Статья
19 Декабря 2011 10:03

Проблемы Бургаса

<p>Основным трендом недели стала активизация «Бургас-Александруполис». Правительство Болгарии приняло решение прекратить участие в строительстве трансбалканского нефтепровода. «Бургас-Александруполис» оставался ключевым проектом РФ на южно-европейском направлении последние годы. Напомним, проект изначально был инициирован рядом российских и греческих компаний. Это были ОАО «Газпром», ОАО НК «Лукойл», ОАО НК «Роснефть», ТНК-BP, ОАО АК «Транснефть». Собственно в 2000 году инициаторами был создан трехсторонний российско-болгарско-греческий  рабочий комитет. В декабре 2001 года Владимир Путин во время своего визита в Грецию впервые поднял вопрос строительства нефтепровода на высшем уровне. В том же году было составлено детальное технико-экономическое обоснование проекта, которое подготовила международная компания ILF по заказу «Роснефти». В начале 2002 года Россия, Греция и Болгария подписали межправительственное соглашение о создании консорциума. В декабре 2005 года во время очередного визита президента РФ в Грецию, строительство нефтепровода было внесено в текст совместного плана действий в 2005-2006 годах.<br />
<br />
Причиной продолжительной стагнации проекта стала политика США по осложнению его реализации. Все существовало два направления деятельности: в отношении Греции и в отношении Болгарии. В отношении Греции активно велись переговоры по подключению средиземноморской республики к проекту Баку-Тбилиси-Джейхан через ответвление в районе Эрзурума. Однако ситуация вокруг Кипра и членства Турции в ЕС до последнего времени значительно сдерживала инициативы Госдепа.<br />
<br />
В отношении Болгарии был также предложен альтернативный вариант нефтепровода «Бургас – Влера» через Македонию и Албанию. Основным оператором проекта стала Albanian-Macedonian-Bulgarian Oil Pipeline Corporation (AMBO), созданная американским правительством. Общая стоимость проекта должна была составить $1,3 млрд. Причем, $900 млн. были готовы предоставить Opic и ExIm Bank, а оставшуюся сумму – американские компании, работающие в Казахстане. Такие как ChevronTexaco.<br />
<br />
И, тем не менее, российским компаниям удалось пролоббировать строительство «Бургас-Александруполис». Причем, сохранив принципиальную позицию РФ по нефтепроводу. Напомним, что Москва настаивала на таможенных и налоговых преференциях (на материалы и оборудование, снижение портовых сборов). Кроме того, несмотря на то, что Болгария и Греция выступали за равное участие в проекте (по 33,3% акций), Москва предполагала, что доля в капитале консорциума должна рассчитываться исходя из общего вклада страны. Тем самым российское присутствие в компании значительно увеличивалось, так как строительство и поставка нефти осуществлялось именно РФ.<br />
<br />
На первом этапе вышеперечисленные условия не принимались иностранными партнерами. Однако, ситуация кардинально изменилась несколько лет назад. России удалось реализовать целый ряд мер для усиления своих позиций. В итоге два года назад было подписано межправительственное соглашение о начале строительства проекта.<br />
<br />
Однако уже в 2011 году Москва стала терять интерес нефтепроводным проектам в Восточной Европе. Первой ласточкой стал отказ от MOL российского «Сургутнефтегаза». Причиной охлаждения НК стало усиление «Южного потока» и пропорциональное ослабление его основного конкурента Nabucco. Строительство последнего активно лоббировала венгерская MOL.<br />
<br />
<strong>Дмитрий АБЗАЛОВ</strong>, <em>Центр политической конъюнктуры</em></p>
  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".