Статья
12 Января 2009 22:25

Проблемы с транзитом газа остаются

Предположительно во вторник утром Россия возобновит транзит газа через территорию Украины. Но, как пишет ВЗГЛЯД, до конца не решенным остается вопрос о том, кто должен предоставлять газ на технические нужды, так называемый «технический газ».

Юлия Тимошенко в понедельник заявила, что Киев будет использовать для технологических нужд при транзите газа в Европу только российский газ, а не свой собственный, на чем настаивает Россия. При этом рассчитаться за российский технологический газ Тимошенко считает возможным только после подписания контрактов.

Таким образом новые газовые конфликты между Россией и Украиной не только не исключены, но и почти наверняка состоятся. До тех пор, пока не придумано радикального нового способа транспортировки газа, воровство и манипуляции с транзитом остаются исключительно на совести страны-транзитера.

Дмитрий Петровский, экономист:

Кроме газопроводов, по которым сейчас осуществляется основной объем транспортировок газа, существует еще как минимум три способа доставки топлива до потребителя. Все они используются мало или не используются вовсе. Во-первых, существует морская транспортировка при помощи танкеров, она обычно используется на дальние расстояния (до 3000 км.). Для того, чтобы наладить морскую транспортировку, необходимо построить газопровод до самого моря, построить на берегу сжижающий завод, порт для танкеров и сами танкеры. Все это очень недешеко. Зато из танкера газ невозможно украсть.

Во-вторых, давно разрабатывается идея транспортировки газа в виде гидратов, т.е. почти в твердом агрегатном состоянии. Здесь есть только одна проблема, но она критична: гидраты нестабильны при высоких температурах, а искусственное охлаждение больших объемов в реальности почти неосуществимо.

И, наконец, в третьих, газ можно было бы перевозить на дирижаблях, и это не шутка: они очень вместимые и обладают достаточной дальностью перелетов. Но, к сожалению, построить дирижабль — это, кроме того, что очень дорого, так еще и весьма затратно по содержанию ангара и обслуживанию. Кроме того, дирижабли все-таки довольно хрупкие, и тут ничего не поделать.

Я думаю, единственной возможной инновацией в области транспортировки газа — чтобы не возникало больше таких проблем, как с Украиной и вопросов относительно того, что это за такой «технический газ» — является уменьшение трения слоев газа друг о друга и о стенки трубы. Для этого необходимо делать трубы из другого материала, гораздо более легкого, прочного и эластичного, а также особым образом «облегчать» газ. Обе эти задачи сегодня неразрешаемы. Впрочем, еще каких-то 100 лет назад и газопроводов-то не было, так что надежда есть.

  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".