Комментарий
4180 8 декабря 2010 10:46

Проблемы ЖКХ

Андрей Исаев депутат ГосдумыАндрей Исаев

Андрей Исаев
депутат ГосдумыАндрей Исаев

На сегодняшний день проблема состояния и развития ЖКХ является одной из наиболее острых проблем нашего общества. Неслучайно этому было посвящено заседание Президиума Государственного совета РФ, и неслучайно на встрече с руководителями парламентских партий Президент просил все политические партии обратить на это внимание как на острейшую проблему. Это подтверждают и опросы общественного мнения: если раньше на первом месте в числе вопросов социальной напряженности стояли зарплаты, пенсии и лекарства, то сейчас все это отходит на второй план, на первое место выходят проблемы сферы ЖКХ.

Нынешнее состояние ЖКХ в России абсолютно критично. По оценке Минрегионразвития, для того чтобы просто нормализовать работу всех сетей, которые действуют сегодня в России, – не двинуться вперед, а обеспечить нормальную работу, – нужно шесть триллионов рублей! Износ сетей составляет 60%, а 40% всех домов, которые есть в Российской Федерации, нуждаются в капитальном ремонте. Причины этого ясны.

С конца 80-х годов и все 90-е годы фактически никто не занимался решением проблем в системе ЖКХ на государственном уровне. Здесь можно провести аналогию с больным зубом – человек тянет до последнего, а когда все-таки приходится идти к врачу, зуб уже болит так, что не дотронешься. Сейчас уже очевидно, что у государства нет средств для того чтобы в одиночку реформировать ЖКХ. Потребуются усилия всех – и государства, и региональных органов власти, и местного самоуправления и самих жителей. Никуда от этого мы деться не можем. Фонд содействия развитию ЖКХ именно по такому принципу и построен. Ведь по сути дела туда заложена сумма, которая кажется нам большой, но которая при этом ничтожна в сравнении с реальными потребностями системы жилищно-коммунального хозяйства.

Требования Фонда направлены на то, чтобы реально реформировать систему ЖКХ, чтобы создавались ТСЖ, чтобы реально работали управляющие компании, развивалось самоуправление жителей. И у нас уже есть ощутимые результаты. Я могу сказать, что практически в любом регионе мы слышим позитивные отзывы о нашей работе. Мы в Госдуме поддерживаем позицию о том, что деятельность Фонда необходимо продлить. Я предлагаю измерять продление деятельности фонда не в годах, а в деньгах. Вопрос в том, какое количество ресурсов государство определит для решения данных вопросов. А сколько потребуется лет на освоение этих ресурсов – это вопрос вторичный. Мы вместе – и мы в Госдуме, и регионы, - должны убедить правительство в необходимости серьезно прибавить дополнительных средств, с четким обоснованием, на что эти средства пойдут.

Тем не менее, я хотел бы сказать, что, несмотря на серьезные улучшения, произошедшие в период деятельности Фонда, кризис не преодолен. Резкий скачок тарифов, который произошел весной этого года, вызвал массовое недовольство и, собственно, выдвинул на передний план проблему ЖКХ. Он свидетельствует о том, что такой кризис не преодолевается.

Поэтому сейчас необходимы и будут предприниматься серьезные действия, которые направлены на то, чтобы максимально сдержать рост тарифов в системе ЖКХ. Во-первых, готовится серьезная поправка в законодательство. К сожалению, мы вынуждены признать, что принятый нами Жилищный кодекс оказался чрезмерно либеральным, и в значительной мере сохранил возможность для произвола управляющих компаний. С этим было покончено. Предполагаемые поправки предполагают в частности абсолютную информационную открытость деятельности управляющих компаний. Они будут обязаны информировать и жителей, и органы местного самоуправления по направлению средств, будет представлен минимальный набор квалификационных требований к руководителям управляющих компаний, будет представлен минимальный набор услуг, которые обязаны оказывать управляющее компании, будут ужесточены требования, связанные с перечислением средств в управляющую компанию.

У нас есть отрицательный пример в Архангельской области. Там задолженности управляющих компаний перед ресурсопредоставляющей компанией составляли 300 миллионов! Эти деньги были собраны, но не выплачены, они «крутились», компании зарабатывали на этом собственные средства, а потом ресурсопредоставляющие организации, с учетом этих потерь, а также с учетом того, что некоторые управляющие компании просто распадались, и долг оставался висеть за домом, просто закладывали эти расходы в тарифы. Могу сказать, что этот закон введет административную ответственность для руководителей управляющих компаний, и сейчас в Думе серьезно обсуждается вопрос о введении уголовной ответственности для тех случаев, которые носят явно мошеннический характер.

Я хочу также сказать, что мы намерены серьезно повысить реальность ТСЖ, так как нам приходилось часто сталкиваться с ситуацией, когда ТСЖ созданы не самими жильцами и действуют не в интересах жильцов. Могу сказать, что законодательством будет напрямую запрещено создание ТСЖ организациями застройщиков. По вполне понятным причинам. Просто организация-застройщик свои недоделки при строительстве дома вешала на специально созданный «карманный» ТСЖ, и в будущем эти расходы включались в тариф, фактически ложась на жильцов.

Безусловно, очень острой проблемой является проблема приборов учета. Мы сегодня уже обсуждали эту проблему здесь, в Новосибирске, и было сказано о том, что проблема эта сложная и до конца 2012 года вряд ли ее удастся решить в полном объеме. Тем не менее, хочу напомнить, что когда этот вопрос поднимался на Президиуме Государственного совета, ответ Президента был достаточно жестким. Он настаивает на том, что до 2012 года работы должны быть максимально завершены. В этом отношении необходимо активизироваться. Это так, потому что без установки повсеместно приборов учета говорить о том, чтобы ресурсопредоставляющие организации не списывали свои затраты на жильцов, будет практически невозможно.

Вы знаете, что с момента кризиса, связанного с ростом цен на ЖКХ, который произошел в этом году, партия «Единая Россия» активно работает над контролем ситуации. У нас сформирована рабочая группа, которую возглавляет первый заместитель руководителя фракции Владимир Пехтин. Эта группа работает в жестком режиме, она выезжала в несколько десятков регионов, где был зафиксирован наибольший рост тарифов.

Хотел бы отметить еще одну важную вещь. Мы понимаем, что в формировании тарифов ЖКХ существенную роль играют тарифы, устанавливаемые ресурсопредоставляющей компанией. К сожалению, в последнее время там наблюдается рост, выше уровня инфляции, это с одной стороны, бьет по населению, с другой – затрудняет приход долгосрочных инвесторов в систему ЖКХ. Здесь необходимо какое-то решение. Есть более мягкий вариант, к которому на сегодняшний день склоняется парламентское большинство, – это законодательно установить долгосрочный план повышения тарифов. Есть более радикальные предложения, которые также обсуждаются – на определенный период времени тарифы заморозить. Это звучит более привлекательно, но мы понимаем, что в этом случае столкнемся с проблемами, которые возникнут у естественных монополий.

Андрей Исаев

8 апреля 2024 Колонки
ИИ-тократия
 ИИ-тократия Ярослав Барыкин о перспективах использования искусственного интеллекта в политике
29 марта 2024 Новости  Британия в поисках стратегии Великобритания выпустила новую стратегию применения санкций, в которой, по словам экспертов британских аналитических центров, описывается ряд критериев принятия решений, а также излагается подход к смягчению непредвиденных последствий и юридических рисков. Также британские эксперты проанализировали военный потенциал Великобритании и пришли к выводу, что он не оптимизирован для сдерживания России, поэтому стране нужно принять масштабную программу перевооружения. 22 марта 2024 Новости  Дипфейки — новое политическое оружие Правительства, которые распространяют дипфейки за рубежом, сталкиваются с риском утраты доверия собственного населения к СМИ и другим источникам новостей, утверждает группа экспертов американского аналитического центра CSIS. Это, в свою очередь, облегчит противникам распространение дезинформации, а внутренним субъектам будет проще использовать дипфейк, чтобы подорвать доверие общества к правительству и повлиять на выборы, а также уменьшить поддержку вооруженных сил страны, предупреждают эксперты в докладе «Government Use of Deepfakes: The Questions to Ask». 
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".