Статья
1461 10 июля 2009 0:01

Проблема Курильских островов

Совет Федерации выступил за отмену безвизового режима между Южными Курилами и Японией. Инициатива сенаторов вызвана принятие парламентом Японии закона, называющего Курилы "исконно японской территорией". МИД РФ назвал действия японской стороны неприемлемыми, не оказывающими позитивного воздействия на развитие российско-японских отношений.

9 июля на "полях" саммита "большой восьмерки" в Аквиле состоялась встреча президента РФ Дмитрия Медведева с премьер-министром Японии. Тар Асо.  В ходе встречи российский лидер сказал, что заявление парламента Японии, объявившего Южные Курилы исконной японской территорией, привело к всплеску нежелательных эмоций. "Президент отметил, что подобного рода акции не создают необходимой доброжелательной атмосферы для диалога", - сообщил помощник президента Сергей Приходько журналистам после встречи Д.Медведева и Т.Асо в Аквиле.

Он напомнил, что Госдума и Совет Федерации рекомендовали президенту придерживаться более жесткой линии в отношении данной проблемы и настаивали на дезавуировании японским парламентом его заявления. "Это не означает, что наши контакты прерываются, но президент прямо обратил внимание на то, что если мы демонстрируем стремление к нахождению компромиссных решений, то каждая сторона обязана предпринимать соответствующие усилия, в том числе работать с собственным парламентом", - подчеркнул С.Приходько. По словам С.Приходько, президент РФ изложил премьер-министру Японии озабоченность российского парламента.

Со своей стороны Таро Асо, по словам С.Приходько, пояснил, что демократическая система Японии построена таким образом, что парламент вправе выражать свою точку зрения по любой проблеме.

В свою очередь Д.Медведев, как рассказал С.Приходько, отметил, что "мы принимаем это к сведению, но в России руководство страны, если оно хочет добиться каких-то результатов, считает необходимым работать с политическими партиями и с парламентом".

Стороны договорились,  что Россия и Япония продолжат консультации по выработке мирного договора и решению территориальной проблемы, но временные рамки не определены, заявил помощник президента РФ Сергей Приходько.

Спикер Госдумы Борис Грызлов накануне встречи Дмитрия Медведева и Таро Асо  9 июля заявил, что Россия должна остановить переговоры по мирному договору с Японией до тех пор, пока Токио не откажется от принятой недавно законодательной нормы, определяющей Курильские острова как исконные японские земли. "Позиция депутатов Госдумы состоит в том, что дальнейшие переговоры по мирному договору с Японией не могут быть продолжены, пока японская сторона не дезавуирует законодательные нормы, посягающие на суверенитет России", - заявил Б.Грызлов парламентским журналистам.

Как отметил Б.Грызлов, "российскую сторону, безусловно, волнуют участившиеся в последнее время заявления японских политиков о скорейшем решении так называемой проблемы "северных территорий". Депутаты обратились к президенту и правительству России с призывом "в переговорах с японской стороной учитывать позицию Государственной думы". "Со своей стороны готовы оказывать всяческую поддержку российскому руководству в отстаивании российских интересов. Считаем важным вести межпарламентский диалог, если наши японские коллеги будут вести его без ультиматумов и посягательств на российскую территорию", - сказал Б.Грызлов.

Как пришет газета "Взгляд" Россия неоднократно возмущалась демонстрируемой Японией позицией, заявляя о необходимости принятия взаимоприемлемого решения по островам. Россия признает советско-японскую декларацию от 1956 года, которая прекращала состояние войны, восстанавливала дипломатические отношения между странами, а также фиксировала согласие СССР на передачу Японии островов Хабомаи и Шикотан после заключения мирного договора; проблема в том, что Токио желает получить все четыре острова, причем до заключения мирного договора.

Комментарии экспертов

Возможно, существуют какие-то специфические внутрияпонские мотивы к тому, чтобы активизировать вопрос Курильских островов. В принципе, любой новый премьер-министр Японии и любой новый состав парламента Японии, любой политик Японии, более-менее значимый, непременно должен отметиться по Курильской теме.  Без этого нет японского политика – это обязательное условия.

Что касается конкретной активизации сейчас, принятия парламентом Японии резолюции, и то, что, японский премьер-министр хотел бы поставит перед Дмитрием Медведевым этот вопрос на "большой восьмерке" – это объясняется той самой простой вещью, которая известна в международной политике в связи с появлением нового президента России. В связи с тем, что прежний президент России, то есть Путин – личность авторитарная, державная, государственник, сторонник силовых решений – в общем, антизападник, а новый президент России – либерал, демократ, прозападник, человек, способный идти на компромиссы.

Соответственно, главный компромисс, который нужен японцам – получить эти два острова, а лучше четыре. Я думаю, что именно с этой попыткой играть на мнимых или реальных разногласиях между Путиным и Медведевым и связано это решение. На мой взгляд, это решение парламента непродуманное.

Медведев, отвечая на вопрос по этой проблеме, или в какой-то иной ситуации, где-то публично сказал, что тут могут быть некие нестандартные решения. Всякое нестандартное решение, если упоминается из Москвы, каждый понимает как решение, которое позволяет взять у Москвы то, что не удавалось взять при прежнем руководстве. Японцы, наверное, решили этим по максимуму воспользоваться.

На мой взгляд, это непродуманная резолюция японского парламента, потому что они сразу заявили обо всех четырёх этих островах, чем полностью загнали Медведева в ловушку. Если даже предположить, что он мог бы  принять решение о передаче двух островов, то моментально обрушился бы его имидж внутри страны. Мы отдаём территорию – что тут ещё объяснять?

Ровно неделю его хвалили бы во всех западных СМИ, но через неделю уже сказали бы: «Ах, вот он какой: можно у него взять два острова, значит можно ещё выдвинуть новые претензии к России. Он же отдаёт. Тот-то не отдавал, а этот отдаёт». Это был бы крах Медведева, как президента России, как президента великой державы, внутри России и в мире.

Решение, что все четыре острова, просто безумно, потому что, если даже Медведев был к чему-то такому склонен, то они тут же ему навесили на эту гипотетическую склонность все четыре острова. Но на это он никак не может пойти, это будет полная потеря лица, фактически капитуляция его как политической фигуры и президента России. Поэтому они даже облегчили ему ответ «нет», если он собирался как-то обтекаемо, каким-то образом пойти на какой-то компромисс по этому вопросу.

Я думаю, ситуация такова. Игра на разрыве в этом тандеме и попытка воспользоваться тем, что один злой, а другой якобы или реально добрый.

Активизация Японии по поводу Курильских островов - это переключение внимания с кризиса на политические аспекты, и это существенная вещь.

Что касается введения визового режима, то я отношусь к этому отрицательно, потому что считаю развитие отношений с Японией тактической задачей России. Наверное, можно использовать какие-то другие форматы вместо ограничения визового режима для жителей южных Курильских островов, Южного Сахалина, которые живут за счёт того, что могут в Японии торговать. Это в ущерб нашим гражданам, прежде всего.

Я не думаю, что ухудшение отношений с Японией является одной из прямых стратегических задач РФ. Япония – наш партнёр, очень мощный, сильный, инвестиционно выгодный и привлекательный. Мне кажется, здесь нужно вести более тонкую игру, не отдавая острова. У дипломатии есть разные другие возможности – обмениваться нотами, заявлениями, высказываниями.  А сразу запрещать – неправильно, в дипломатии так не действуют.

Японцы же не войска двинули туда. Парламент сделал заявление. Наша Дума должна была сделать заявление, осуждающее Японию за то, что Япония что-то там не одобрила, например. Почему надо влиять на экономические или политические отношения с Японией, я, честно говоря, не понимаю. Проблема островов возникла не вчера и не позавчера.

8 апреля 2024 Колонки
ИИ-тократия
 ИИ-тократия Ярослав Барыкин о перспективах использования искусственного интеллекта в политике
29 марта 2024 Новости  Британия в поисках стратегии Великобритания выпустила новую стратегию применения санкций, в которой, по словам экспертов британских аналитических центров, описывается ряд критериев принятия решений, а также излагается подход к смягчению непредвиденных последствий и юридических рисков. Также британские эксперты проанализировали военный потенциал Великобритании и пришли к выводу, что он не оптимизирован для сдерживания России, поэтому стране нужно принять масштабную программу перевооружения. 22 марта 2024 Новости  Дипфейки — новое политическое оружие Правительства, которые распространяют дипфейки за рубежом, сталкиваются с риском утраты доверия собственного населения к СМИ и другим источникам новостей, утверждает группа экспертов американского аналитического центра CSIS. Это, в свою очередь, облегчит противникам распространение дезинформации, а внутренним субъектам будет проще использовать дипфейк, чтобы подорвать доверие общества к правительству и повлиять на выборы, а также уменьшить поддержку вооруженных сил страны, предупреждают эксперты в докладе «Government Use of Deepfakes: The Questions to Ask». 
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".