Статья
1656 8 мая 2009 0:02

Проблемы Единого госэкзамена

Проблемы Единого госэкзамена (ЕГЭ) обсуждены в рамках "правительственного часа" в Госдуме. С докладом выступил министр образования и науки Андрей Фурсенко. На обсуждении присутствовал  и руководитель Федерального агентства по образованию Николай Булаев.

Министр изложил депутатам комплекс мер по повышению качества и конкурентоспособности образовательных услуг, принимаемых кабинетом министров. Наиболее острая дискуссия состоялась по вопросу о "Нормативном регулировании государственной итоговой аттестации выпускников 11 (12) классов общеобразовательных учреждений и приема в образовательные учреждения профессионального образования.

Восьмилетний эксперимент по введению ЕГЭ успешно завершен, а сведения об искажении результатов ряда экзаменов ЕГЭ не соответствуют действительности, заявил глава Минобрнауки Андрей Фурсенко, выступая перед депутатам. "Переход ЕГЭ в штатный режим обеспечен всеми необходимыми нормативными документами, обеспечено право всех обучающихся с ограниченными возможностями, утвержден единый перечень экзаменов, установлены единые сроки сдачи и прозрачная схема зачисления. Переход в штатный режим проходит безболезненно", - отметил Андрей Фурсенко.

По его словам,  досрочная сдача ЕГЭ в 2009 году прошла без сбоев и нарушений. "Восьмилетний эксперимент ЕГЭ убедительно показал достоинства госэкзамена, а также признана объективность его результатов", - заявил А.Фурсенко.

Ссылаясь на опрос ВЦИОМ, он сообщил, что единый госэкзамен поддерживается теми учениками, кто стремится получить качественное образование, и не поддерживается теми, кто рассчитывает на "левые" способы попадания в вузы.

"Хочу опровергнуть до сих пор распространяющиеся мифы вокруг ЕГЭ, которые строятся на недобросовестном искажении фактов. ЕГЭ позволяет жестче контролировать правомерность, честность проведения экзаменов", - отметил министр.

Ранее, говоря о ЕГЭ спикер Госдумы Борис Грызлов выразил уверенность, что данное решение способствует созданию равных условий доступа к системе образования для всех граждан.

Как отметил Б.Грызлов, на основании аттестата и результатов ЕГЭ выпускник из школы самого отдаленного российского региона может принять участие в конкурсе на поступление в престижный московский вуз. "Но когда закон начал реализовываться, то, естественно, возникла масса вопросов, в том числе по уровню подготовки вопросов в системе единого государственного экзамена", - признал спикер.

Идея ЕГЭ заключается в том, чтобы совместить государственную итоговую аттестацию выпускников школ и вступительных испытаний в государственные образовательные учреждения среднего и высшего профессионального образования. Результаты единого госэкзамена могут использоваться абитуриентами на протяжении двух лет. При этом в некоторых вузах, в зависимости от требований будущей специальности, могут вводится дополнительные вступительные испытания.

В апреле некоторые выпускники уже сдали Единый госэкзамен досрочно. Самыми популярными экзаменами для «досрочников», стали экзамены по биологии, обществознанию и физике, сообщил Рособрнадзор. Досрочная сдача ЕГЭ проводилась с 21 по 30 апреля. По данным ведомства, всего в досрочной сдаче ЕГЭ участвовали 1356 человек из 65 регионов России, причем большинство из них - спортсмены. Всего было проведено 3607 экзаменов.

Право на досрочную сдачу ЕГЭ имеют выпускники вечерних школ; призывники; выпускники, выезжающие на российские или международные спортивные соревнования, конкурсы, смотры, олимпиады и тренировочные сборы, а также выпускники, выезжающие на постоянное место жительства или для продолжения обучения за границу. "Нижняя граница, преодоление которой подтверждает освоение школьного курса по каждому сданному предмету, станет известна досрочникам в июне, вместе с основным количеством сдающих ЕГЭ в этом году", - сообщает Рособрнадзор.


 

Комментарии экспертов

Вся идея ЕГЭ и ситуация, возникающая с его принятием или резким отказом, все эти дебаты в обществе, которые продолжаются до сих пор, несмотря на то, что принят закон – она вытекает из одного принципиально нерешённого вопроса о том, какая связь у нас существует между средним и высшим образованием. По давней советской традиции считалось, что школа – это ступень подготовки к поступлению в вуз, особое общество, в котором культ знания был заложен в основную идеологию, поскольку марксизм считался вершиной науки и одновременно самой прогрессивной идеологией, которая ведёт человечество к высшему счастью, к коммунизму. Так вот, вся образовательная система была именно так и построена. Советские дети, когда шли в школу, в перспективе знали, что они будут абитуриентами - людьми, поступающими в вуз.

Скоро такая социальная система развалилась. Наше общество уже лет 20 не представляет собой общество, которое строит коммунизм и поэтому должно состоять исключительно из высокообразованных людей. Сама жёсткая сцепка среднего образования с высшим и рассмотрения школы как этапа подготовки для поступления в вуз, на мой взгляд, кажется абсурдом. По крайней мере, половина выпускников школ в принципе не должна идти туда, не хочет идти, и если идёт в вуз, то только по некой инерции: мальчики – в качестве некого защитного механизма от призыва в армию, девочки – по каким-то другим причинам. В общем, сама по себе мотивация у выпускников школ для продолжения учёбы составляется совершенно другая, и превращать выпускные школьные экзамены в практически способ доступа в вуз, мне кажется, принципиально ошибочно.

Но в этой ситуации, когда сама система продолжает так работать, то есть связка "школа-вуз" никем не рассматривается как подлежащая расцепке, сам придуманный механизм, в условиях того, что обычно творилось при поступлении в вуз (я имею в виду прежде всего те масштабы коррупции, подкупа и т.д., которые связаны с этим процессом), был единственно возможным. Могу сказать на опыте нашей Высшей школы экономики, что в данных условиях он приносит очень хороший результат, потому что он позволяет ребятам из провинции, из далёких посёлков, городков и сёл, действительно талантливым ребятам, мотивированным, имеющим страсть к обучению, попадать в лучшие столичные вузы. Какое качество этих тестов не было бы, тем не менее, если эти ребята с ними справляются и получают высшие балы, именно они получают возможность беспрепятственно поступать в вузы. Других ресурсов-то и нет: там нет ни связей, ни денег.

Поэтому у меня такая двойственная оценка. В принципе, я считаю, что ЕГЭ – это системный элемент, который должен быть разрушен вместе со всей системой, связывающей школу и вуз. Но поскольку вся система до сих пор не разрушена, и никто этого разрушать не собирается, то ЕГЭ в этой системе я оцениваю как некий позитивный механизм, который способен дать возможность многим ребятам из провинции поступать в лучшие российские вузы.

Трудно представить другое, более удачное время для эксперимента с ЕГЭ: мало того, что «егэизация» средней школы совпадает с болонизацией высшей (очень многим кажется, что эти реформы связаны, но это не так), так еще и проводится во время, когда из школы в ВУЗ перемещаются дети «демографической ямы». Хотя бы поэтому я лично выступаю ЗА то, чтобы эксперимент с ЕГЭ был доведен до логического конца.

«Егэизация» имеет свой смысл, хотя бы в рамках антикоррупционной логики — ЕГЭ переносит фокус коррупции из вузовских приемных комиссий в городские и сельские департаменты образования. Пока — неизвестно, что хуже. Но другого шанса убедиться — не будет.

Состояние, в каком сейчас находится новорожденный институт ЕГЭ, иначе как ужасным не назовешь. Его «родители» давно его бросили, приемные «родители» — ненавидят. ЕГЭ — сирота. Экзамен оболган и оплеван. Он саботируется тотально — учителями, методистами, чиновниками, разработчиками — откровенно халтурно создавшими КИМы и сами тесты. Дети ЕГЭ ненавидят, митингуют, — в школах не учатся, а сидят с репетиторами. Школьные программы никто под ЕГЭ не переделывает, ВУЗы не хотят никого принимать по ЕГЭ. Посмотрим, сколько гадкий утенок — один из последних детей лихих 90-х — протянет.

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".