Статья
1923 5 декабря 2011 7:18

Проблемы роста

Политический кризис в Южной Осетии, вызванный отменой итогов президентских выборов, выявил глубокие системные проблемы нового государства. Главным образом, отсутствие у руководства республики опыта построения самостоятельных политических и экономических институтов, отвечающих требованиям независимой страны. В отличие от Абхазии, где первая после признания суверенитета процедура смены руководства проходила без столь явной и острой борьбы за политическое наследство Сергея Багапша, Южная Осетия не смогла безболезненно преодолеть традиционные в таких случаях «проблемы роста». Непрозрачность финансовой и правовой систем в совокупности со слабостью управленческих институтов делают республику удобной площадкой для процветания в обществе активного недоверия к власти и ее политическим решениям.

Гораздо менее успешная в экономическом плане, чем Абхазия, Южная Осетия вынуждена строить свою политику исключительно исходя из интересов «старшего брата», ежегодные инвестиции которого в экономику республики в среднем составляют 2,5 млрд.рублей. Главными причинами подобного положения являются географические – 90% территории республики покрыто горами, нет выхода к морю, что не позволяет руководству Южной Осетии по примеру абхазов концентрироваться на развитии наиболее легкого вида туризма – морского. Те историко-культурные объекты, что располагаются на территории республики, в свое время не получили мощной PR-раскрутки, и об их существовании знает разве что увлеченный местными достопримечательностями исследователь. На контрасте новая Абхазия позиционирует себя как «туристический рай», готовый предоставить путешественникам турпродукт «на любой вкус» - от ленивого пляжного отдыха до исторических турпакетов и экотуризма. К слову, из российского госбюджета на социально-экономическое развитие Абхазии ежегодно выделяется в среднем 1,9 млрд.рублей.

Тех немногих инвесторов, кто все же готов вкладываться в проекты на территории Южной Осетии невзирая на климатические особенности, останавливают вполне «рукотворные» преграды – клановость и коррупция. Немаловажную роль играет и тот факт, что ни одно влиятельное государство Запада (да что там…ни один партнер России в СНГ) не присоединилось к решению Москвы о признании суверенитета двух закавказских республик. Каждая страна по разным причинам, но факты – упрямая вещь. Отсюда низкое доверие югоосетинского общества к власти, к ее возможностям хоть как-то выправить экономическую ситуацию, а также обеспечить легитимность первых после августа 2008 года президентских выборов.

Любопытно, что за примером отмены итогов второго тура президентских выборов далеко ходить не надо – до сих пор живы воспоминания о событиях 2004 года на Украине, конечный итог которых также хорошо известен: разгромное поражение Виктора Ющенко при повторной попытке в 2010 году занять президентское кресло и, как приговор, сомнительное место в истории страны. Ситуация в Южной Осетии разворачивается по схожему сценарию: наличие «пророссийского» кандидата, поддерживаемого уходящей властью, но не популярного в обществе, и деятельная оппозиция, у которой «женское лицо». В обоих случаях просматривается стремление не допустить усиления позиций России в республике и в регионе в целом за счет «ввода в игру» несистемного политика, к тому же обладающего всем «набором харизматика» - опытом государственного управления, отменными ораторскими способностями и оппозиционным алиби.

Как бы то ни было, сложившаяся ситуация играет на руку Эдуарду Кокойты, недовольство политикой которого в Москве и в Цхинвале явно или скрыто выражали не раз. Зачистка аппаратного поля и вывод из нее нелояльных игроков позволили Кокойты фактически монополизировать политическое пространство и тем самым взять под свой контроль финансовые потоки из России. Нынешний политический кризис отодвигает процесс передачи власти еще на четыре месяца. Весь этот период российское руководство будет заниматься собственными президентскими выборами, и времени осмыслять происходящее в Южной Осетии просто не будет.

Евгения ВОЙКО
, Центр политической конъюнктуры

29 марта 2024 Новости  Британия в поисках стратегии Великобритания выпустила новую стратегию применения санкций, в которой, по словам экспертов британских аналитических центров, описывается ряд критериев принятия решений, а также излагается подход к смягчению непредвиденных последствий и юридических рисков. Также британские эксперты проанализировали военный потенциал Великобритании и пришли к выводу, что он не оптимизирован для сдерживания России, поэтому стране нужно принять масштабную программу перевооружения. 22 марта 2024 Новости  Дипфейки — новое политическое оружие Правительства, которые распространяют дипфейки за рубежом, сталкиваются с риском утраты доверия собственного населения к СМИ и другим источникам новостей, утверждает группа экспертов американского аналитического центра CSIS. Это, в свою очередь, облегчит противникам распространение дезинформации, а внутренним субъектам будет проще использовать дипфейк, чтобы подорвать доверие общества к правительству и повлиять на выборы, а также уменьшить поддержку вооруженных сил страны, предупреждают эксперты в докладе «Government Use of Deepfakes: The Questions to Ask».  28 февраля 2024 Колонки
Россия будущего
 Россия будущего Михаил Карягин о пяти линиях трансформации политической системы
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".