Статья
19 Мая 2010 20:59

Проблемы дорожной отрасли обострились

Проблемы дорожной отрасли обострились
Фото: ВГТРК

Экономический кризис усугубил проблемы дорожной отрасли, заявил премьер-министр РФ Владимир Путин. «Сегодня гораздо больше можно говорить не об успехах, а о проблемах в этой сфере (дорожной отрасли). Конечно, они существовали и раньше. Однако экономический кризис их усугубляет, некоторые проблемы встают особенно остро», - заявил Путин на совещании по обеспечению финансирования строительства и содержания автодорог.

Во-первых, по его словам, существует проблема явно недостаточных объемов ремонта существующих трасс, что крайне негативно сказывается и на комфортности движения, и на ситуации с безопасностью.

«И, конечно, однажды «сэкономив» на своевременном ремонте, мы затем несем двойные, а то и тройные расходы на восстановление разрушенной дороги - это касается и федеральных трасс и трасс регионального значения», - сказал Путин.

Во-вторых, добавил премьер, до сих пор не решены проблемы экономически обоснованной стоимости и качества дорожного строительства.

«Очевидно, что в настоящее время сметы явно «раздуты», а срок службы построенных дорог не выдерживает никакой критики», - сказал Путин.

Он отметил, что сам проезжал по некоторым совсем новым трассам и заметил, что их уже надо ремонтировать.

«Неоднократно поднимался вопрос о внедрении так называемых договоров «полного цикла», когда подрядчик не только строит дорогу, но и в течение длительного срока ремонтирует (ее). Пока необходимые изменения в законодательство не внесены», - сказал Путин.

Также, по его словам, слишком медленно идут обновления нормативной базы и внедрение электронных торгов при распределении подрядов на дорожное строительство.

Кроме того, сказал премьер, в России фактически отсутствует механизм, который гарантировал бы стабильность и предсказуемость финансирования в данной сфере.

При этом он назвал очевидным тот факт, что успешная реализация таких затратных и капиталоемких проектов невозможна, если объем выделяемых ресурсов может в любой момент измениться.

«То есть нужно более четко определиться с бюджетами и с частными источниками финансирования инфраструктуры, причем речь - как о финансировании крупных стратегических строек, так и о выполнении наших текущих обязательств», - сказал Путин.

Премьер-министр добавил, что правительство РФ приняло решение о создании бюджетного фонда по строительству и ремонту автомобильных дорог.

Он сообщил: «Приняли решение о создании бюджетного фонда по строительству и ремонту дорог по типу Инвестиционного фонда», передает «Интерфакс».

По его словам, в этом фонде будут «аккумулированы минимальные требования для поддержания дорожной сети».

«Такое же право (о создании фондов) будет предоставлено субъектам Федерации», - добавил Путин.

 

Дмитрий Абзалов, ведущий эксперт Центра политической конъюнктуры:

Как правило, государство берёт на себя обязательства по созданию инфраструктуры. Речь идёт о железнодорожном строительстве, об автодорожном строительстве, о строительстве развязок. В этом контексте самые большие денежные средства уходят именно по этому виду деятельности.

Значительное финансирование связано со значительными рисками. Самые большие откаты происходят именно в дорожном строительстве. Частично этот вопрос пытались решить за счёт создания нормативных ценовых границ, но каждый раз в разных регионах ситуация индивидуальна: всё зависит от стройматериалов, от стоимости работ, от особенностей и сложностей их проведения.

Поэтому переход на форму торгов в принципе является оправданным. Для этого необходимо сделать несколько вещей.

Во-первых, необходимо обеспечить равный доступ участников торгов. Региональных компаний, которые занимаются этой сферой, не так уж много, причём, как правило, они аффилированы с государственными структурами.

Во-вторых, необходимо жёстко задавать критерии, а, следовательно, и усилить аудит дорожного строительства. Чтобы выстроить необходимые требования к соискателю, необходимо представлять основные параметры постройки, и они не должны серьёзно меняться, что происходит достаточно часто в РФ, особенно в очень сложных элементах строительства, как, например, мостовое строительство либо дорожное строительство в сложнопересеченной местности.

В-третьих, необходимо обеспечить прозрачность ценообразования на строительном рынке. Прежде всего, речь идёт о цементе. Дело в том, что в целом ряде регионов (прежде всего на московском рынке, на рынке центральной России) это ценообразование достаточно непрозрачно. ФАС пытается бороться, но это наталкивается на целый ряд сложностей.

Плюс ко всему, необходима определённая политическая воля на региональном уровне. Как правило, строительство является очень коррупционно ёмкой формой деятельности. Поэтому без решения вопроса борьбы с коррупцией конкретно в точках принятия решений говорить о серьёзном снижении смет будет крайне сложно. А для этого необходимо, прежде всего, максимально снизить точки пересечения чиновников, государственных служащих, непосредственно со строительной деятельностью, максимально свести к системе «одного окна», то есть, грубо говоря, все основные параметры выносить на аукцион. Также необходимо достаточно чётко и правильно проводить аудиты и проверки по строящимся объектам.

  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

Rosneft
© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".