Статья
1073 23 января 2016 15:18

Прощай, оружие?

Дефицит финансовых ресурсов, спровоцированный рекордным за последние десятилетия падением цен на нефть, заставляет бизнес и государство включать режим экономии. В компаниях одними из первых под нож идут рекламные расходы, а Минфин и региональные власти сокращают выплаты по наименее «критичным», на первый взгляд, статьям бюджетов. В их число попадают и СМИ. Результат такого двойного удара – как со стороны бюджета, так и со стороны рекламодателей – российские медиа уже ощутили в полной мере.

Неожиданно стало известно о сокращении штатов только недавно созданного телеканала «Матч-ТВ». Выведенных за штат переведут на гонорары. Сокращения коснутся не менее половины комментаторов канала, сообщает РБК.

Удивляет и небывалая за последние 20 лет задержка заработной платы в информационном агентстве ТАСС. Его руководство обещает решить вопрос до конца января. «Выплата аванса производится 19-го числа каждого месяца. Впервые за много лет в январе текущего года произошла задержка выплаты аванса. Это связано с тем, что в агентство пока не поступили средства из федерального бюджета», — сообщили РИА Новости в департаменте корпоративных коммуникаций ТАСС.

Как подтвердил источник «Актуальных комментариев» в ТАСС, по состоянию на 22 января выплаты сотрудникам произведены еще не были. Персонал агентства, по словам собеседника редакции, будет оповещен заранее о перечислениях, ориентировочно они произойдут в конце января.

Кризис коснулся и небюджетных СМИ федерального уровня. У интернет-газеты «Взгляд» также задерживается выплата заработной платы сотрудникам.

О сокращении зарплат административному персоналу объявило руководство радиостанции «Эхо Москвы». Хотя гонорары журналистов пока не пострадали, но первые сигналы уже настораживают.

Еще более критичная ситуация в регионах. Например, еще в октябре 2015 года в Омской области было ясно, что доходы крупнейших налогоплательщиков сократились почти в 2 раза, и компенсировать их нечем. «К сожалению, мы попали в число 17 регионов России, где не удалось компенсировать выпадающие доходы. В результате мы теряем порядка 6 млрд рублей. Это значит, что придётся сокращать расходную часть. По крайней мере, превышение расходов над доходами не должно быть более 10%», — сообщил тогда губернатор Виктор Назаров. В результате область сокращает финансирование СМИ на 70 млн руб. 

Не исключено, что выбор, кого сократить, выпал на медиа и в остальных 16 регионах.

Уменьшение финансирования, видимо, идет уже полным ходом. Известно, что в 2016 году Ненецкий автономный округ на четверть или на 55 млн рублей сократит расходы на информационную политику. В 2015 году по инициативе губернатора округа Игоря Кошина финансирование этой статьи расходов сократилось на 14%. До конца декабря структуру региональных СМИ обещали оптимизировать, в результате печатные издания в округе будет выпускать преобразованный из двух бюджетных учреждений издательский дом НАО, сообщает местная пресса.

Тем временем отдельные издания в регионах уже на грани выживания. Журналисты муниципальной «Пригородной газеты» Горноуральского городского округа ждут зарплату с ноября прошлого года. Бюджет газеты формирует муниципальные заказ и реклама. В конце года система финансирования дала сбой, журналисты забастовали, в результате в День города Горноуральский городской округ чуть не остался без праздничного выпуска. Обстоятельство в масштабах округа малоприятное.

Риск срыва полноценной работы медиа уже налицо. Насколько этот риск оправдан в текущий период? Не за горами думские выборы, которые во многом определяют вектор и региональной, и федеральной политики. Обычно в предвыборный год информационные ресурсы, наоборот, мобилизуют.

Возможно, сегодня ставка делается на федеральные телеканалы. Но тут надо иметь в виду, что их аудитория сокращается. Зритель уходит от надоевшей усредненной тематики на специализированные каналы. По данным «Ведомостей», впервые за много лет аудитория пяти крупнейших в России телеканалов в прошлом году снизилась или в лучшем случае не выросла – как у ТНТ. Доля зрителей, смотревших каждый из этих каналов хотя бы раз в сутки, в общем числе людей, включивших телевизор, была в прошлом году ниже, чем в 2014 году. Уменьшились их доли не только в общем количестве телезрителей, но и в той аудитории, которую каждый из каналов считает для себя целевой и контакты с которой продает рекламодателям.

Если и ТВ сегодня уже не панацея, то стоит ли в целях экономии бюджета пренебрегать всем остальным арсеналом СМИ? Тем более, что к информационной войне с Западом и экономическому кризису добавляется еще и усиление внутриполитической конкуренции…

Власть впервые так экономит на медиа, и это – примета твердой уверенности в том, что для выборов СМИ не нужны. Федеральная информационная повестка несколько лет строится на фоне борьбы России с внешними угрозами, этого, кажется, хватает. Разумеется, критика Барака Обамы в районной газете смотрится странно, так что газетой можно и пренебречь. 

На этом фоне социальные сети даже в регионах демонстрируют вполне устойчивый рост, но в массе своей (Одноклассники и Вконтакте) остаются средством неполитического частного общения и развлекательными инструментами. Благодаря сокращению финансирования СМИ и политике выхолащивания контента (например, принудительные предвыборные дебаты вряд ли соберут огромную аудиторию), мы сможем увидеть взрывную политизацию неполитической части Рунета. Во время кризиса рецепты пирогов вполне могут уступить место рецептам низового протеста. 

Автор:
____________

Читайте также:


© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".