Признать-не признать
В последнее время администрация США, после некоторого затишья в связи с президентскими выборами в этой стране, активизировалась на Южном Кавказе. Вашингтон намерен форсировать процесс урегулирования ситуации в Нагорном Карабахе. Первым шагом на пути реализации этого сценария стали подписанные осенью этого года в Мюнхене между министрами иностранных дел Армении и Турции протоколы "Об установлении дипломатических отношений" и "О развитии двусторонних отношений".
Однако промедление турецкой стороны с ратификацией этих документов вызвало недовольство не только со стороны Армении, но и со стороны США, сыгравших ключевую роль в событиях цюрихской встречи. Во время недавнего визита в США премьер-министра Турции Реджепа Тайипа Эрдогана Барак Обама не исключил, что если протоколы не будут ратифицированы, в конгрессе США будет очень сложно предотвратить принятие резолюции о геноциде армян.
Комитет по иностранным делам Конгресса США еще в октябре 2007 года принял резолюцию, осуждающую геноцид армян в Османской империи в 1915 году. Несмотря на категорические возражения со стороны Белого дома и лично президента, конгрессмены призывали администрацию Джорджа Буша учесть этот факт во внешней политике США. Столь пристальное внимание к проблеме армяно-турецких отношений со стороны конгрессменов объясняется общегосударственной политикой.
Республиканцы тесно связаны с американским нефтяным бизнесом. Так, бывший вице-президент Дик Чейни до своего прихода в Белый Дом в 2000 году возглавлял крупнейшую в США энергетическую компанию HalliburtonInternational. Тесная взаимосвязь представителей Республиканской партии и американских нефтедобытчиков вынуждали первых оказывать содействие своим компаниям в энергоемких регионах, к каковым относятся, в том числе, Турция как крупная транзитная площадка, и сателлит США в Закавказье – Азербайджан. От Армении ждать стратегических поступлений в бюджеты американских нефтегазовых компаний не приходится. Более того, Ереван позиционирует себя как единственный стабильный союзник России в Закавказье.
Все это обусловливает значительные объемы финансовой и политической поддержки, оказываемой Администрацией Джорджа Буша Турции и Азербайджану, что в большинстве случаев противоречит интересам Армении. Турция заявляет о себе как о стратегическом партнере США в Малой Азии. Однако поддержка Администрацией Буша курдов зачастую вносила существенные корректировки в двусторонние отношения. Вашингтон не был заинтересован в реализации Анкарой военного сценария на границе с Ираком. Такое покровительство курдам со стороны Соединенных Штатов оборачивалось деструктивными последствиями для самой Турции, все чаще сталкивающейся с актами проявления курдского сепаратизма на своей территории, в том числе и в туристических центрах.