Проди обвинил ЕС в отсутствии независимой политики
С пророссийскими заявлениями выступил экс-премьер Италии Романо Проди.
Евросоюзу выгодно развивать сотрудничество с Россией во всех сферах, однако на данном этапе ЕС позволяет «навязывать себе извне решения, касающиеся внешней политики», что портит ситуацию, заявил Проди, возглавляющий ныне Фонд международного сотрудничества.
«Вина Европы состоит в том, что она разрешает навязывать себе извне решения, касающиеся внешней политики», – заявил он «Интерфаксу», отвечая на вопрос о состоянии отношений России с ЕС.
Он пояснил, что немалое влияние на внешнюю политику ЕС, по его мнению, оказывают США. Проди полагает, что на данный момент нет предпосылок для того, чтобы у ЕС появилась полностью независимая внешняя политика. «Если говорить честно, то в этом плане ничего не изменилось», – считает он.
Вместе с тем, по мнению Проди, продолжение интеграционных процессов между Россией и ЕС неизбежно. Он подчеркнул, что существует множество сфер, в которых ЕС мог бы активнее сотрудничать с Россией. В качестве примера он привел модернизацию российской промышленности.
Проди в прошлом возглавлял совет министров Италии и занимал пост председателя Европейской комиссии.
Отношения с Италией в бытность премьер-министром Романо Проди у нас выстраивались достаточно конструктивные. Как раз тогда в активную фазу вошли переговоры по поводу строительства Южного потока. Т.е. в такой сфере как газовые соглашения мы с Италией преуспели, поэтому нынешнее заявление Романо Проди логично вписывается в его теорию и в общее его настроение относительно сотрудничества с Россией. Он настроен на более тесное партнерство с Российской Федерацией, с российским руководством.
Нынешнего премьера Сильвио Берлускони однозначно я бы пророссийским не назвала, скорее, это человек, который признает необходимость сотрудничества Италии с российским руководством как факт. И особенность итальянской как раз политики в том, что то бы там ни был премьером - отношения выстраиваются всегда достаточно конструктивно и стабильно, в отличие от той же Германии, когда на смену социал-демократу Шредеру пришла председатель христианских демократов Ангела Меркель и начала сразу с достаточно жесткой европоцентричной риторики.
Что касается в целом внешней политики Европейского Союза, я разделила бы ее на два уровня – это, конечно, национальный уровень, уровень лидеров отдельных государств, и общеевропейский уровень, это руководство еврокомиссии. Здесь мы наблюдаем противоречие, причем противоречие не только по поводу отношений с Россией, но и внутри Европейского Союза.
Недавно прошла информация, что руководство ЕС намерено замкнуть на себя энергетические контракты стран Европы с третьими государствами, хотя сейчас это целиком и полностью прерогатива лидеров самих стран ЕС.
Такое противоречие, на мой взгляд, отражается в целом во внешнеполитическом курсе.
Трудно сказать, смелы ли европейские политики в том, чтобы не оглядывать на США, или нет, но в целом заинтересованы, чтобы отстаивать свои национальные интересы, прежде всего.
И они следуют тому, что им помогает - сотрудничество ли с Россией, как, например, в той же энергетической сфере Германии, или же некоторые планы по выходу на третьи рынки по реализации геополитических проектов.
Саркози, например, обвинили в том, что он полностью был солидарен с американской администрацией, не озвучил собственную позицию Франции, пошел в фарватере именно американской политики. И поэтому здесь полностью говорить о том, что вся Европа заточена под США и в отношении России слышны только отдельные голоса, я бы не стала. Но в целом, да, повторюсь, как правило, Европа, особенно Центральная и Западная Европа традиционно идет в фарватере именно американской внешней политики, и не стоит ожидать, что все они будут следовать российским приоритетам, российскому курсу. Этому противоречит и сам ход исторического развития, особенно, если брать период холодной войны, когда у нас была биполярная система, то в общем-то все эти страны были в западном блоке, они ориентировались на США, и поэтому в этом ничего странного и ничего удивительного нет.
Потом, с распадом Советского Союза к ним присоединились уже страны Восточной Европы, были включены и определенные исторические моменты, которые многие из них очень часто актуализировали.
Можно сказать, что руководители стран исходят из ситуативных интересов. Если это входит в интересы, с Россией связи развиваются. Та же самая Ангела Меркель, когда речь идет о газовых контрактах, на уровне внешнеполитической стилистики может говорить что угодно (по событиям в Южной Осетии, в частности), но при этом мы видим, что контракты у нас с Германией не только в энергетике, но и в машиностроении достаточно активно развиваются.