Комментарий
145 2 Мая 2012 13:25

Прощальный вздох

Виктор Топоров литературный критикВиктор Топоров

Виктор Топоров
литературный критикВиктор Топоров

Итак, эксперимент с «третьей культурной столицей» в Перми следует считать завершенным. Отставка губернатора Чиркунова, о которой давно поговаривали, - свершившийся факт; несколько ранее стало известно, что избыточно щедрое финансирование тамошних проектов в области изящных искусств будет в любом случае прекращено с 1 июля. Культура, разумеется, не умрет, а вот пермская культурная жизнь будет впредь финансироваться по хорошо знакомому «остаточному» принципу. Первый звоночек прозвенел, впрочем, еще ровно год назад, когда закрыли популярный – прежде всего благодаря стихам Всеволода Емелина – электронный портал «Соль».

Олег Чиркунов был гарантом,  а Марат Гельман – душой и вдохновителем масштабного пермского проекта, принесшего городу и краю широкую известность, хотя дело не обошлось и без споров, сомнений, а то и прямых насмешек. Дурным знаменьем стала трагедия в «Хромой лошади». В резкой оппозиции к «нашествию» всяких там мильграмов, бояковых и родионовых оказалась значительная часть местной творческой интеллигенции во главе со знаменитым писателем Алексеем Ивановым. Не обошлось и без внутренних трений – и, скажем, тот же портал «Соль» демонстративно отложился от Гельмана задолго до своего закрытия. Да и сам Марат Александрович обратил взгляд уже не на Пермь, а на Тверь (с опережающе фатальным результатом для тамошнего губернатора Зеленина).

Сейчас карьерные перспективы Чиркунова туманны, на Гельмана гонят общественную волну, несколько все же облыжно обвиняя его в разжигании антицерковных настроений, писатель Иванов въезжает в столицу на белом коне антимосковского и анти-интеллигентского романа (правда, романа слабого)… Одним словом, самое время поразмышлять над тем, что же это все-таки было – пермский проект, - что принесли все эти неоднолетние усилия и миллиардные (в рублях) инвестиции стране, что – городу (и краю), что – людям? Свелось ли дело к хорошо знакомому многим удачливым людям «освоению бюджета инвестиций» (со всеми положенными откатами и распилами или же в отсутствие таковых – бывает ведь и такое) – или же здесь произошло нечто и впрямь культурно значимое и, более того, имеющее длительную художественную и моральную ценность? Вопрос, который легче задать, чем на него более-менее осмысленно ответить.

В стране у нас сейчас не две культуры, как учил когда-то В.И.Ленин, а как минимум пять. Профессиональная (традиционные музеи и театры), поле которой стягивается как шагреневая кожа; массовая, она же популярная (попса и прочее), правящая бал в «ящике» и, увы, не только в нем; «актуальная»; региональная и… самодеятельная. Причем именно по последнему разряду – самодеятельной культуры – происходит большинство как творчески значимых, так и с претензией на творческую значимость событий. И остаточное меньшинство (вровень с остаточным финансированием) – по первому. Региональная – это хохлома, матрешки, деревянная скульптура в той же Перми. Волей-неволей взгляды многих приковывает к себе «актуальная»: творческих результатов здесь нет и не может быть в принципе, зато есть «движуха» и, не в последнюю очередь, деньги. Профессиональный писатель, или актер, или музыкант сегодня, в массе своей, бич (бывший интеллектуальный человек), его удел – «негритянский» труд, телесериалы и ресторанный оркестр; а вот профессиональный «актуальщик» - человек остро и доходно востребованный.

Гельман – под гарантии Чиркунова – не столько привел «актуальщиков» в захолустную, называя вещи своими именами, Пермь (хотя было и это), сколько искусно перемешал их с поголадывающими или подрабатывающими на стороне представителями других культур; он дал дело – или видимость дела (но видимость, опять-таки, профессиональную) – десяткам и сотням невостребованных художников – серьезных художников или как минимум с претензией на серьезность, - он накормил их в Перми по норме «актуального искусства» или близко к ней – и тем самым создал ощущение прорыва, то ли происходящего прямо у нас на глазах, то ли назревающего и вот-вот ожидаемого… 

Чего он не смог обеспечить – так это по-настоящему заинтересованного внимания пермской публики: того самого заинтересованного внимания, которое только и может вывести искусство на самоокупаемость. Впрочем, самоокупаемого искусства (всего комплекса искусств) не существует сейчас нигде в мире. Инвестиционный бюджет освоен, а главное, исчерпан (по тем или иным причинам) – и пермскому эксперименту пришел конец, хотя ощущения исчерпанности или хотя бы завершенности самого эксперимента так и не возникло – и это «соитие прерванное» (а вернее, прерванность этого соития) не может не вызвать сожаления: хотелось бы все-таки досмотреть пермский спектакль до естественного конца, а уж потом решать – аплодировать или улюлюкать. А вот в  нынешних драматических обстоятельствах, наверное, уместнее всего просто-напросто вздохнуть. 

19 Июня 2018 Новости  Законопроект об изучении родных языков будет изменен ко второму чтению Сегодня Госдума приняла в первом чтении законопроект об изучении родных языков в школе. Законодательная инициатива подвергалась жесткой критике со стороны национальных республик, руководство которых расценило законопроект как попытку ограничения культурных особенностей субъектов Федерации. 19 Июня 2018 Новости  «Единороссы» помогут оппозиционным кандидатам на выборах мэра Москвы Политсовет МГРО партии «Единая Россия» на расширенном заседании поддержал инициативу Совета муниципальных образований Москвы о помощи оппозиционным кандидатам в получении подписей муниципальных депутатов для прохождения фильтра. 20 Июня 2018 Анонс
Медведев пробрифингует единороссов
 Медведев пробрифингует единороссов 20 июня председатель правительства РФ Дмитрий Медведев проведет встречу с руководством партии «Единая Россия», чтобы обсудить пенсионную реформу. Об этом пишут «Ведомости» со ссылкой на ряд источников.

© 2008-2018 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".