ. Здесь все-таки речь идет об определенных бонусах, об определенных гарантиях и возможностях для новой власти Молдовы как-то показать свою экономическую и финансовую состоятельность. Это, скорее, попытка подыграть молдавскому обществу, показать, что чаяния народа услышаны. Хотя в политическом плане это абсолютно не означает, что стилистика и риторика поменяются, что курс станет пророссийским. Безусловно, при нынешнем руководстве республики этого не будет.

Совершенно очевидно, что вся последняя серия позитивных заявлений стран СНГ о возможности вступления в Таможенный союз связана не с тем, что у народов и элит этих государств пробудились прежние чувства к жизни в едином политическом, цивилизационном пространстве.

И совершенно очевидно, что это связано в первую очередь с кризисом Евросоюза. То есть Евросоюзу сейчас не до расширений, даже не до обещаний. Речь идет о Молдавии и Украине.

Планы расширения Евросоюза за счет стран постсоветского пространства отодвинуты далеко в будущее, если вообще будут реализованы. О каком расширении можно говорить, если стоит вопрос: то ли Греция выйдет из еврозоны, то ли Евросоюз расколется? Так что ни счастья, ни денег оттуда не получить. Значит остается Москва: кто еще может накормить, напоить? Хоть я и являюсь сторонником установления единства постсоветского пространства, но очень осторожно отношусь к этому вопросу, потому что нужно еще прощупать выгоду для России.
 
Что касается конкретно Таджикистана, Киргизии, Молдавии, то миллионы их граждан вынуждены работать в России и пересылать полученные деньги на родину. Их правительства не могут не реагировать на эту зависимость от источника и бюджетных денег, и денег, которые поддерживают уровень жизни населения. Но это более стабильная тенденция, она и раньше была, другое дело - насколько России выгодно и экономически, и цивилизационно размывать свою идентичность, то есть здесь много разных процессов.
 
Конечно, всегда в политике нужно пользоваться моментом. Если ты не можешь достичь в стабильной ситуации какой-то цели, но на фоне возникшего кризиса у тебя появляются необходимые возможности, то нужно этим пользоваться.
 
Но при этом нужно помнить: то, что достигнуто таким путем, может очень быстро разрушиться, потому что другая сторона тоже имеет свой интерес. Говорить она может об одном, думать о другом, а через какое-то время действовать будет как-то еще.
 
Я бы не торопился именно в этот период форсированно расширять Таможенный союз. Здесь нужна серьезная дискуссия, большое фундаментальное экспертно-политическое совещание, абсолютно гласное, абсолютно публичное, чтобы были выслушаны все точки зрения и было после этого принято серьезное решение. Потом оно должно быть перенесено в парламент и там уже обсуждено в виде каких-то рекомендаций, законопроектов.

Таможенный союз - это достаточно серьезная организация. Вступающий в нее берет на себя вполне определенные обязательства, и он должен их выполнять. Поэтому до тех пор, пока страны Центральной Азии, такие как Таджикистан или Киргизия, не сумели определить свои таможенные границы на своих государственных границах, пока они будут «проходным двором», будем говорить прямо, смысла их принимать нет, иначе Таможенный союз может просто разрушиться.

Что касается Молдовы, то властная группировка там должна четко заявить, что они собираются сохранить молдавское государство. Пока что в рамках властной группировки в Молдове находятся силы, которые откровенно стремятся объединиться с Румынией. А зачем нам тогда принимать Молдову, если она стремится в Румынию? Они должны четко решить этот вопрос.

Так что если есть желающие вступить в Таможенный союз, то они должны понимать, что существуют вполне определенные условия. Мне кажется, что странам-членам Таможенного союза пора четко сформулировать условия вступления в Таможенный союз, как это, например, сформулировано в Европейском союзе.
 

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".