Статья
23 Февраля 2011 23:18

Продано!

<p>В своем исследовании, рассчитанным на самую широкую публику, Пирошка Досси пытается раскрыть секреты системы, которая позволяет художникам зарабатывать миллионы и заставляет простых смертных возмущаться по поводу этих самых миллионов, полученных вроде как "ни за что".</p>
Комментарии экспертов
<p>«Коллекционирование искусства стало социально приемлемой формой жадности». Эта цитата из книги «Продано!» кратко передает все содержание новинки от Лимбусс Пресс.</p>
<p>Больше всего книга Пирошки Досси, консультанта-искусствоведа из Мюнхена, напоминает уже выходившую на русском языке «Цену искусства» Жюдит Бенаму-Юэ. Изданная в докризисный <nobr>2007-ой</nobr> год, «Продано!» подвергает критике современный рынок искусства, оценивая его как аналог финансовых пирамид предыдущих эпох. Поэтому, когда Досси рассматривает логику формирования заоблачных цен на объекты современного искусства, перещеголявших в этом плане всех старых мастеров и даже мастеров начала XX века, то более уместно говорить не о «меценатстве» покупателя и не о деманетизированных духовных практиках, а о пошлой форме заработка.</p>
<p>Во-первых, указывает Досси, рынок современного искусства ориентирован на инвестиционные проекты, вроде тех, что были популярны на биржах эпохи доткомов в начале двухтысячных. У вышедшего на биржу проекта пока непонятен механизм извлечения прибыли, но именно это и делает его возможную прибыльность астрономической. А пока можно просто торговать перспективным товаром. Но как и в случае с доткомами, начинать играть могут только те, кто реально способен будет потом поддерживать спрос все новыми и новыми покупками, в противном случае покупателя произведения искусства ждет провал — он купит предмет искусства, который будет «не интересен», будет находится вне тренда и, следовательно, окажется неудачной инвестицией. Принципиальным отличием тут служит невероятная социальная и культурная нагрузка получаемая за счет медийного сопровождения, которая сопутствует процессу и упрощенно может быть выражена через уже затертый до дыр глагол «to hip».</p>
<p>Следовательно, во-вторых, к искусству как таковому существующий рынок не имеет отношения, т.к. о самостоятельной ценности произведения тут не будет вестись уже никакой речи.</p>
<p>Конечно, Досси не называет галеристов, меценатов и современных художников жуликами прямо. Однако недвусмысленно дает понять, что человек, вступающий на сомнительный путь, ведущий в мир современного искусства не может считаться человеком принципиально отличающимся от того, кто, допустим, торгует плавленым сыром. Это одновременно и комплимент и упрек, и предупреждение читателю не «вестись на разводку» непогрешимостью лиц, прикрывающихся искусством.</p>
<p><strong>Пирошка Досси «Продано! Искусство и деньги», С-Пб, Лимбус Пресс, 2011</strong></p>
<p>Книга приобретена в магазине "Фаланстер".</p>
  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".