Проблема ВТО
Грузия манипулирует статусом единственного «препятствия» на пути вступления России в ВТО, приобретенным весной 2008 года после выхода официального Тбилиси из переговорного процесса. До недавнего времени подобным «особым» статусом располагали США, однако инициированная Вашингтоном «перезагрузка» отношений с Москвой потребовала переформатирования этих отношений на многих направлениях. Как итог, Россия закрыла «американское» направление по ВТО в октябре 2010 года. Тогда оптимизм российских переговорщиков (в роли спикеров выступают первый вице-премьер Игорь Шувалов и министр финансов Алексей Кудрин) простирали интеграционный оптимизм на 10 месяцев – именно тогда, по мнению чиновников, Россия могла бы стать полноправным членом организации.
Официальный мотив руководства Грузии – уступки по ВТО в обмен на допуск грузинских таможенников в приграничные российско-югоосетинский и российско-абхазский КПП. Однако в Москве подобное требование отвергается, поскольку исключает участие в переговорах Абхазии и Южной Осетии как самостоятельных геополитических субъектов. В противном случае положительное решение по России будет для Грузии означать фактическое признание суверенитета Сухума и Цхинвала, что чревато серьезными внутриполитическими проблемами для Михаила Саакашвили.
Для Грузии вопрос вступления России в ВТО носит принципиальный характер, поскольку, во-первых, позволяет актуализировать «почивший» было территориальный вопрос, а во-вторых, перезапустить грузино-американские отношения. После избрания в 2008 году президентом США Барака Обамы активность Белого дома на грузинском направлении заметно ослабла. Во многом это было обусловлено внутриэкономическими проблемами в США, а также смещением геополитических акцентов в Азию.
Не исключено, что Тбилиси может с помощью финансовых инструментов обыграть согласие американской стороны на вступление России в ВТО. Истеблишмент США в целом лояльно относится к перспективе членства РФ во Всемирной торговой организации (в ответ на встречные шаги Москвы по Ирану и Ливии, например), однако политических механизмов воздействия на М.Саакашвили у Белого дома остается все меньше. В связи с этим есть основания предполагать, что визит грузинского президента за океан как раз и решит сложившуюся политическую коллизию.
В грузинской администрации подчеркивают, что визит Саакашвили в США носит «инвестиционный» характер, однако среди встреч высокого уровня намечена только аудиенция у руководства Сената. Тем не менее, подобная уступка может сработать. Грузия с регулярной периодичностью сталкивается с антиправительственными выступлениям, которые, однако, заканчивались безрезультатно. Тем не менее, революционный бум, захлестнувший арабский мир, не оставлен без внимания и грузинским руководством. Есть основания предполагать, что инвестиционные проекты с США ориентированы, прежде всего, на снижение уровня социальной напряженности в Грузии и пресечение мобилизации населения под предлогом нежелания властей решать экономические проблемы.
Создание благоприятного информационного фона, демонстрация Саакашвили прочности грузинско-американских отношений, а также непоколебимость грузинских властей в территориальном вопросе призваны стать базой для решения «проблемы 2013». В 2013 году, согласно грузинской конституции, заканчиваются полномочия действующего президента, однако Саакашвили необходимо набрать очки для успеха реализации политической реформы и обеспечения «тылов» либо в виде премьерского поста, либо в виде гарантий победы «своего» кандидата.
Евгения Войко, Центр политической конъюнктуры, специально для Актуальных Комментариев