Статья
827 23 февраля 2011 23:18

Продано!

В своем исследовании, рассчитанным на самую широкую публику, Пирошка Досси пытается раскрыть секреты системы, которая позволяет художникам зарабатывать миллионы и заставляет простых смертных возмущаться по поводу этих самых миллионов, полученных вроде как "ни за что".

Комментарии экспертов

«Коллекционирование искусства стало социально приемлемой формой жадности». Эта цитата из книги «Продано!» кратко передает все содержание новинки от Лимбусс Пресс.

Больше всего книга Пирошки Досси, консультанта-искусствоведа из Мюнхена, напоминает уже выходившую на русском языке «Цену искусства» Жюдит Бенаму-Юэ. Изданная в докризисный 2007-ой год, «Продано!» подвергает критике современный рынок искусства, оценивая его как аналог финансовых пирамид предыдущих эпох. Поэтому, когда Досси рассматривает логику формирования заоблачных цен на объекты современного искусства, перещеголявших в этом плане всех старых мастеров и даже мастеров начала XX века, то более уместно говорить не о «меценатстве» покупателя и не о деманетизированных духовных практиках, а о пошлой форме заработка.

Во-первых, указывает Досси, рынок современного искусства ориентирован на инвестиционные проекты, вроде тех, что были популярны на биржах эпохи доткомов в начале двухтысячных. У вышедшего на биржу проекта пока непонятен механизм извлечения прибыли, но именно это и делает его возможную прибыльность астрономической. А пока можно просто торговать перспективным товаром. Но как и в случае с доткомами, начинать играть могут только те, кто реально способен будет потом поддерживать спрос все новыми и новыми покупками, в противном случае покупателя произведения искусства ждет провал — он купит предмет искусства, который будет «не интересен», будет находится вне тренда и, следовательно, окажется неудачной инвестицией. Принципиальным отличием тут служит невероятная социальная и культурная нагрузка получаемая за счет медийного сопровождения, которая сопутствует процессу и упрощенно может быть выражена через уже затертый до дыр глагол «to hip».

Следовательно, во-вторых, к искусству как таковому существующий рынок не имеет отношения, т.к. о самостоятельной ценности произведения тут не будет вестись уже никакой речи.

Конечно, Досси не называет галеристов, меценатов и современных художников жуликами прямо. Однако недвусмысленно дает понять, что человек, вступающий на сомнительный путь, ведущий в мир современного искусства не может считаться человеком принципиально отличающимся от того, кто, допустим, торгует плавленым сыром. Это одновременно и комплимент и упрек, и предупреждение читателю не «вестись на разводку» непогрешимостью лиц, прикрывающихся искусством.

Пирошка Досси «Продано! Искусство и деньги», С-Пб, Лимбус Пресс, 2011

Книга приобретена в магазине "Фаланстер".

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".