Комментарий
2562 5 июня 2012 13:04

Прогресс

Леонид Радзиховский публицистЛеонид Радзиховский

Леонид Радзиховский
публицистЛеонид Радзиховский

Сравнивая пожар на Ближнем Востоке, все эти реки крови и горы трупов в Сирии, толпы, ревущие у здания суда «Смерть!» в адрес 84-летнего больного Мубарака (его в суд-то на носилках возят) и т.д., и дождик протестов, моросящий в Европе (в том числе в России) невольно думаешь – «и правда, "два мира – два Шапиро"».

Средние Века – и постмодерн.

А ведь не так давно в Европах было ровно также. Во Франции со времен их Великой революции прошло чуть больше 200 лет, у нас со времен нашей Великой – меньше 100…

Что изменилось? Почему мы – европейцы – от плотоядной Истории сдвинулись к травоядной? 

Опыт резни? Но на том же Ближнем Востоке опыт резни тоже есть, хоть, может «по цифрам» и не такой впечатляющий как в России, Франции или Испании… Да и в Европе, в России, до поры до времени опыт прежних кровопусканий, «бессмысленных и беспощадных» Пугачевых и Разиных, войн и Варфоломеевских ночей, совершенно не охлаждал народ. И Великая Французская и Великая Русская революции были лишь шагом вперед и вверх, отталкиваясь от опыта прежнего насилия.

Образование? На Ближнем Востоке народ не менее образованный, чем в среднем по Европе – все грамотные, во всяком случае, компьютерную грамотность товарищи революционеры освоили.

Религия? Но, повторяю, в христианских странах опыт массового социального суицида («революций») продолжался веками и кончился относительно недавно.

Но может дело не в конкретных религиях, а в общем уровне религиозного фанатизма – в Средние Века он высокий, кровавый, а сейчас в Европе – в пределах замерзания? Достоевский благонамеренно писал, что только религия, мол, спасает человека, «Бога нет – все позволено». Он был прав: когда Бога гильотинировали (1793, Франция) или расстреляли (Россия, 1917) началась массовая резня среди безбожников. Он был неправ: сейчас в Европе Бог тихо умер, а нравы мягкие, что-что, а людей резать не позволено (хотя гомосексуализм и наркотики – разве это не «все позволено»? Нет. Не все.), а на Ближнем Востоке Бог жив-здоров – чего о людях никак не скажешь… И их резню только безбожники-европейцы и пытаются остановить. Что касается России, то у нас, конечно, РПЦ жива-здорова. Но насчет религиозного чувства есть, как говорится, сомнения…      

Старение населения? Да. Это, пожалуй, и правда существенная разница – и со своими Средними веками и с арабским «живым Средневековьем». Но что «причина», а что «следствие», где «яйцо» - где «курица»? Может, население потому и стареет (т.е. рождаемость упала), что изменились нравы?

Массовый средний класс? Тоже верно. В Европе (в том числе в России) он есть, на Ближнем Востоке он далеко не такой массовый. А когда у людей есть барахлишко они поневоле вынуждены уважать законы. А если нет – живут и режут друг друга «по совести». Так что средний класс – тормоз революции.

Ценности общества, дух времени, моды, которые запускают элиты? О, да!

В XVIII-XIX веке в Европе были в ходу Большие ценности. Бетховен, 9 симфония, «На тиранов!» (Шиллер), «Интернационал» и «Марсельеза». Тогда не боялись пафоса – кидались в него с головой. И ловили в волнах страсти и пафоса – «Фауста», «Братьев Карамазовых», «Феноменологию духа» или «Так говорил Заратустра». Связана ли с этим наука – Великая Европейская наука XIX-XX века, наука Эйнштейна и Планка, Пастера и Менделеева, Гаусса и Галуа? Революции тела сообщающимися сосудами связаны с революциями Духа и одних без других не бывает?

Сейчас идеология совсем другая – вечная постмодернистская ирония, трусливая (?) терпимость-ко-всему как замена религиозных прозрений, «культ потребительства», как эрзац-религия (об этом верно, хоть и бездарно писали советские пропагандисты, у которых, понятно, от этого культа только слюна капала). Что ж – хорошие ценности, как будто рациональные… Но вот среди сотен тысяч (миллионов?) научных работников в ЕС нет ни одного, хоть отдаленно сравнимого с Бором или Менделем. Как ни один из сотен тысяч (миллионов?) «работников искусств» близко не тянет на Чайковского с Малером.

Но и в пафосно-серьезных Египтах и Ливиях что-то «откровений духа» не заметно. Если не считать таковыми кошачьи концерты «Смерть Мубараку!» и прочее кровожадное хрюканье «освобожденного народа». Может, мало времени прошло и завтра этот пафос Революции конвертируется в новую Аппассионату или «Войну и мир»? Возможно. Хотя пока что никаких симптомов этого не заметно – похоже из резни и насилия так ничего более величавого, чем гора трупов не появится. Средневековье-XXI обещает быть еще более духовно-бесплодным чем массовое общество потребления культурного поп-корна.

Что же такое «прогресс»? Уменьшение насилия? Умаление веры? Утрата таланта? Обеднение эмоций? Рост продолжительности «жизни потребителя»? Увеличение объема информации? Постоянное повышение бытовых удобств и создание новых потребностей?

Когда-то в ходу была такая полуироническая, но довольно точная формула прогресса: «Сейчас в Тульской писательской организации 100 членов. А до Революции был один Лев Толстой». Прогресс: обмен качества – на количество. 

Но даже если разогнать к черту все писательские организации – Толстой едва ли появится… 

На стене лаборатории Капицы в Кембридже был изображен крокодил. Капица говорил, что это – символ прогресса. Всегда движется вперед, перемалывает все на своем пути и никогда не поворачивается назад. 

Может это просто символ Времени – оно назад течь не умеет. Европа стареет («закатывается» как говорят последние 100 лет), драйв сменяется стариковскими удобствами, сарказмами, мягкостью разношенных туфель, а вместо чувств и мыслей – «как бы» чувства и мысли. Только вот на кипящем подростковом Ближнем Востоке тоже чувств и мыслей – кроме «убей его!» что-то незаметно. 

Или Время все-таки поворачивается и разворачивается, а не просто трамваем прет вперед? Развитие-то, говорят, идет по спирали? Или спираль обломалась?..

Интерес Истории в том, что никто не знает ответа на эти вопросы. 

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".