Статья
1722 13 июля 2009 0:01

Прогноз развития

Президиум правительства РФ одобрил уточненный прогноз развития экономики на 2010-2012 годы, заявила глава Минэкономразвития Эльвира Набиуллина на пресс-конференции по итогам заседания.

"Одобрен проект сценарных условий и параметры социально- экономического развития на 2010-2012 годы", - сказала она.

По ее словам, в качестве базового выбран сценарий, ориентирующийся на умеренный сценарий роста цен на нефть - $54 в 2010 году, $55 в 2010 году, $56 в 2011 году и $57 в 2012 году.

Э.Набиуллина отметила, что "многое будет зависеть от развития мировой экономики - от скорости выхода мировой экономики из кризиса". В качестве базовой гипотезы, по словам министра, ожидается спад мировой экономики в 2009 году на 2,7% и подъем экономики от 0,6% до 2,7% в 2010 году.

"В качестве предпосылок для реализации этого базового сценария мы предполагаем, что будет налажена система кредитования реального сектора экономики с учетом принятых решений и по госгарантиям, и с учетом той положительной динамики по депозитам в банках, которую мы сейчас наблюдаем. Плюс к этому будут реализованы инвестиционные программы естественных монополий", - добавила министр.

Также, по ее словам, в качестве предпосылки "рассматриваем и то, что с конца этого года, уже во II полугодии начнется рост производственных запасов". "Когда кризис начался, то запасы сокращались даже быстрее чем спрос - это определило, в том числе, те показатели падения ВВП, которые у нас были в I полугодии. По нашим оценкам, падение производственных запасов уже близко к исчерпанию, и начнется некоторый прирост запасов предприятий", - сказала Э.Набиуллина.

"Рассчитываем на то, что будет умеренно положительная динамика экспорта", - сказала также министр. Она отметила, что если экспорт в I полугодии упал на 53%, то "во II полугодии рассчитываем, что восстановится динамика экспорта и рост будет на 7-8%".

Рост ВВП по этому сценарию составит 1% в 2010 году, 2,6% в 2011 году и 3,8% в 2012 году. "Чуть меньше будут темпы роста промышленности, но также положительные", - сказала министр.

"Нас очень беспокоит ситуация с инвестициями, но, тем не менее, мы считаем, что есть предпосылки, чтобы инвестиции в основной капитал в 2010 году начали расти, учитывая падение, которое мы наблюдаем в 2009 году", - добавила Э.Набиуллина.

Как сообщалось, дефицит федерального бюджета РФ в 2010, 2011 и 2012 годах при данном сценарии развития экономики может быть снижен до 6,5%, 4% и 3% ВВП соответственно.

Правительство РФ утвердило предельный размер роста тарифов на газ для промышленных потребителей в 2010 году на уровне 15%, на электроэнергию - 5%, на железнодорожные перевозки - 9,4%, сообщила по итогам заседания президиума правительства министр экономического развития Эльвира Набиуллина.

"Индексация по газу для промышленности с 1 января - 15%, по электроэнергетике - 5% для регулируемых тарифов, для грузовых железнодорожных перевозок индексация тарифа - 9,4%", - сказала министр.

Э.Набиуллина также отметила, что Минэкономразвития в 2010 году прогнозирует "небольшой прирост" инвестиционных программ "Газпрома" и энергокомпаний. "В естественных монополиях, по газу и по электроэнергетике, мы ожидаем небольшого прироста инвестиций по сравнению с 2009 годом", - сказала министр.

При этом, по ее словам, в 2009 объем инвестиций будет существенно ниже уровня 2008 года. "Мы в этом году принимали решения, сдерживающие рост тарифов, и, соответственно, это уменьшает выручку естественных монополий, плюс происходит снижение сбыта их продукции, поэтому у нас будет определенная корректировка по сравнению с ранее планируемым показателям по инвестициям", - сказала Э.Набиуллина.

На заседании президиума правительства премьер-министр Владимир Путин заявил, что объем инвестиционной программы "Газпрома" в 2009 году составит 775 млрд рублей. Премьер подчеркнул, что в инвестиционной программе "Газпрома" следует сохранить важнейшие приоритетные проекты, такие как "освоение новых месторождений на Ямале и Камчатке, диверсификация газотранспортных маршрутов, развитие мощностей по производству сжиженного природного газа". "Безусловно, будет продолжена и проблема газификации субъектов РФ, на ее реализацию в 68 регионах страны выделяется 18,5 млрд рублей", - сказал В.Путин. Говоря о планах газификации страны, он уточнил, что газ предполагается подать в 421 населенный пункт РФ.

В ходе заседания президиума правительства РФ при обсуждении законопроекта о регулировании торговой деятельности В.Путин, в частности, заявил о необходимости искоренения "нечестной практики" дискриминации производителей со стороны крупных торговых сетей. "Я знаю о дискуссии, которые шли в правительстве за последнее время: если мы в этот закон (о торговой деятельности) не погружаем соответствующие правила антимонопольного регулирования, согласен с тем, чтобы мы учли это в другом законе - "О конкуренции", - сказал В.Путин, подчеркнув, что антимонопольное регулирование "должно быть усилено".


В.Путин отметил, что закон о торговой деятельности "не решит проблему обоснованного с экономической точки зрения и справедливого с социальной точки зрения ценообразования", но принятие этого закона станет движением в правильном направлении.

 

"Сегодня нужно расставить "точки над и" в этом важнейшем документе. Наша цель - выстроить сбалансированные цивилизованные отношения по всей цепочке от производства до прилавка, и, в первую очередь, навести порядок в такой чувствительной сфере, как торговля продуктами питания", - сказал В.Путин.

В.Путин подчеркнул необходимость прекратить длительные задержки оплаты производителям за поставленную продукцию, а также закончить "всевозможные поборы или, как их еще называют сами участники рынка, бонусы".

"С другой стороны, производители должны научиться соответствовать самым строгим требованиям качества продукции, повышать эффективность своего производства, снижать затраты. Для этого в законодательство будут введены нормы прямого действия, регулирующие сроки оплаты поставок продовольственных товаров и запрещающие дискриминацию их производителей", - сказал В.Путин.

 

В.Путин также подчеркнул необходимость задействования механизмов саморегулирования, которые позволяют производителям и розничным сетям совместно вырабатывать совместные правила игры."Кроме того, в законодательстве предлагается четко определить полномочия всех уровней власти в сфере торговли, убрать избыточные административные барьеры", - сказал В.Путин.

 

Говоря об антимонопольном регулировании, премьер-министр отметил, что ФАС предоставило ежегодный доклад о состоянии конкуренции в России, который подводит итоги работы ведомства за прошлый год. Так, по словам В.Путина, в 2008 году было выявлено более 7200 фактов недобросовестной конкуренции, злоупотреблений доминирующим положением на рынке и других запрещенных действий.

 

"То есть ситуация далеко не идеальная, и задача антимонопольной службы - не только жестко пресекать нарушения закона, но и предложить действенные меры по совершенствованию конкурентной среды, в том числе в рамках обсуждаемого сегодня закона", - сказал В.Путин.

Комментарии экспертов

РФ, вслед за целым рядом других экономик, выбрала двухчастную систему борьбы с кризисом. В рамках первого периода, который пришёлся на 2009 год, расходы государства увеличились. В основном, это запуск основных антикризисных программ, системы госгарантий, субординированных кредитов, прямое субсидирование экономики, поддержка отдельных бизнес-структур и целевых проектов. Параллельно происходил секвестр бюджета. Но он был не такой объёмный, незначительный.

Второй этап борьбы с кризисом связан с существенным сокращением расходной части. По некоторым данным, секвестр, который может быть проведён уже осенью, будет достаточно обширным. Снижение расходной части при снижении антикризисных мер приведёт к снижению расходов. Пока, исходя из заявленных данных, 70% будущего бюджета будут социальными статьями. Соответственно, возможность для сокращения не очень большая. В любой случае придётся увеличивать доходную часть.

Здесь речь идёт о трёх основных источниках доходов в РФ. Первое – это нефтегазовые доходы. Что касается нефтегазовых доходов, то государство здесь в пользу компаний существенно снизило налоговую нагрузку на отрасль. Пошлины высчитываются теперь достаточно оперативно и, соответственно, компаниям не приходится переплачивать – пошлина достаточно невысокая. Кроме того, введены льготы для восточносибирских месторождений. Они используются не в полном объёме, но всё равно они присутствуют.

А, учитывая, что в будущем году произойдёт реформирование единого социального налога, одно это потребует более триллиона дополнительных доходов. Понятно, что государство рассчитывает на рост экономики, чтобы существенно пополнить свои резервы, тем более что резервный фонд к первому полугодию 2010 года может быть исчерпан.

Второе направление из тех, которые являются основной доходной частью – это налоги, связанные с деятельностью компаний. В основной массе это НДС. Что касается НДС, то ужесточатся условия сдачи и, соответственно, это повлияет на собираемость налога, обещанного Минфином последние несколько лет. Для некоторых компаний будут упрощены вопросы компенсации НДС, но для отдельных крупных производителей они, наоборот, будут ужесточаться.

Третий основной источник – это управление госимуществом. Возможно, может быть запущена процедура приватизации в отношении некоторых активов. Скорее всего, это произойдёт не в первой половине 2010, потому что продавать активы на низком рынке нерентабельно, а надо дождаться роста фондовых котировок.

Вот три направления, которые будут активно прорабатываться. Плюс, Минфин уже обещает заимствовать на внешних рынках. Пока назывались разные цифры – от 10 до 60 миллиардов долларов. Но, в принципе, цифры могут быть увеличены. У РФ одна из лучших кредитных историй. Мы быстро отдаём государственные долги, поэтому, в принципе, можно будет подключить внешнее финансирование.

Это тот залог, который позволит повысить доходную часть, несколько снизить расходную часть, и тем самым добиться дефицита, обозначенного в прогнозе.

ВВП — это понятие в большей степени статистическое и идеологическое, нежели имеющее отношение к реальности, которую мы можем пощупать руками. В этом смысле мне (и далеко не только мне) никогда не нравился, например, лозунг о том, что мы должны удвоить ВВП или догнать по уровню ВВП какую-нибудь Португалию. Технически выполнение этой задачи возможно с помощью Министерства финансов и Центробанка простым манипулированием курса рубля. Никакого отношения к тому, живём мы лучше или хуже, потребляем мы больше или меньше, экономика растёт или падает, этот показатель — рост ВВП — в этом случае иметь не будет.

Другое дело, что, когда говорят о возможности роста ВВП в России в кризисный год, имеют в виду несколько факторов. Первое — возможность экономического роста осенью этого года. Мы можем разделять или не разделять эту точку зрения, но эта точка зрения существует. Есть экономисты (в их числе, например, Сергей Гуреев, руководитель РЭШ), которые полагают, что экономический рост в этом году возможен. Это серьёзные экономисты. С ними можно не соглашаться, но к ним невозможно не прислушиваться.

Во-вторых, существует отнюдь не теоретическая возможность относительной девальвации рубля, которая тоже даст нам некоторый рост ВВП. Наконец, а с чем мы сравниваем? Мы сравниваем этот рост 2,5% — простите, с точки падения в 2008 году.

Я в этом смысле не оптимист. Я не считаю, что российская экономика покажет хорошую динамику уже в этом году. Я думаю, что лучшее, на что мы можем рассчитывать — это некоторое замедление роста безработицы и восстановление в некоторых отраслях промышленности. Если мы это получим, это будет большой удачей для всех нас.

Но противоположная точка зрения существует, она является влиятельной. И прогноз, согласно которому мы будем расти на 2,5%, является глубоко заслуживающим внимания.

3 ноября 2020 Новости
Объём производства высокоэкологичного бензина «Евро-6» на Рязанском НПЗ «Роснефти» превысил 1 млн тонн
 Объём производства высокоэкологичного бензина «Евро-6» на Рязанском НПЗ «Роснефти» превысил 1 млн тонн Рязанский нефтеперерабатывающий завод (НПЗ), крупнейший нефтеперерабатывающий актив «Роснефти», произвёл более 1 млн тонн бензина марки «Евро-6» с улучшенными экологическими и эксплуатационными свойствами.
1 июня 2018 Новости  Алло, я по объявлению: как западные спецслужбы меняют подход в наборе кадров В Сети начинают появляться наглядные доказательства того, что западные спецслужбы полностью меняют стратегию рекрутинга кадров — вместо привычных методов вербовки они используют социальные сети и рекламу на телевидении. 13 апреля 2018 Новости  СМИ и соцсети помогут авторам телеграм-каналов Социальные сети и традиционные СМИ после решения суда о блокировке Telegram решили поддержать авторов, которые ведут популярные телеграм-каналы.
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".